ИНТЕРВЬЮ С
БОРИСОМ ГРЕБЕНЩИКОВЫМ
(фрагменты материла журнала "Рокси"
Ленинградского городского рок-клуба)
конец 1983г.
- Ф.И.О. ,профессия, образование?
- Б.Г. (Стрелец, змея),генералист, живой человек (пока), Лгу ф-ет прикладной математики (формально).
- Тянет ли к прикладной математике?
- Никогда не знал, что это такое. Поэтому не тянет.
- Какие у тебя любимые поэты, писатели, проэаики, философы?
- М. Булгаков (только "Мастер и Маргарита"), В. Шинкарев ("Максим и Фёдор"), Поль Элюар, Боб Дилан, Дао-Цзы, Чжуан-Цзы, Брюс Ли.
- Какой у тебя любимый скульптор?
- Мы сами и то, что у нас иногда получается.
- Любимый художник?
- Магритт.
- Страна, к которой ты относишься с наибольшей симпатией?
- То место, где я нахожусь.
- Твой любимый фильм, кинокомедия, режиссёр?
- "Йеллоу Субмарин", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
- Когда ты впервые взял в руки гитару?
- Первую связанную песню БИТЛЗ, сыграл летом 1968 г.
- Каково твоё музыкальное образование?
- Приблизительно 30 лет слышания музыки и 20 лет её играния. Как правило, от формального образования творческие органы людей костенеют. Никогда его не хотел.
- Кто оказал влияние на твой музыкальный вкус?
- БИТЛЗ, Вертинский, Баун, Окуджава, Дилан, Клячкин, "Хьюман Лин", 0лдфилд и любая интересная музыка, кот. я слышу.
- Каких музыкантов ты отмечаешь?
- Цой, Чекасин, Валя Пономарёва.
- Твой хит-парад советских групп с учётом "Аквариума"?
- I. Кино
2. Майк - Зоопарк
3. Стран.игры, ЦЕНТР.
Музыку "Аквариума" оценивать
не собираюсь.
- Твоё первое публичное выступление?
- Ночной фестиваль в Юкках летом 1973 г. Я выступал в качестве романтического акустического мальчика с песнями Кэта Стивенса на одной сцене с "Санкт-Петербургом", старыми "Земянами", "Манией", чем очень гордился.
- Что было до января 1981г., то есть до "Синего альбома"?
- Из записей:
"Искушение святого Аквариума"
- Борис и Джорж, 73 г.
Крайне забавный бред.
"Притчи графа Диффузора" - "Аквариум"
(акустический), ,74г.- милая романтика.
"Менуэт Земледельцу", 74 г., 4
вещи- электроабсурд.
"С той стороны зеркального
стекла" - соло, 76г. - первая запись
в приблизительно нормальной студии.
"Все братья - сестры" - Борис и
Майкл, 78 г. - микрофон в чистом поле и
вперёд!
- Что такое "Арокс" и "Штер" ?
- Рабочие слова из вещи "Поэзия" на "Треугольнике". Название бутлега с 1-ым вариантом электрической программы 82-83г. Звук там крайне плоский из-за халтурной работы аппаратчиков, но есть одна забавная вещь - "Холодное пиво".
- Подробнее о концертах "АРОКС" и "ШТЕР", "Рыбный завтрак" ?
- "Арокс" -
смотри выше. "Рыбный завтрак" -
чисто московская инициатива, о
которой я узнал постфактум и
который крайне низкого качества, но
некоторые смешные вещи там есть -
"Пригородный блюз" Майка, "Ребята
ловят свой кайф", сильная версия,
"Дилетанта"...
- Какие тебе нужны зрители на
концерте? Каково ваше
взаимодействие?
- Слушащие и реагирующие. Энергия которой мы обмениваемая с залом и которую генерируют друг в друге - 90% любого концерта. Это тоже саиое, что некоторые особенные моменты в отношении мужчины и женщины. Каждый, кто испытывал эту радость поймёт, что я имею в виду.
- Когда были начаты опыты с рыбами в океане?
- Смотря что иметь в виду. Если опыты в созерцательно спокойном отношении к миру, то давно. Если же рассматривать это как пример КОАНА, то тоже давно. Вообще, это символ подруба и неподруба.
(Прим. из словаря:
"подруб" - недуальное
понимание истины.
например: "Он подходит нам как
басист, он подрубается в нашу
ритмическую телегу".
"КОАН" - зэнские(чаньские)высказывания,
служащие для короткого замыкания
логического сознания и подруба в
недуальностъ (единство) мира.)
- Твоё отношение к "Машине времени"?
- Люблю слушать, как Андрей поёт, потому что хорошо отношусь к нему и что-то есть в его голосе. О том, что с ним происходит, сожалею.
- Твоё отношение к Высоцкому?
- Уважаю его дар, но меня тяготит безысходность, встроенная в сам лад русской песни "...и ни церковь, ни кабак - ничего не свято, нет ребята, всё не так..." - сказано сильно, но меня не устраивает такой подход к жизни. "Так" никогда не будет, пока в это не подрубишся. Он, как магнитом, собрал к себе всё, что есть тяжелого в жизни и, естественно не вынес этого груза.
- Твоё отношение к Леннону?
- Люблю.
- Отношение к диско?
- Какая разница - диско, панк, рок-н-ролл, реггей, джаз? Форма не бывает ни плохой, ни хорошей. Важно содержание. КРАФТВЕРК мне нравится и ХЬЮМАН ЛИН - тоже, а САНТА ЭСМИРАЛЬДА - нет. Дело не в ритмической структуре.
- Отношение к джазу?
- Такое же как ко всему остальному. Почему разговор идёт всё время о ярлыках?
- Твои джазовые опыты?
- Они не имеют отношения к джазу. Скорее уж это авангард, хотя это такой же ярлык. Просто другая форма. Порой мне очень нравится, мне и интересно.
- Веришь ли тм в "Аквариум"?
- Нет. То во что я верю, вернее, реальность того, чего я замечаю вокруг, не имеет названия. "Аквариум" - временное вместилище этого.
- Кто сказал: "В этом мире случайностей нет!" ? Ты? Макаревич? Кто ещё?
- Эта фраза и последний аккорд песни указывает на того, которому посвящена песня. Так что I-ый не я. Но эти Фраза верна и её говорят уже много веков.
- Что такое "сквозная гитара"?
- Слайд-гитара, пропущенная задом-наперёд. "Сквозная" оттого, что звук сквозит.
- Как рождается музыка?
- Она не рождается, она есть, её нужно только услышать.
- Какая рыба плавает в океане быстрее всех?
- Не скажу.
- Что появляется раньше - стихи или музыка?
- Когда как. Обычно
фраза или одно - два слова, которые
отчего-то правильны.
Они быстро находят музыку, свою (обычно)
и жду всего остального. Иногда
приходится ждать долго. А вообще
главное не мешать.
- Расскажи о работе в студии.
- Люблю создавать несуществующую музыку. Вам никогда не приходила в голову мысль, что скажем, "Сержант Пеппер"...-музыка не имеющая физического существования (как, например "Хэли" - имеет)? Песни из "Сержанта" нельзя воспроизвести на сцене без существенных потерь. Таким делом люблю заниматься.
- Почему в "Сыновьях молчаливых дней" так много от "Пйнк Флойд"?
- Потоку что Ляпин любит хорошие роковые ходы, как и Гилмер. Был роскошный вариант, где соло играли виолончель с Фаготом (как 2 танка),но он, к сожалению, не записан. Там бы вы не усмотрели сходства с Пинк Флойд.
- Ты и Восток? Когда? Почему? Зачем?
- Сначала - Харрисон. Интересно, что это такое? Потом один любимый мне человек указал мне на "Дао Дэ Цзии". Но я продолжал врубаться в Индию, потои постепенно подрубился в дзен и потом прямо вышел опять к "Дао Дэ Цзии". Жизненно необходимая для меня и крайне радостная вещь. Моё взаимодейст-вие и понимание окружающей среды вполне выражается в этих терминах. Зачем? Потому что верно. То есть не единственно верно, но меньше шелухи. Фрипп хорошо сказал: "Рок-музыкант имеет дело с энергиями огромной мощнос-ти и интенсивности. Рано или поздно его начинает интересовать, откуда они берутся".
- Если снова начать?
- См. песню "25 к 10".
- Считаешь ли ты себя умным?
- Нет. Но многие бывают глупее меня.
- Твои отличительные черты?
- Желание соответствовать Дао. См. "Дао Дэ Цзин".
- Твоё отношение к материальным ценностям?
- Некоторых мне не хватает ,но не настолько, чтобы обращать на это внимание. Вообще они доставляют удовольствие. Но могут стать шорами на глазах, как и всё остальное, впрочем. За неимением их, отношусь к ним положительно.
-Твоё хобби?
- Хобби возникает ври наличии основной работы у меня такой нет. Я генералист и ко всем видам деятельности отношусь равно - с удовольствием.
- Твоё отношение к бессловесный тварям?
- Уважаю их и стараюсь у них учиться.
- Твоё отношение к Петербургу?
- Я - воспитанник этого города. Другого не мыслю. Город света и мрака. Мечтаю о том, чтобы отделить его светлую компоненту от тёмной и жить там.
- Самая замечательная историческая личность?
- Человек, изобретший швейную машину.
- Историческая личность, внушавшая тебе отвращение?
- Хосе Лопес де Агуэйра.
-Видел ли ты летающую тарелку?
- Видел огромное кол-во радующих вещей. Это в том числе.
- Могут ли саморазборки, навеянные вопроси послужить темой для творчества.
- Разобрать можно часы. Попробуйте разобрать яблоко. Я не собираюсь.
- Что такое взрослый человек?
- Несущий
ответственность за поступки, что бы
он не делал.
Как правило то, что называется
взрослостью вокруг нас это
закостенелая глупость, нежелание
воспринимать вещи которые не были с
трудом вбиты в голову.
- Счастлив ли ты?
- Да. Во всяком случае до теперешнего момента, что будет потом не знаю, ибо не обладаю даром провидения. Но первые 29 лет 10 месяцев безусловно да!
- Твоё отношение и советским панкам?
- Битники...хипи...панки... их дело. Главное - не ломать друг другу кайф ни при каких обстоятельствах (ппонимая это слово серьёзно). Не навязывать свою волю другим.
- Твоё отношение к любви? Да и есть ли она?
- Простите, а что есть ещё? Ради этого вернее посредством этого, живу всю эту жизнь. Это единственный действующий метод.
- Твоё отношение к дружбе?
- Простите, а что
такое друг?
Пресловутая "мужская дружба" -это
судя по всему:
а) похлопывание по плечу,
б) распитие вместе водки,
в) скупая мужская слеза в сочетании
с острым комплексом
неполноценности по отношению к
женщинам.
Отсюда недоверие к ним, доходящее
до боязни. Внеполовая
разновидность гомосексуализма,
прикрывающаяся высокими словами.
Ведёт к преступлениям против себя и
человечества. Люди живут, чтобы
радоваться друг другу и всему
остальному. Любое деление на "друзей"
и "не друзей" усугубляет
раскол.
- Что бы ты сделал, если бы был "директором"?
- Записывал свою и чужую музыку, выпускал бы ее для людей. Сделал бы творчество более доступным и для творцов и для публики. Насильственные рамки приводит к болезненным результатам "выхолащиванию", т.н. "Официальной культуры" и ущербности "неофициальной".
- Каким ты видишь себя в 40...50 лет?
- Не вижу. Вероятно из-за плохого зрения.
- Возникает ли желание (когда-нибудь) жить как все?
- Слишком уж нелепо они живут. Не лучше ли наоборот?!!!!
Ленинград. Осень -
зима 198З г.
Статья
сохранена Игорем Капустянским