ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ИГОРЯ СЕРГЕЕВА
Ход времени необратим, тонко подметил однажды Д.Гранин, хотя никто обратного и не утверждал. Порождением времени можно назвать и творчество И.Сергеева, хотя ряд зрителей считают более уместным слово "выродок". Сам Сергеев предпочитает в отношении себя слово "упущенец", а свой творческий стиль называет "надругательским реализмом". Слово "реализм", однако, применимо к его работам с той же степенью относительности как и "сюрреализм". Скорее это синтез, дающий возможность перейти к неплоскому пониманию гуманизма. Сергееву чужды меланхолия и мечтательность, погубившая, увы, многих талантливых художников. Наполненность, неоторванность от жизни, яркость картин делают зрителя невольным соучастником событий.
Основной задачей творчества является разработка так называемого нового юмора. В настоящее время юмор практически повсеместно подменен сатирой, которая выродилась в форму политических или социальных фельетонов, которые не вызывают и тени улыбки. Традиции, заложенные А.Аверченко, Теффи, Хармсом почти полностью забыты. Общечеловеческий юмор трансформирован в политический. Сергеев же пытается произвести перемещение оптимических потенций зрителя /а это, несмотря на объективные обстоятельства - величина постоянная/ в нормальное общечеловеческое русло. Почвой для этого, как правмо, служит жлоб-культура, сексуальная романтика, какашечно-пиписечные проблемы детей дошкольного возраста, пробуждающие в памяти зрителя ужас давно забытых детских откровений. Параллельно с этим идет борьба с соплежуйскими художниками, ратующими за протухший тезис, что искусство должно быть прекрасно. Это утверждение настолько голословно и так часто опровергается самой жизнью, что доказывать абсурдность его нет смысла. Но даже если поставить частную задачу - утверждение гуманизма, а не отображение реальности, что и является задачей социалистического реализма, то и тогда очевидно, что у зрителя давно уже выработался рвотный рефлекс на "хорошее". Достижение же Сергеевым этой частной задачи методом "от противного" и является ярким проявлением неплоского гуманизма.
Сергеев не ограничивается только живописью Он расширяет границы искусства, находя новые измерения /например! запаховая живопись /"Солдаты шли"/ или создание компьютерных игр /"Настоящий человек", "Матросов", "Я - Каплан"//...
Статья сохранена Владимиром Ивановым