Я решил не исправлять описки, особенности написания имен собственных и т.д. Как мне кажется и в этом есть тот неповторимый аромат восьмедисятых. То что я не смог разобрать, из-за ветхости "хроники", я заменил вопросительным знаком
"На память от СЭМА"
ХРОНИКИ "АКВАРИУМА"
Славный
"САМГУДИЗДАТ" - 1986 год
/наборщик Виктор Гударев /
"АКВАРИУМ"
Борис
Гребеньщиков - гитара, вокал, губная
гармошка /27.11.53/
Всеволод Гаккель - виолончель,
вокал /18.02.53/
Андрей Романов - флейта, вокал,
клавишные, гитара /28.06.56/
Михаил Васильев - бас, малые ударные
/12.09.53/
Александр Титов - бас /18.07.57/
Петр Трощенков - барабаны /06.10.61/
Александр Ляпин - лидер-гитара /16.06.56/
Сергей Курехин - клавишные,
саксофон /16.06.54/
По-настоящему Борис Гребеньщиков начал заниматься гитарой в 1968. До этого он пытался освоить семиструнную гитару, но она не понравилась. Первой песней, которую он как следует сыграл и спея на английском языке, была "ТIскет То PаIce" Битлз. Миновав короткий период сочинительства на английском языке, он пришел к ясному сознанию необходимости петь и сочинять на русском языке. Это случилось осенью 1971г., после прослушивания песен Джона Ленона. Идея создания "Аквариума" возникла у Гребеньщикова вместе с Анатолием Гуницким -"джоржем", хотя Боря и до того, учась в девятом классе, играл в группе, базировавшейся в Автово. На вопрос: почему Джорджа назвали Джорджем, обычно дается ответ: "А потому, что не похож на Сантану". Гуницкий учился вместе с Гребенщиковым, но на класс старше. Ещё в школе писали стихи и пьесы вместе. Джордж стал первым барабанщиком "Аквариума". За период до 73-го года была написана целая куча всевозможных песен, как Борисом ,так и Джорджем, часть которых вошла в их совместный альбом под названием "Искушение святого Аквариума". Конпепция" записывающей группы возникла у Гребенщикова одним из первых. На первом альбоме были такие номера, как "Я-шизо", "Мой ум сдох" Джорджа, "Мочалкин блюз" Бори. В данный момент совершенно неизвестно, сохранились ли где-нибудь записи этого альбома...
В 1973г. состоялся и сценический дебют Гребенщикова. Произошло это на фестивале в Юкках, где Борис - пел под акустическую гитару песни Кэта Стивенсона. На этой же сцене выступали "САНКТ-ПЕТЫРБУРГ" и "МАНИЯ", и Борису, по его словам , было лестно и приятно перейти из состояния слушателя в исполнителя.
Следующим членом "Аквариума" стал Михаил Васильев - "Фан". Гребннщиков и"Фан" виделись однажды на каком-то сейшоне, а затем случайно встретились в метро, причем у одного была пластинка "МУДИ БЛЮЗ", а у другого Джона Мейелла. Возникла естественная тема для беседы, в которой выяснилось, что Михаил играет на гитаре и на басе в группе под названием "Фракция Психсделии". Репертуар у них состоял на вещей "дурз", - "Заппы", "Крим" и, частично, своего материала.
Андрея Романова - "Дюшу" все знали как хорошего парня уже давно, но то,
что он музыкант, выяснилось случайно. Зайдя как-то в университетский актовый зал, Борис Гребенщиков обнаружил там "Дюшу, репетировавшего в составе какой-то группы. Девизом: "Нам клавишник самим нужен Дюша был совращен в полчаса.
Был выпущен романтический альбом "Притчи граФа Диффузора", уже под сильным влиянием восточной философии - "Хвала Шри Кришне" и где была также песня "Ушла Аббатская дорога", "Орбита" и "Сайгон" - которую с ностальгией повторяют до сих пор.
Примерно и этому времени относятся песни с L.Р. "Аквариума" "Менуэт Земледельцу": "Верблюд Архитектор", "Мария Луиза" и "Я знаю мост".
Пo определению самого Гребенщикова, это была музыка Электроабсурда"
У Бориса всегда была любовь ко всяким странным и необычным вещам, в частности, к диковинным инструментам. Виолончель по тем временам вполне подходила к этому понятию. Так появился Всеволод Гаккель, игравший в то время в группе "Акварели" /в будущем - "Яблоко"/ и не очень довольный своим положением.
Расхожая фраза "ансамбль имярек" - не просто ансамбль, а образ жизни, более всего подходит к тому, что представлял "Аквариум" 70-х годов. Это была команда, сообщество, можно назвать как угодно, юношей и девушек, которые почти постоянно находились вместе, переходя с квартиры на квартиру - это был, так сказать, "Аквариум" - растворенный". От 10 до 40 человек, объединенные близкими увлечениями - рок, театр, синтез того и другого, философия, развлечения, короче говоря, открытый образ жизни для любого желающего, если ему подходили они, а он не противоречил им. Можно назвать это музыкально-коммунальным сообществом, можно музыкой, воплощенной в жизнь, как кому нравится. И был, так сказать "Аквариум" - концентрированный" - те несколько человек, которые на час или два выходили из компании, чтобы занять место на сцене, доставить радость себе и другим, а затем снова стать частью общества. Вряд ли можно сходу проникнуться всем этим духом, но взять на заметку необходимо, ибо это дает ключ к пониманию определенных аспектов творчества "Аквариума", в частности, вопросов обмена энергии и понятию радости.
С 1974 года у "Аквариума" начался репетиционно-концертный период, связанный с отсутствием аппаратуры, уходом Джорджа в театр Горошевского. Театр в какой-то мере захватил и Дюшу; Фан удалился на год в армию. "Аквариум" играл на разных коммерческих мероприятиях, на праздниках, посвященных дням рождения участников "Битлз" под эгидой Коли Васина, а так же акустику на квартирах. Были игры на открытом воздухе, например на ступеньках Инженерного замка...
В 1976г. "Аквариум" принял участие в фестивале в Таллине, с ударником Майком Кордюковым, где получил приз за самую интересную программу, о чем они узнали несколько месяцев спустя из газет. В том же году Борис Гребенщиков записал сольную пластинку "С той стороны зеркального стекла", где на одном номере играл Сева. Это был первый прилично записанный альбом.
Длительную прописку в "Аквариуме" получил фагот. Музицировал на нем Саша Александров, знакомый Севы по студии Горошевского. В 1977г. Дюша и "Фагот" отправились в армию.
В том же 77-м активизировался Майк /Михаил Науменко/, который был общим знакомым с 74-ого года. Оставив роль басиста в "Союзе любителе рок", он стал постоянным гостем-гитаристом на электрических рок-н-рольных программах. Концерты проходили в различных институтах и в стенах университета. Назывался такой сборный бэнд Вокально-Инструментальной группировкой имени Чака Берни.
Вот как выглядел ансамбль, давший мощный концерт рок-н-ролла в стенах ЛИСИ: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Фан, Сева, Евгений Губерман - барабаны /ансамбль Голощекина, Воскресенье/, Александр Ляпин /Ну, погоди/. Сохранились записи об этих событиях: "Живо помню Гаккеля размахивающего над головой чалдой, Гребенщикова, кидающего в зал микрофонную стойку и дерущегося с Майком гитарами".
Общение с Майком вылилось в совместный альбом под названием "Все братья - сестры". У Бориса в то время была идея, что всякие стены отражающие звук, только мешают, а потому все аппараты были вынесены в чистое поле на удлинителях, а по середине поставлены микрофоны. Все это происходило на берегу Невы, неподалеку от Охтинского моста. Качество получилось "не очень, чтобы очень". Тем не менее, это первый в Ленинграде, по сути, полновесный альбом с обложкой, общей концепцией и прекрасными песнями....... Борису Гребенщикову там принадлежали: "Укравший дождь", "Дорога 21", "Пески Петербурга" и ряд вещей, вошедших затем в "Акустку". Это был первый альбом, получивший хождение по Ленинграду именно как альбом, а не как некая пленка с записями безимянных людей. Он является предтечей "Синего альбома" и "Сладкой N". Его распостранение сдерживали только саунд и неготовность людей к переписи.
Конец 70-х годов, как мы знаем, был отмечен кризисными явлениями в рок-музыке, появлением крайне коммерческого стиля "ДИСКО", но вместе с тем и рождением "НОВОЙ ВОЛНЫ". Все рецензии на концерты отечественных групп этого периода, исключая восходящую "Машину времени" и, отчасти "Россиян", были усеяны словом "скука". Первая волна нашего рока уже спала, большенство групп прекратило свое существование, а вторая волна только-только поднималась. "Аквариум" стал ее гребнем /без каламбуров/этой волны.
Борис Гребенщиков был одним из первых, кто оценил значение западной новой волны и одним из немногих в то время, кто понял музыку реггей.
В 1979г. из армии вернулись Дюша и Саша "Фагот" и продолжили музыкальную деятельность в "Аквариуме", за барабанами опять был Кордюков. В таком составе группа поехала на несостоявшийся подмосковный фестиваль в Черноголовке, где познакомился с нею Артем Троицкий и пригласил ее на тбилиский всесоюзный фестиваль ВИА и рок-групп. От Ленинграда в Тбилиси поехоли: "Земляне", "Аквариум" и группа Дризлова "Кронверк".
К концу выступления "Землян" в зале зажгли свет, настолько мало зрителей осталось, а с группой "Кронверк" произошла следующая история: во время исполнения песни про летающую тарелку, в зал запускались фрисби. Обстоятельства сложились так, что этой самой тарелочкой, которая плавно порхала над слушателями, группа "Кронверк" угодила одному из членов жюри по голове, что тому несколько не понравилось. Назревал скандал. Байдак и Дризлов, воспользовавшись случаем и впечатлением, которое произвело выступление "Аквариума" на НАИБОЛЕЕ КОНСЕРВАТИВНЫХ ЛЮДЕЙ, быстро-быстро накатали "телегу" в соответствующие органы о том, что во всех безобразиях виновен "Аквариум"...
Выступление "Аквариума" аналогов себе не имело. Это был просто артефакт. Каждый, кто слушал первую сторону "Электричества", может оценить это.
"Эстрада", "Ариэль", "Самоцветы", и вдруг такое...Финское ТВ записало два номера и до сих пор иногда, крутит.
Последствием всех этих событий было: Борю выгнали с работы в Университете, а затем из комсомола /там он впоследствии восстановился/, про концерты не могло быть и речи, электрические программы прекратились. В такой обстановке "Аквариум" в составе Гребенщикова, Дюши, Севы, Фана и битника-гармошечника, которого называли Рыжий Черт, залезли в студию и записали "Синий альбом". Осенью 80-го они дали рекордное количество акустических концертов.
Появление "Синего альбома", прдуманного, как следует оформленного, с такими хитами, как "Электрический пес", "Чай", "Железнодорожная вода", а главное, хорошо, качественно записанного, в корне изменило ситуацию. Теперь любой слушающий человек, не обязательно фан рока, не должен был ехать черт знает куда, шустрить с билетами, ломиться через три контроля , чтобы послушать музыку на сомнительной аппаратуре, зачастую не пропускающую треска. НЕТ. Теперь можно спокойно дома или в гостях поставить кассету на магнитофон и вдумчиво послушать тексты, и даже если есть желание, подумать над ними или заинтересоваться.
"Синий Альбом" и почти одновременно вышедшая, "Сладкая Н" Майка подали великий пример по всем городам союза.
В 1981г. состоялось выступление "Аквариума" в Ленинграде во дворце Молодежи в программе "Барды и рок-музыка" вместе с Майком и Володей Леви. Это были акустические концерты, чуть подзвученные басом, ф-но и ударными. Барабанщиком на этот раз был Александр Кондрашкин /"Странные игры", "Мануфактура", "Тамбурин"/. В обстановке всеобщей суеты и нервозности Борис Гребенщиков один умудрился сохранить спокойствие. В разгар возни с аппаратурой он подходил к микрофону и ласково спрашивал оператора: "Товарищ Тропилло, мы будем сегодня репетировать, или может лучше отменить концерт?!"
Выступления продолжались три дня и дали возможность многим людям познакомиться с явлением ленинградского рока. ЛДМ даже заплатил всем за концерты.
Летом 1981г. вместе с Кондрашкиным и джазовым пианистом Курехиным был записан "Треугольник". На нем была только одна роковая композиция: "Миша из города скрипящих статуй". Туда вошли: одна вещь из "Искушения", песня на стихи Джорджа, народный хит "Два тракториста". В двух номерах пела Оля Першина/Протасова/. Четыре стороны обложки остаются лучшей работой Андрея Усова/Вилли/, который делал оформление ко всем альбомам "Аквариума" и некоторым Майка. На "Треугольнике" заметно влияние, которое оказало на Гребенщикова чтение "фэнтази".
В 1981г. вышла вторая часть "Истории Аквариума" - "Электричество". Первая часть "Акустика", как это незабавно, вышла в 1982г.
В "Акустику" вошли многие номера со "Всех братьев - сестер", вещи вещи типа "25 к 10", "Песни для нового быта", несколько скандальная "Нам всем будет лучше" и короткие штучки на слова Джорджа "Граф Гарсия" и "К друзьям". Замечательный "Сонет" /опять же на слова Джорджа/ в окончательную редакцию альбома не вошел.
Первой стороной "Электричества" являлась запись фестиваля в Тбилисси с двумя номерами "Герои" и "-30", а также "Летающей тарелкой" вторую же сторону составляли пять студийных записей. На соло-гитаре играл Володя Козлов, ф-но делал Курехин, на барабанах стучит Кондрашкин, кроме "Дилетанта", где играет Губерман.
В составе "Аквариума в 1982г. появился новый гитарист - Алекандр Ляпин /"Ну, погоди"; "Сессии"/, старый знакомый Дюши. Под разговор "Кондрашкин хороший, но чуть-чуть запаздывает" место барабанщика вновь занял Губерман, но его вскоре заменили на Петю Трощенкова, считавшего себя учеником Губермана.
"Арокс и штер". Борис Гребенщиков насмотрелся в Москве видео, которое повлияло на его сценический имидж. В новой электрической программе Борис предстал перед публикой в черном кимоно, имея за спиной мощный бэнд. Несомненно, Борис обрел власть над новыми энергиями, что в сочетании с растущей уже всесоюзной популярностью, дало колоссальный эффект. Попросту говоря "Аквариум" стал группой №1, звездой первой величины. Началась бурная концертная деятельность, поездки в Москву, в Архангельск. В 1982г. вышел официальный бутлег "Арокс и штер" /рабочие слова из номера "Поэзия" с "Треугольника"/, на котором был хит "Холодное пиво" в исполнении Дюши, написанный под влиянием "Максима и Федора". Были также грандиозная 14-ти минутная "Мы никогда не станем старше" и "Марина". Короче это был черновой вариант будущего "Табу". В Москве в это время выпустили собственный бутлег под названием "Рыбий завтрак", в котором довольно редкие вещи - "Ребята ловят свой кайф" и "Пригородный блюз" Майка. Пугает качество записи...
В конце 1982г. была предпринята попытка через рок-клуб лишить "Аквариум" права на выступления сроком на три месяца. Причиной тому послужила новая телега на этот раз из Архангельска, которую написали две старушки из комитета по надзору за дискотеками. Они посмотрели на Бориса в черном кимоно на сцене и спросили: "Вы что, китаец?" - "А вы что, националистки?" - с достоинством ответил рок-звезда. Весь рок-клуб, однако, на заседании проголосовал против подобной акции, по этому вскоре было объявлено, что прошло еще одно заседание, на котором неизвестно кто был, и решение все-таки приняли, запретив концерты на полгода.
Начало 1983г. "Аквариум" провел почти как биг-бэнд с Курехиным и саксофонами - Болучевским и Бутманом. Результатом этой деятельности стала пластинка "Чекасин, Курехин энд Гребенщиков. Упражнения", которая вышла в Англии в 1983г. на фирме "Лео Рекордс" /Лео.?.Р.,115/. Прибалты выпустили топ джазовых гитаристов, в который был включен и Борис Гребенщиков.
На майском фестивале 1983г. жюри решило что "Аквариум" достоин лишь второго места. Гребенщиков исполнил там романс Вертинского, который без слов вошел в "Радио-Африка" под названием "Твоей звезде не суждено". Качество "Радио-Африки" ощутимо отличалось от предыдущих альбомов. Это была смесь поп-музыки и рока. Грандиозный хит "Рок-н-ролл мертв" обретающий на концертном звучании кровь и плоть, вновь, как и предыдущие песни, утратил на студии половину своей энергии. Вместе с тем появился и новый звук - некий синтез акустики и электричества /"Мальчик Евграф"/ и "Песни вычерпывающих людей"/. На басе играет Гаккель, "Возьми меня к реке" Грищенко, а на "Время Луны" впервые появился Титов - басист экстра класса /"Август", "Земляне"/.
Среди эстетов уже стало модно поругивать "Аквариум". Держащий ухо востро Борис Гребеньщиков в ответ на это стал пугать народ слухами о скором роспуске "Аквариум". Одно время это было похоже на правду. Фан не играл уже на басе, его полностью заменил Титов. Дюша принимал участие в далеко не в каждом концерте, смутно намекал на создание собственной группы. Однако акустические концерты продолжались. Своеобразным отчетом о них стал альбом "Ихтиология", где есть старые вещи, записанные во время концертов 83/84 годов.
Перед "Ихтиологией" без ведома Бориса Гребенщикова вышел студийный бутлег "MCA", где присутствует известный всем концерт "ПЛАТАН", веселая "Альтернатива". Это сборник забракованных самим "Аквариумом" версий и записей.
На фестивале 1984г. "Аквариум" выступил очень сильно и попал в число лауреатов /места не распределялись/. Там прозвучал новый хит "Песня к воде".
Лето было посвящено поискам новой студии, но не найдя ее, вновь прибегли к АНТРОПу. Осенью 84-го года был закончен "День серебра", концепция которого вынашивалась в течении 8-ми месяцев. Звучание в какой-то мере было преемственно по отношению к "Мальчику Евграфу", но альбом гораздо более единый. В известной мере это было результатом тесного сотрудничества Гребы, любящего спонтанность, и Гаккеля, настаивающего на репетициях. В "Иване Бодхихарме" использовались трубы /Д. Беренсон/, в "Электричестве" и "Снах" играет струнный квартет: появление Александра Куссуля, гитары Ляпина стало меньше, и она стала более изящной. "День серебра" - одна из самых лучших и едва ли не самая зрелая и сбалансированная часть записей "Аквариума". В момент ее выхода она воспринималась как итог более чем десятилетней деятельности группы.
Роспуск "Аквариума" после выхода альбома и двух последних концертов стал практически реальностью. Александр Ляпин еще на фестивале 1984г. выступал /и весьма успешно/ со своей группой "Теле-У", основу которой составляли он с гитаристом-мультиинструменталистом Владимиром Густовым. На концертах "Аквариума" Александр отвлекал на себя очень много внимания, что, естественно, не вызывало больших восторгов со стороны Бориса. Мощный звук и экспрессия Ляпинской гитары /он играл на гитаре зубами, за головой, по-всякому/ вызывали бурные восторги зрителей.
Вместе с тем, на фоне таких музыкантов, как Ляпин, Титов, Курехин, Сева с Дюшей смотрелись несколько странно. Короче после концерта 18.10.84 "Аквариум" прекратил электрические концерты до самого фестиваля 1985г., состоявшегося в марте, в этот период были акустические концерты в составе Бори, Титова и Куссуля, в народе ползли слухи, что "Аквариум" мертв.
Сам Гребенщиков объяснял всем, что не хочет стоять на месте, что со старыми аквариумистами у него есть негласное соглашение об определенной свободе творчества, "а сейчас - новая фаза".
Проявление этой новой фазы творчества все увидели на мартовском III фестивале рок-клуба. "Аквариум" выступал в составе: Гребенщиков, Титов, Трощенков, Чекасин, Кондрашкин. Сей синтез оказался достаточно неудачным, ибо Чекасин привыкший к джазовым просторам, разошелся вовсю, звук был очень скверный, а в последствии выяснилось, что перед этим была только одна репетиция.
В мае для
концертных электрических
выступлений, по инициативе
Курехина
.
.
.
К сожалению рукопись, которая имеется у меня, обрывается...