1999 | 2001 |
Аквариум
"Y" (RealRecords)
Трудно ждать откровений от музыканта, находящегося на сцене без малого вот уже тридцать лет и все эти годы как петергофский Самсон неустанна фонтанирующего новыми песнями, альбомами и идеями, восхищающего и возмущающего, эпатирующего и интригующего, просвещающего и одновременно мистифицирующего своих слушателей, возводимого на пьедестал поклонниками и низвергаемого оттуда противниками (при стоическом безразличии самого объекта), цитирующего и цитируемого, без труда превращающего арьергард в авангард и наоборот, но тем приятнее обнаруживать, что в пороховницах БГ все ещё не перевёлся порох, а непредсказуемая и склонная ко всяческим чудачествам муза АКВАРИУМА (Акварина?) продолжает, как и прежде, навевать нам золотые сны о чём-то большем.
На мой взгляд, "Y"' - такая же итоговая работа, какой был для середины 80-х альбом "Радио Африка". Он суммирует накопленный АКВАРИУМОМ за определённый отрезок времени художественный и духовный опыт, заново осмысливает его и привязывает к конкретной временной точке. Интересно, что "Y" гораздо ближе к пост-панку и пост-барокко АКВАРИУМА 80-х, нежели к постмодернизму 90-х - впрочем, для БГ понятие "вперёд" далеко не всегда означало поступательное движение вдоль оси. Содной стороны, "Y" вводит в аквариумский обиход новые понятия и символы, с другой - намеренно перекликается с их записями и идеологией прошлых лет. В песнях альбома перемешались трип-хоп, фолк и ритм-энд-блюз, медиевальные и ориентальные мотивы, образы христианства и буддизма, литературные аллюзии и историко-географические реалии.
По текстам тут и там разбросаны ключевые фразы - как буд-то автор намеренно зашифровал в них некое послание и дал тайную инструкцию по его прочтению.
Как ни странно, альбом вызвал уменя чувство, которое я для себя определил как позитивная ностальгия - этакий взгляд из сегодня в завтра через вчера, "Y" возвращает нам БГ как отличного хитмэйкера - хотя радио усиленно крутит довольно рядовой номер "Маша и Медведь" (возможно, из смутных ассоциаций с бритоголовой телелюбочкой), у меня дома вовсю звучат жёсткий блюз "Сын плотника", прозрачный рэггей "Стоп Машина" с полным игры ума текстом, очаровательный pastiche "Пока несут сакэ"...
Не могу знать, как оценят этот диск другие (отечественная музыкальная пресса так и не поняла потрясающий альбом БГ "Лилит"), но по моей пятибалльной шкале он, бесспорно, заслуживает всех пяти звёздочек + ещё одной - в надежде на следующий шаг.
Андрей
БУРЛАКА
"Неделя в
Петербурге"
(№6 2000)
1999 | 2001 |