Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья


Marxism Today

Band Aid: Is That It?

Кампания БЭНД ЭЙД изменила политику помощи до неузнаваемости. В этом интервью Нолу Скотту Боб Гелдоф утверждает, что все могло бы быть по-другому, что отношения между Востоком и Западом можно изменить.

Вопрос: Прошло уже примерно два года с тех пор, как вы начали БЭНД ЭЙД. Каковы же, по вашему мнению, основные успехи вашей помощи?

Ответ: Я думаю, что главное достижение - это то, что помощь стала во главе политической повестки дня - о голоде стали говорить, как о зле, которое можно избежать. Плюс изменилось отношение к третьему миру у многих людей в возрасте до 20 лет на Западе. В самой же Африке были просто спасены многие жизни. Я думаю, что нам также удалось усовершенствовать формы, в которых до сих пор осуществлялась помощь. Наконец, наша кампания делает идею помощи другим людям волнующей и высокой идеей, особенно в христианских народах, где помощь друг другу рассматривается как святая обязанность.

Вопрос: Это произошло в тот момент, когда у власти находится правительство, проповедующее идеологию эгоизма...

Ответ: Все очень просто. Это правительство несет идеологию индивидуализма в противовес коллективизму. БЭНД ЭЙД стала Божьим даром для обеих этих идеологий: тори говорят: "смотрите, чего может достигнуть индивид", лейбористы говорят: "смотрите, что может коллектив", СДП говорит: "сила - в сострадании", марксисты в Эфиопии говорят": "помогает пролетариат, а не западные правительства", демократы в Судане - "заботу проявляют западные правительства, а не восточные". Каких бы взглядов вы ни придерживались, вы можете примкнуть к БЭНД ЭЙД, т.к. эта помощь не противоречит ни одной из идеологий. Лично у меня на стене висит титульный лист журнала "Марксизм тудэй" рядом с обложкой "Спектэйтор", а я как бы умещаюсь в щели между этими журналами.

Вопрос: Но помощь можно рассматривать с двух сторон, не так ли? С одной стороны, оказывается практическая помощь людям Африки, а с другой стороны, меняются настроения людей здесь, на Западе. Надолго ли это? Один раз уже была колоссальная вол-на сострадания, когда каждый попал в нее. Как вы думаете, это что-нибудь существенно изменило?

Ответ: Я думаю, что многие люди теперь гораздо меньше стыдятся помогать другим - здесь я избегаю слова "благотворительность", потому что уверен: помощь другим - это моральный долг, что существенно отличается от просто подаяния. Самые большие изменения произошли в школьниках, которые принимали участие в Школьной помощи или что-то в этом роде. Я не уверен, что так будет всегда. Может быть, это просто мода. Однако, мне кажется, что дети, которым сейчас 9 лет, став взрослыми, будут вспоминать Школьную помощь так же, как вспоминают люди моего поколения о том, что они делали, когда застрелили Кеннеди. Так как это был эмоциональный всплеск, то мы вспоминаем об этом событии как о дне, когда все казалось возможным. Что продолжается в странах третьего мира, которые голодают? Да, там колониализм, но к тому же это мировой рынок сбыта оружия. Помощь, которая оказывается им на определенных условиях /и финансовая, и моральная/, тяжким бременем ложится на плечи людей, ибо помогает этим странам ради идей 21-го века, а сами страны находятся на уровне 14-го века. И это не срабатывает. Люди не могут принять такие условия. В основном помощь является извращением простого акта милосердия, когда, посмотрев телевизор или прочитав что-то в газете, вы кладете руку в карман и говорите: "Да, я хотел бы помочь этому человеку". Политика помощи это извращает. И таким образом, те, кто помогают, получают большую выгоду, чем те, кому помогают. Все могло бы быть по-другому. Действительно, нужно ли Советам помогать Эфиопии оружием? Нет, не нужно. Кого волнует, что третья по бедности страна в мире марксистская или демократическая? Кто об этом заботится? Она не важна даже стратегически. У них уже есть Аден. У США есть Судан. Кто кого обманывает?

Вопрос: Не возникает ли более глубокая проблема с таким обществом как наше, которое строит свое богатство за счет нищеты других?

Ответ: Нет, я с вами не согласен. Запад не строит свое богатство за счет чужой бедности. Когда Запад нуждается в одной из стран 3-го мира возникают симбиотические отношения. Возьмите Нигер и Францию. Франции нужен Нигер для ее независимой атомной программы. У Нигера есть уран. Когда вы едете из Чада в Нигер, вы попадаете из совершенно опустошенной страны, где ливийские бомбардировщики кружат над столицей и бомбят каждую субботнюю ночь, в страну с чистыми городами, которая при этом не так урбанизована, что является основной причиной голода. Почему? Да потому, что Франция заинтересована помогать этой стране, чтобы получать от нее уран. Такова реальность ситуации.

Таким образом, если у третьего мира есть что-то, что нужно Западу, то эта страна станет богатой. Мой совет бизнесменам: забудьте о миссионерстве, о помощи по приказу. Кто же будет помогать? Давайте поговорим о бизнесе. Представьте, что на юге есть богатый континент. Кто первый получит от этого выгоду? Европа. Это бесспорно. И вместо того, чтобы давать в помощь им 3 биллиона, которые окажутся выброшенными на ветер, навязывать нелепые условия, а затем заставлять их выплачивать 9 биллионов в интересах их заемов, почему бы сразу не сказать: "хорошо, придерживайтесь ваших интересов, нам это не нужно". Развивайте страны. И если у вас есть процветающий рынок между двумя континентами, тогда у вас есть два общества, основанных на взаимном богатстве. Оба они сбывают товар друг другу.

УрЛайт № 16 /1987г./
Статья сохранена Владимиром Ивановым


Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья