Вернуться в 1986 год

1985

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1987

Отчет о четвертом фестивале.


В порывах свежего ветра.В порывах свежего ветра.

Уже пять лет в нашем городе существует Ленинградский рок-клуб. Его группы вызывают живой интерес у молодежной аудитории, на концерты попасть трудно. Да и самих концертов бывает не так много. Все это порождает какие-то разговоры, слухи о музыкантах-любителях. Хорошо бы, "Смена" рассказала о сегодняшних лидерах рок-клуба, тем более что не так давно прошел фестиваль этих групп в ДК "Невский", а затем и большие концерты лауреатов во Дворце молодежи. Нам удалось побывать лишь на выступлении нескольких ансамблей. Впечатления весьма противоречивые, однако есть явный плюс - музыканты стремятся уйти из-под влияния эстрадных штампов. Интересно, как выступили другие группы, кто стал лауреатом фестиваля в ДК "Невский", что ждет рок-клуб в новом сезоне, как оценивают его творчество специалисты?

В. ИГНАТЬЕВ,
А. ПЕТРОВА
и еще десять подписей.

СТРОГО ГОВОРЯ, эти трехдневные концерты в ДК "Невский", о которых упоминают авторы письма, назывались IV смотром-конкурсом ленинградских любительских рок-групп, но действительно и в разговорах публики, и в оценках жюри все время звучала более праздничное, торжественное слово - фестиваль. И фестиваль должен был подвести итоги не только очередного сезона, но, пожалуй, и всех пяти лет существования клуба, должен был одни проблемы заострить, другие - решить или отбросить. Поэтому к нему готовились всерьез и организаторы, и музыканты.

Так, фойе "Невского" стало выставкой фотографий, оригинальных работ художников. Программа каждого из пяти концертов - всего выступили шестнадцать групп - была составлена не сразу, а после множества предварительных прослушиваний. Удалось даже решить вечную проблему с аппаратурой - Ленинградский дворец молодежи любезно предоставил музыкантам-любителям высококачественный комплект "Динакорда".

Беспокойство вызывал и творческий уровень многих групп. Дело в том, что предыдущие три фестиваля не слишком удавались именно в творческом плане. Удачные выступления одних чередовались с резкими провалами других, причем подводили даже явные лидеры. Кроме того, наметился тревожный момент творческого тупика у некоторых "ветеранов" клуба, таких, как "Зоопарк", "Тамбурин". "Кино", на два состава распались "Странные игры", и в то же время не убеждали эксперименты молодых ансамблей - они увлекались внешними эффектами больше, чем поиском действительно нового качества.

ФЕСТИВАЛЬ открыла группа "Город" - "живая реликвия" любительской рок-сцены. Ведь Владимир Рекшан начинал еще в конце 60-х. Но на этот раз ему не удалось донести свои интересные тексты до зрителя - мешали назойливые гитарные "запилы", невыразительный вокал, в целом музыка "Города" воспринималась архаичной.

"Модель" - следующая группа - поразила звучанием. "Живая пластинка"! И стилистика нетрадиционна - хард-рок в электронной "упаковке". Всего этого хватило жюри, чтобы вывести группу в число лауреатов. Однако зрители были. холодны, и на конференции по итогам фестиваля вообще бурно протестовали против поощрения "Модели". И аргументы их, признаться, представлялись весомыми: тексты были разобщены с музыкой, со сценическим образом.

"Алиса" - группа, о которой говорят и спорят, на фестивале попробовала предстать как "супергруппа". Это было видно и во внимании организаторов, публики, и в поведении Константина Кинчева с партнерами на сцене. "По ту сторону добра" - так не без претензии назвали они программу. Хотя само по себе стремление молодых музыкантов поговорить об острых проблемах борьбы за мир привлекало. Ведь рок-музыка сегодня много делает для борьбы за мир, а ленинградские любительские группы пока "недорабатывают" в этом направлении, могли бы активнее проявлять свою гражданскую позицию, Каралось, обращение "Алисы" и такой многогранной теме представит группу в ином качестве. Но в который раз молодые музыканты увлеклись внешней атрибутикой, этаким эпатажем и явно "пережали" в этом. Случайный просчет? Не думаем. Этот акцент на "атакующую", агрессивную манеру, увы, стал в последнее время единственной краской их концертов.

В свое время группа "Зоопарк" также упрямо ограничивала свой образ одной краткой - сумрачной, я порой и вовсе пессимистичной. Здесь же мы стали свидетелями выступления артистичного, яркого. Михаил Науменко был и прежде привержен "классическим формам рока" - рок-н-роллам, рокабили, ретро, но появление в его, программе вокальной группы (Александр Донских, Галина Скигина, Наталья Шишкина) сделало звуковое полотно группы живым, сочным.

Пока лишь на подступах к своему образу - группа "Игры". А вот выступление "Аукциона" стало сенсацией. Одни из немногих на этом конкурсе они решили задачу организации сценического пространства. Необычно, что лидером группы стал не музыкант, а, пользуясь терминологией эстрадного жанра, - "шоу-мэн", то есть артист-эксцентрик Олег Гаркуша. Его персонаж существовал на сцене по законам фантасмагории, вызывая ассоциации с чисто петербургскими гротесковыми персонажами классической литературы. По тут же жил и еще один герой - самовлюбленный "павлин", красавец, к тому же поющий бельканто, этот образ точно сыграл Сергей Рогожин. Их песенное представление "Вернись в Сорренто" стало веселым, ураганным балаганом.

После этого даже "Кино" не смотрелось. Хотя потенциально программа песен Виктора Цоя могла обещать многое - такие песни, как "Марш мира", "Ждем перемен", запомнились. Но артистизма, вокальной техники довольно известной группе не хватило.

В следующем концерте публика с вежливым интересом наблюдала за выступлением новых групп: "Провинция" и "Объект насмешек", но, конечно, все ждали Бориса Гребснщикова и "Аквариум". Ждали группу, которая способна блестяще оправдывать надежды и столь же явно сокрушать их. На этот раз Б. Гребенщиков позволил себе показать не новую программу, как большинство участников, а спеть свои лучшие песни, причем как в акустическом, так и в "электрическом" варианте.

И, наверное, музыканты имели право на такое выступление. В нем увиделась попытка подвести некоторые итоги спорной, противоречивой, но, несомненно, искренней, проникнутой пафосом утверждения добра творческой деятельности "Аквариума". И то, что зал, оказалось, весь песенный материал знал чуть ли не наизусть, было трогательным и удивительным проявлением благодарности музыкантам, Минут двадцать не смолкали аплодисменты после последней песни...

Что же было дальше? Каждая следующая группа попыталась предложить свой ракурс видения рок-музыки. "Электростандарт" стремился привлечь энергичным и слаженным исполнением рок-н-роллов; "Выставка" - попыткой выстроить на сцене мир фантасмагории; "Присутствие" - желанием играть "рок", не подверженный моде, и делать это достаточно профессионально; "Джунгли" - стремлением создать музыкальный "океан", где в бурях инструментальной дисгармонии есть просветы для боли, искренности; "Телевизор." - остродраматическими решениями музыки и текстов, стремлением откровенно и честно сказать о тем, что в век машин и электроники так просто потерять человеческое начало; трио "АВИА" (входящее в число "12 надежд -86") - ироничной игрой музыкальной фантазии.

Но мы не случайно оговариваемся: это были стремление, попытки, желание... Действительно, воплощение образа и идей оказалось зачастую далеко от интересных замыслов. И тем не менее не стоит впадать в критиканство. Да, подводил ребят профессиональный уровень, но ведь это был конкурс музыкантов-любителей. Зато в выступлениях большинства участников не чувствовалось холодною, расчетливого подхода к творчеству, а значит, оставалось главное ощущение - свежего ветра, того самого, что сегодня так нужен нашей эстраде.

ТАКИМ образом, трехдневный марафон в ДК "Невский" не просто назвал лауреатов (главный приз жюри присудило "Аквариуму", определив еще шесть лауреатов - "АВИА", "Алиса", "Аукцион", "Джунгли", "Зоопарк", "Модель"), не только подвел итоги очередного сезона и вообще пятилетия существования рок-клуба, а дал всем тем, кто неравнодушен к проблемам молодежной рок-музыки, новую точку отсчета. Куда более высокую, но куда более требовательную, чем прежде.

Как же оценивают ситуацию специалисты?

Член Союза композиторов - Станислав Пучков сказал на заключительной конференции музыкантам-любителям: "Меня привлекает ваша музыка, ваши музыкальные идеи. И даже неправильности, шероховатости вызывают иногда сдвиг в психологии восприятия творчества, дают импульс".

Олег Гусев, руководитель группы, созданной в Ленконцерте: "Мне тоже нравятся в любительских группах рок-клуба свежие идеи, но абсолютно не устраивает их воплощение. Представьте себе, что вы задумали н нарисовали на бумаге прекрасную модель самолета, а затем сделали его из папье-маше. Сколько ни выруливай на взлетную полосу - не взлетит. Исключение - лишь "Аквариум".

Но раз есть интересные музыкальные идеи, есть любопытные эксперименты, почему бы не вынести их за стены рок-клуба, тем более что профессиональные рок-ансамбли сейчас главным образом сориентированы на легкие пути к успеху? Так рассуждают многие члены Ленинградского рок-клуба. А каково мнение заинтересованных лиц?

Сергей Исаев, заведующий отделом культуры Ленинградского обкома комсомола:

"Уже давно настало время для серьезного, заинтересованного разговора о путях развития ленинградской рок-музыки -дискуссии не ради дискуссии, а в целях оказания конкретной помощи молодым музыкантам. По спорным программам нужно спорить. Интересные, содержательные, творческие - поощрять, активно поддерживать художественно безвкусные и гражданственно незрелые произведения аргументировано отклонять от исполнения на широкой молодежной аудитории. Думается, такая оценка, заинтересованная дискуссия необходима не только самодеятельным группам, но я любителям рок-музыки, особенно тем, кто упорно старается представить отдельных авторов-исполнителей в качестве "мучеников от искусства".

Михаил Иконников, художественный руководитель мастерской вокально-инструментальных ансамблей Ленконцерта:

"Я был на всех концертах фестиваля и могу сказать, что такой смотр - дело очень интересное. Увидел здесь способных. одаренных музыкантов - они есть, например, в "Аквариуме", "Модели", "Джунглях" и других ансамблях. Недаром ведь певец Виктор Салтыков, замеченный именно в рок-клубе, теперь стал "звездой" в группе "Форум". Мы готовы уже сегодня привлекать не только отдельных исполнителей, но и коллективы клуба для участия в программах Ленконцерта и делаем это. Так, в представлениях "Диско-телетайп" в Театре эстрады в начале июня принимали участие Ансамбли "Тамбурин" и "АВИА", они были тарифицированы. В свое время лауреатом фестиваля в рок-клубе была группа "Пикник". Недавно она Целиком принята в Ленконцерт, готовит программу. Естественно, профессиональная гастрольная деятельность диктует свои условия, во многом отличные от клубной, экспериментальной, лабораторной работы. Но наша точна зрения сегодня такова, что нет непреодолимых барьеров между профессиональной и любительской рок-музыкой. И мы готовы расширять контакты и с отдельными музыкантами, и с лучшими группами".

Ту же мысль выразил и лауреат премии Ленинского комсомола композитор Александр Морозов на конференции по итогам фестиваля, сказав, что такие ансамбли, как "Форум", выступающий на профессиональной сцене, и лучшие составы рок-клуба в принципе делают одно дело, утверждая на эстраде новые музыкальные формы. Мысль ценна тем, что в среде рок-клуба н его поклонников, увы, сегодня есть стремление отгородиться от всех и вся, утверждая лишь за собой право на "настоящий рок".

Мнения, мнения... Хорошо, что есть о чем говорить, дискутировать. Еще лучше сознавать, что проблемы могут быть решены. А основания для такого положительного "прогноза", думается, сегодня есть, Видимо, уже в новом сезоне рок-клуб как любительское объединение сможет перейти на рельсы самоокупаемости, а это значит, что появится возможность для более активной творческой деятельности, возможность приобретения аппаратуры. Думается, нет непроходимых препятствий не только для того, чтобы наладить отношения с Ленконцертом. но и с Ленинградской студией грамзаписи фирмы "Мелодия", с телевидением и радио. Все это, однако, потребует и от самих, музыкантов-любителей по-новому взглянуть на свое творчество, на свой реальный уровень, потребует умения не только генерировать свежие идеи, но н убедительно воплощать их.

Б. МАЛЫШЕВ, М. САДЧИКОВ

"Смена" (1986г.)


Вернуться в 1986 год

1985

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1987