Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья


КОММЕНТАРИЙ "УРЛАЙТА" К ИНТЕРВЬЮ "РОКСИ"

Как видите, налицо целая эстетика и чуть ли не идеология. За ней просматривается тип модно прикинутого "элитарного" эстета, который тащится на Западе и любит весело пожить - тип, может быть, и легкомысленный, но имеющий полное право на су-ществование /кто из нас любит жить плохо?/ и даже не лишенный своеобразного шарма.

Однако жизнь учит, что людей не стоит судить по тому, что они сами о себе думают и говорят. Например, В.Белов может совершенно искренне считать себя борцом за высшие ценности, а на деле являться хунвейбином.

Попробуем с этой точки зрения проанализировать тот образ тусовщика, в котором он сам хотел бы войти в историю.

"Западничество". В своих собственных глазах он - носитель передовой англо-саксонской культуры в отсталой славянской стране. Но получается маленькая неувязка. Нетрудно заметить, что у истоков каждого из модных течений, в русле которых тусовщик следует /или думает, что следует/ стоят неординарные, мыслящие личности со своей собственной системой взглядов на мир. Знаком литусовщик с этими взглядами? Пытались ли его менестрели /те же центры и секреты/ перенести их на отечественную почву? Нет. В полном соответствии с канонами нашей замечательной эстрады они, передрав с заграничного диска музыку, накладывают на нее ахинею, если и не принадлежащую перу М.Пляцковского, то неотличимо на него похожую.

При чем же здесь "западничество" и "элитарность"? Подобная практика стара, как Союз композиторов.

С другой стороны, что касается примитивно-сермяжного для тонкого мажорного слуха национального рока, то он, в большинстве своем, как это ни смешно, по музыкальной стилистике ориентирован на тот же англо-саксонский Запад. Общеизвестны ДеКовские "вольные переводы" из "Кэн" и "Токин Хэдс". "ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ" - пожалуй, лучшая в СССР группа хэви-метал, усвоившая не только внешние атрибуты этого весьма модного в метрополии стиля, но и его своеобразный психологический настрой. Наконец, у ВЫХОДА, единственная композиция, которую при очень большом желании можно толковать как "русскую стилизацию" - это солдатская строевая песня "Раздевайся, дорогая", записанная месяц назад и поэтому мало кому известная.

Приходится констатировать, что антитеза "Запад-Восток", которую тусовщики выдвигают в обоснование своей эстетики - это, как сказал бы тот же т. Коровьев, случай так называемого вранья.

Столь же неосновательны их претензии на роль апологетов "веселой" музыки среди засилия "скучной". Тысячи людей по всей стране смеются, слушая ДДТ, ВЫХОД или того же Новикова. Немногие счастливцы, побывавшие в лучшие для рока времена на концертах ДК, танцевали в проходах с радостной дискотечной непринужденностью. Однако тусовщиков ЭТО веселье не устраивает. Вероятно, они чувствуют принципиальную разницу между юмором перечисленных групп и тем дешевым фиглярством, которым радует своих почитателей В.Шумов.

И они совершенно правы. Примерно такое же принципиальное различие существует между рассказами М.Жванецкого и журналом "Крокодил".

Мы не против развлекательной музыки. В конце концов мы журнал УРЛАЙТ, а не "Корея сегодня". Но, с другой стороны, человек, который не признает никакой другой рок-музыки, кроме развлекательной, хочет, по-видимому, всю нашу жизнь превратить в "Утреннюю почту". Одно другого стоит.

Наконец, последняя и самая грубая фальсификация - рассуждения об "элите" и народе.

Во-первых, кто сказал, что рокеры не относятся к народу? В составе команд мы видим представителей абсолютно всех профессий, социальных слоев и национальностей. Особенно смешно слушать эти разговоры сегодня, когда периферийные группы на равных конкурируют со столичными, а в составе последних выходцы из провинции тоже занимают, как правило, центральные места /см. "История советского рока", Москва, Музыка, 1988, т.7 -"ДК", т.II - "Примус" и др./.

Безусловно, среди наших молодых людей /о пенсионерах мы здесь говорить, наверное, не будем/ некоторые по своему культурному уровню еще не поднялись выше А.Пугачевой. Но следует ли из этого, что они и не достойны ничего другого? С таким же успехом можно утверждать, что люди, проводящие часы в очередях за т.н. "колбасой" /за 2.20/ или т.н. "вином" из технического спирта, сахара и краски, действительно "любят" эти продукты и предпочитают их настоящей колбасе и настоящему вину.

Это о народе. Теперь об "элите". Надеемся, что вопрос о том, имеют ли тусовщики право называться этим гордым именем, уже не представляет собой сложности для читателя. Характерно, что настоящая интеллектуальная элита - писатели, ученые, режис-серы - интересуются в основном группами национального рока и почему-то /почему, а?/ испытывают очень мало влечения к "Центру" и "Ночному проспекту". Но подлог на самом деле глубже. Призывая рок-музыкантов ориентироваться на некую абстрактную "эли-тарную аудиторию", идеологи тусовки как бы не замечают /по рас-сеянности, наверное/ окружающей их экономической реальности. Во-первых, рок-музыка - искусство дорогое. Во-вторых, в нашей стране нет и в ближайшее время не будет миллионеров-меценатов /сами мальчики-мажоры что-то не торопятся продавать папашины "волги", чтобы на вырученные деньги содержать "нового романтика"!/. Следовательно, в реальности /а не в мажорном бреду/ для рок-музыканта открываются только два пути: либо опираться на массовую поддержку/ "с мира по нитке - голому рубашка" /либо НАНИМАТЬСЯ В ФИЛАРМОНИЮ.

Так зачем же лицемерить, высасывая из изящного пальчика /или еще откуда-нибудь/ мифическую "рок-элиту"? Ведь "дилетант" Житинский в своем открытом письме ленинградским рокерам /опубликованном со словами умиления вашим же мажорным "Рокси"/ не постеснялся назвать вещи своими именами и честно предложил нынешнюю росконцертовскую "Машину Времени" в качестве эстетического и нравственного эталона.

Итак, пути рок-движения и мажорной тусовки принципиально разошлись. Программа тусовщиков, достаточно ясно изложенная в "Рокси" и некоторых других подобных изданиях, - блеватория для избранных и эстрадная жвачка для остальной молодежи - как нельзя более гармонирует с интересами эстрадной цеховой мафии. Роке-ры, и мы в том числе, добиваются устранения этой паразитической мафии и радикальных экономических и правовых реформ, которые открыли бы путь для широкой народной инициативы в области культуры. 1 % тех денег, которые минкульт тратит на возню с блеваториями, будет достаточно, чтобы оформить умному человеку командировку в Будапешт или Берлин, где он за месяц-другой ознакомится с опытом естественной и здоровой музыкальной.жизни.

Отношения между бывшими соратниками по оппозиции становятся все менее дипломатичными. Деловая критика в адрес блеваторий воспринимается тусовкой как осквернение святыни, в ответ на которое они торопятся приклеить невписывающимся в эстраду рокерам ярлыки "уголовников" или "диссидентов". С таким же задором маль-чики-мажоры торопятся поддержать любую самую идиотскую сплетню. Рок-пресса вызывает у них особенное неудовольствие.

- А вы знаете, что УХО преследовало Троицкого из-за бабы?

- Нет, это УРЛАЙТ травил Дидурова за то, что марак.., ой, Дидуров не позволил подпольным дельцам наживаться на своем поэтическом гении.

- А в СМОРЧКЕ вся редакция - стукачи! Честное слово! Мне об этом только что в Комсомольской "правде" сказали.

Честно говоря, у нас мажорный тип тоже не вызывает особенной симпатии. Но что касается групп, скрашивающих ему своим искусством тягостное прозябание в "отсталой славянской стране", то мы ни в коей мере не посягаем на их творческую свободу. "Мне не нравятся ваши идеи, - заявил т. Вольтер группе французских гугенотов, - но я готов отдать жизнь за ваше право их свободно исповедовать". Мы тоже торжественно заверяем, что как только "наши люди займут места" /АКВАРИУМ, "В поле ягода навсегда"/ ЦЕНТРУ и СЕКРЕТУ, равно как Кобзону и Богатикову будут предоставлены равные с ДДТ, ДК и Токаревым права на выступления перед массовой аудиторией, чтобы они могли выяснить свои отношения путем свободной конкуренции.

* * *

И наконец, последний, самый интересный вопрос. Если мажор -это вовсе не то, чем он хочет казаться, то что же это такое на самом деле?

Ответ мы найдем в песне Юрия Шевчука с ее поразительно точным сатирическим прицелом:

А тот, кто уже подрос немного,
Лепит фильмы о счастливом быте,
Варит статьи о прямых дорогах
Или открывает дверцы в МИДе.

Мажоры - это молодые центровые бюргеры, так называемые "сынки" - паразитическая фауна дорогих ресторанов в больших городах.

Отсюда и презрение к окружающим людям, и поверхностное, на уровне Митрофанушки, "западничество", извлеченное из папашиных видеокассет и поездок за рубеж по линии "Спутника", и патологическое отсутствие собственного мнения.

Сочетание внешнего, показного радикализма с принципиальной продажностью определяет своеобразие мажорного типа - и оно имеет свои глубокие социальные корни, поскольку каждый мажор, пошалив в молодости /в меру, чтобы личное дело не испортить/ с такой же веселой улыбкой на раскормленной физиономии сядет когда-нибудь в папашино служебное кресло. И будет также смотреть на просителей как на "быдло", также мошенничать, врать и брать взятки, также травить честных и умных людей, как он это делает сегодня в качестве центрового тусовщика.

Но эта проблема уже выходит далеко за пределы рок-музыки.

УрЛайт № 11 /1986г./
Статья сохранена Владимиром Ивановым


Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья