= ФОЛЬКЛОР, ЭТНОГРАФИЯ и РОК-МУЗЫКА =
=1=
"Они нападают на самое ценное, что у нас есть - на наш фольклор" -высказал мысль один суровый деятель, но мы позволим себе усомниться в его словах, ибо данный товарищ, кулуарно, конечно, для себя лично /myself/ предпочитает более "ценные" дела в образе более желтом и более блестящем.
Бабки, прятки, папахи, сапоги, пляски, танцы, шманцы - так воспринимает явления народного творчества рядовой труженик, попутно вспоминая о питекантропах, неандертальцах и наскальных росписях.
А ведь фольклор - это безымянное народное творчество и ... все. Именно творчество, импровизация, и творчество сегодняшнее. Этнографическая дифференциация! в наш индустриальный век имеет место лишь в Африке и где-то у папуасов, да и в век информации и науки люди огосударствовались как никогда.
Лапти, прятки, утки-гуси и тому подобная утварь - все это осталось в истории и сказках наших бабушек. Фольклорно-этнографическое творчество - это история народа, культурный его пласт.
"Не достоин будущего народ, не знающий своего прошлого", -говорил наш Александр Сергеевич, обнимая очередную свою любовницу, готовясь к дуэли с Дантесом. И мы не можем не ценить и не уважать творчества наших дедов, всего нашего народа, т.е. самих себя в конце концов.
Но за окном весенними ручьями наливается 1985-й, и как сказал бы "верас" ... "настал час розовый". Но фольклор ли это?
Что будут говорить о нас наши внуки, и что мы сможем им ответить? "Хмуриться не надо, Лада?"
=2=
Наша рок-музыка или, другими словами, молодежная музыкальная субкультура, называющая себя роком, и есть то самое на букву "Ф".
Основное качество фольклора есть ДИЛЕТАНТИЗМ.
Дилетантизм не есть противоположность художественного качества, называемого профессионализмом, ибо что такое и кто такой "профессионал"?
В странах капитализма - это хороший ремесленник, у нас - это "человек с бумажкой". Т.е. феньки, никакого отношения к творчеству не имеющие вообще. А что такое "творчество"? Вот как на этот вопрос отвечает русская философская печать:
"Творчество людское - постепенно воплощаемый образ совершенства; отдельные создания человека суть частичные выявления его духа. В каждом творческом усилии, как бы оно не было ничтожно, человек выражает себя сполна - от своих животных корней до небесных алканий, потому что в каждом действии совмещены и конкретная потребность действующего, и его сказавшаяся воля, и его направляющий волю образ совершенства".
Другими словами, творчество есть объективация духа. Дух же отдельной личности - суть духа народа, ибо "все в едином и единое во всем" - и есть жизнь, а не дифференциальный набор определений и правил.
Понятия "антинародного" и "отображения действительности" есть полнейший абсурд, ибо действительность - это система мифов, малых, больших, простых и сложных; а миф проектируется в объективном мире в виде концепта. Следовательно, имеет место не "отражение" действительности, а "изучение" себя в ней и ее в себе. В религиозном плане творчество есть обожествление человека, гармония сущего и мира.
=3=
Тем самым конкретная субкультура определяется ритуалом. Рок-музыка есть своеобразный ритуал в рамках обшей молодежной субкультуры. В условиях развитого государственного общества, где людьми все более и более правит необходимость, область творчества есть область свободы. Когда-нибудь, в идеале, может быть, будут все общественные манипуляции творческими, и идея социального равенства победит во всем мире, но пока государство вынуждено обеспечивать своим гражданам сублимацию духовной энергии в социально пассивную сферу, сферу культуры.
Известно, что свобода первичнее бытия, и живучесть рок-музыки тому пример. Но мы не выступаем против прикладного профессионализма. Обществу необходимы свои глашатаи, тем более в условиях международных государственных антагонизмов.
Однако, духовной кладовой советского народа является его собственное творчество, и старое этнографическое, и современное, нередко в формах международных. Идея М. Бакунина о федерализме и интернационализме иллюстрирует сегодня всей мировой культурой.
Кстати сказать, "авангард", самая интернациональная область культуры, имеет общий смысл "ярмарки идей", т.е. что-то вроде международных выставок духовных завоеваний, поэтому любая условно ограниченная субкультура /национальная, социальная, возрастная и т.д./ отдает самые главные свои ресурсы авангарду.
Авангард - это Академия Наук Культуры.
=4=
Итак, в заключение остается добавить, что идея отечественного рока не в противопоставлении Западу и не в подражании Западу, а в том, что это часть нашей культуры, прославленной балетом и литературой; в том, что это сама жизнь. Ибо, как говорит Чингис Хан: "Снег, что нападал у двери, сохраняет землю, что около юрты".
= Лев Барашков =
УрЛайт № 1 /1985г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым