ПОТОКИ МЕЛОМАНСКОГО СОЗНАНИЯ
Как известно, революционная ситуация - это когда сверху не могут, а снизу не хотят. Сложилась она на данный момент в нашей рок-музыке? Появление огромного количества "левых" команд и их творческие искания вроде бы говорят в пользу того, что она сложи-лась. Низы не хотят, то есть молодые люди в большинстве своем уж не воспринимают более "Песню-84".
Ну а как насчет верхов? А вот они могут жить по-старому, ведь слушают они почти все, что душе угодно, где-то даже по возможнос-тям приближаясь к фонотеке ВВС /вокальные всесоюзные силы/. Они не только могут слышать, но и видеть любимых "прогрессивных молодых исполнителей"... Парадоксально: мы не всегда можем видеть и слы-шать наши, родные команды, а они запросто могут слышать "ихние".
Да, конечно, музыкой "загнивающие" посвоему балуют, но у них там и климат другой, и аппаратура подешевле... и образ жизни крутой; поневоле всякие такие нетривиальные мелодии и низкопробные слова приходят в голову; а потом они запросто эти песенки записывают и продают их жуткими тиражами, которые даже Юре Антонову не снились.
Но как же так?? Ведь мы-то на этом фронте явно отстаем /на рок-фронте/, хотя я думаю, эта нелегкая, и местами просто тяжелая, музыка нам по плечу... Как говорится, "Рок-н-ролл - это молодость мира и его создавать молодым".
И все же сейчас конкуренцию мы вряд ли выдержим...
Наша рок-музыка не имеет тех корней, которые она имеет на Западе. А ведь, чтобы жить, "я должен держаться корней".
Здесь две проблемы: музыка, тексты. С текстами обстоят дела неплохо: в них есть то, что может пощекотать ухо, и то, что может пощекотать мозги. Я думаю, сила любви и фантазии кайфа выражены ничуть не слабее западных.
Но эта традиция интересных словосочетаний и местами игры слов имеет глубокие корни. Вспомните знаменитые слова: "Я другой такой страны не знаю, где так ..." /дальше я забыл/ иди "Мне нравится, что вы больны". /!!/
Как уже не раз отмечалось, в словах песен групп "новой волны" все вполне обыденно и без претензий на обобщения. Ну и слава богу, высокохудожественные поэтические обобщения явно неуместны в такой музыке.
С музыкой все гораздо сложнее. Она явно непритязательна; причем это не "рамки жанра", просто недостаток талантливых рок-композиторов; нет того, что отличает хит от просто песни... В этом смысле как приятное исключение можно отметить альбом группы ДДТ "Периферия". Песни довольно оригинальны, удачно слияние в некоторых местах братских английского и русского языков: "Как найтовали мы с герлой по кличке Эмма", или "не мог представить, что фузю на овердрайве..." "песня "Хипаны"/. И совершенно потрясающе своим реализмом описание "периферии" /title track/; ну а в конце наше, исконно русское - частушки; злободневные, и даже призывающие любить труд /"Вон по три халтуры в день лепит "Синяя птица"/ и бороться за мир /"Рейган из Америки..."/
И гораздо слабее, на мой взгляд, новый альбом "Примуса". Удачнее всего получается у них советский кантри, но местами он смахивает на шедевры Жанны Бичевской, и тут начинаешь понимать, что родной "нэшвильский кантри" у нас явно не в почете и нужно "это дело развивать".
В конце концов количество переходит в качество...
Мерой популярности всегда было количество проданных экземпляров и т.д. Но это там куча всяких списков и в магазинах торгуют "фирменными дисками". А у нас же все немного по-другому; нам больше по душе "магнитное издательство", и популярность определяется подчас скоростью процесса размножения этих записей /так сказать, прямым делением/.
Но мне кажется, что нужно стремиться к коммерческому успеху; и здесь не надо путать этот успех с коммерческими пластинками, то есть "шлягерами", которые можно услышать везде и всюду /Кобзона... и, да простят меня любители Пугачевой, и ее тоже/. Один мой знакомый называет это словом "музыка"...
И хотя многие скажут, что хиты на Западе /скажем, ТОР 20 в Британии/ тоже смахивают на шлягеры, с этим трудно согласиться. Важная разница в том, что те песни написаны не для скучающих старичков с вялотекущей шизофренией, а для молодых людей, чей образ жизни неотделим от этой музыки. Да и потом, трудно равнодушно слушать, как поет даже тот же М.Джексон, С.Уандер; а уж о всяких модных /чисто коммерческих/ командах типа "Spanday Ballet", "Euritmics", "Duran Duran" и говорить нечего... Есть в каждой композиции то, что берет /если и не за душу, то за тело; а чаще и за то, и за другое/. Почему это происходит? Конечно, талант, конечно, богатая попсовая фантазия, неограниченные технические средства и студийное время. Все это так... и у наших групп этих возможностей нет. Но порой происходит так, что эти проблемы и порождают некий новый стиль.
Скорее всего так и произошло с нашей "новой волной" /гр. "Кино", "Зоопарк"/.
При всем при том, если и были революции когда-то там, то они уже прошли /"Битлз" - 60-е годы, панк-революция конца 70-х/: и теперь все происходит перманентно. Мирное сосуществование ведут и "рокэбилли" /возрождение интереса к истокам рока/, "Stray Cats" /недавно, правда, перестали существовать/; и "новая волна" /"Ramones", "Madness"/, здесь надо отметить, что понятие это в Америке и в Англии трактуется по-разному /у нас тем более/; и "рэггей" /в том числе белый - "UB-40"/; и электронная музыка /"Ultravox", "Human League"/ и "тяжметовцы", которых вообще не трогает лозунг, что мол... все течет, все развивается /в лице "Iron MAIDEN", "АС/ДС" етс./
Во все времена популярные группы старались прибрать к рукам: на Западе фирмы грамзаписи борются за то, чтобы они писались именно у них, и дают им огромные авансы "в борьбе за это". Но они не ограничивают их свободы творчества и позволяют экспериментировать с музыкой, эффектами... Слава богу, что их тексты мало затрагивают политику, иначе я не был бы уверен, что песня, прославляющая "БАМ", не появилась бы на рынке /"Битловцы", правда, хотели проехать по недостроенным объектам в России, но их не пустили; а песня "Back In USSR" явно написана с иронией, но без политики/.
Нечто совершенно непохожее происходит у нас с группами, которые решили /пример того же "Рок-клуба" в Ленинграде/ иметь более широкую трибуну, спокойную жизнь и средства к существованию. Те, с кем они сейчас работают, не могут им дать максимально возможной свободы и, прежде всего, в текстах. Н и з я !!! Но боже мой! Это не значит, что нужно жить в "Underground", вариться в собственном соку /как говориться, сам пью, сам гуляю/.
Надо идти в народ!! Да здравствует народничество 20 века! А уж ни подадут свой глас: "Long Live Rock'n'Roll".
Понятно, что на все вкусы не угодишь. Существует кастовость и кастовая борьба /или обособленность/. Кому-то нравится Зыкина и кому-то "Sex Pistols", лишь бы было по кайфу. Скажем, в деревнях и прочих глухих зонах или в среде городского пролетариата звучат в основном /и даже в автобусах/ блатные и приблатненные интонации с неслишком изощренными текстами и музыкой; в качестве же встряски используется музыка уже не очень популярных групп, в основном "тяжелый рок". В этом смысле они аналогичны "Skin Heads" в Англии /их любимая группа "Слэйд"/.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛ
УрЛайт № 2 /1985г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым