Открытие седьмого сезона Рок клуба...
Движение в сторону весны
ЛЕНИНГРАДСКИЙ рок-клуб... Сегодня это, несомненно, ведущее творческое объединение подобного типа в стране. Но дело даже не в том, что здесь "прописаны" такие группы, как "Алиса", "Аквариум", "ДДТ", "Популярная механика", "Зоопарк", "Кино", "Телевизор", "Джунгли". "АВИА", "Игры", "Аукцион", за каждой из которых - целая легенда, сонм поклонников, свой неповторимый стиль.
Рок-клуб с берега Фонтанки (он базируется в Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества, на улице Рубинштейна, 13) - это еще и мощное любительское объединение, в которое входят около пятисот человек, из них больше половины - не музыканты. Причем объединение ищущее, экспериментирующее, задающее тон и в решении многих организационных проблем.
12 октября Ленинградский рок-клуб открыл свой седьмой сезон. Утверждают, что человек меняется каждые семь лет, перешагивая на качественно новую ступень. Если это правило применимо и здесь, то рок-клуб тоже здорово изменился, тоже поднялся на качественно новую ступень.
Впервые новый сезон открылся международными концертами. В первом концерте на сцену должны были выйти ленинградские группы "Игры" и "Аукцион", а также 26-летняя певица из США Джоанна Стингрей. Но неожиданно для многих президент рок-клуба в первые же минуты пригласил на сцену еще одного гостя из США - представителя международной фирмы "Ямаха интернэйшнл корпорэйшен" Дагласа Баттелмаиа, который передал дар "Ямахи" ленинградскому рок-клубу - комплект звукоусилительной аппаратуры и специальных эффектов на сумму десять тысяч долларов.
И вот на сцене - "Игры", осколки легендарного ансамбля "Странные игры". Теперь Григорий я Виктор Сологубы играют совсем другую музыку - своеобразный "спид-хард", да в текстах стали проще и лаконичней. Однако эти метаморфозы не пошли на пользу "Играм" - группа с трудом находит контакт с залом уже далеко не на первом концерте, хотя некоторые песни, своеобразные рок-плачи, все же интересны, Словом, оставим выяснение нашего отношения к "Играм" до их концертов в Москве, которые должны быть организованы Ленконцертом в декабре.
Но неужели "Игры" перешли в Ленконцерт? Нет, нет, статус у них любительский. Просто в прошлом году Ленконцерт наконец решился на то, о чем говорили уже много лет, - протарифицировал для разовых выступлений вслед за "Аквариумом" еще десяток ансамблей рок-клуба.
И тот же "Аукцион", который продолжил концерт открытия сезона, уже через несколько дней должен был принимать участие в программах на сценах крупнейших залов Ленинграда - "Октябрьского" и "Юбилейного".
"Аукцион" - блестящая шоу-группа, потерявшая летом ведущего вокалиста Сергея Рогожина, который теперь в "Форуме". Однако ребята не стали искать другого солиста, а нашли "внутренние резервы" - больше стали петь гитарист Леонид Федоров и лучший шоу-мэн рок-клуба Олег Гаркуша. И ничего-дела идут неплохо... После "Взломщика" группа снялась в полнометражной картине "Семь нот для размышления" режиссера Алексея Учителя, а недавно Олег Гаркуша получил приглашение сняться у Марка Захарова. Так что фильмы со своим участием Олег (он киномеханик кинотеатра "Титан" на Невском) скоро сможет крутить на своей работе.
После выступления на Московском международном кинофестивале этим летом артисты "Аукциона" получили предложение от организаторов кинофестиваля в городе Мангейм приехать в ФРГ. Такая поездка должна стать реальностью уже вскоре. Кстати, любителям рока наверняка будет интересно узнать, что по-прежнему остается реальной поездка Бориса Гребенщикова и "Аквариума" в США, что в новом сезоне запланированы концерты рок-клубовских групп в Польше (туда уже в августе съездили "Джунгли" А. Отряскина) и в Финляндии.
В третьем отделении концерта на сцену вышла не кто иная, как Джоанна Стингрей, та самая Джоанна, с чьим именем связано появление в 1986 году в США двойного альбома "Рэд вэйв" с записями четырех ленинградских групп - "Аквариума", "Странные игры". "Алиса" и "Кино". Надо сказать, что конфликт между ней и ВААП улажен, и теперь Стингрей не только записала свою сольную пластинку, использовав мотивы песен ленинградских рокеров, но и готовит вторую пластинку "Рэд вэйв", а также в этот свой визит в Советский Союз снялась в телепрограмме "Музыкальный ринг". Певице из США помогали гитарист Юрий Каспарян, бас-гитарист Игорь Тихомиров барабанщики Георгий Гурьянов и Сергей Бугаев, а также клавишник Сергей Курехии. Правда, концерт не слишком удался из-за бесконечных поломок аппаратуры (пока еще не "ямаховской", ноторая, как оказалось... рассчитана только на 127 вольт). Зрители уже было стали уходить из зала, благо время было к полуночи, но ситуацию спас Константин Кинчев, который выскочил на сцену и своей энергией вернул успех. К тому же в финале участники концерта сыграли бятловский рок-н-ролл "Возвращение в СССР".
"Алиса" и Кинчев (сегодня, на мой взгляд, личность № 1 на ленинградской рок-сцене) были главными героями второго концерта в честь открытия сезона. Зал пел каждую вторую песню вместе с Кинчевым, после первого же номера встал и слушал концерт стоя.
Напор, энергия кому-то могут показаться излишними, чуть ли не "сатанинскими", но черная краска - лишь одна в спектре, которым властвует Кинчев - поэт и яркий, актер. Концерт он закончил как настоящий режиссер - после новой песни "Снова в Америке" (в чем-то пародийной по отношению к "Возвращению в СССР") "Алиса" исполнила свой "гимн" - "Мы вместе!", а все кончилось тем, что Кинчев взял гитару и один спел балладу "Вольному воля"...
Выступила и польская рок-группа "Белизна", которая гостила в Советском Союзе по приглашению Ленинградского обкома комсомола.
КОНЦЕРТЫ закончились, и можно продолжить тему организационных новостей. "Проблемы постепенно решаются" -- так называлось интервью с президентом рок-клуба Николаем Михайловым, опубликованное в "МК" год назад. Год по нынешним временам - громадный срок. Так каковы же перемены? Михайлов теперь уже не работник Дворца молодежи, в свободное время занятый рок-клубовскими проблемами, а сотрудник дома самодеятельного творчества - другими словами, штатный работник рок-клуба. И еще для пяти вчерашних любителей клуб стал постоянным местом работы. Двое из них заняты техническими вопросами и аппаратурой, один - секретарскими делами, один, Андрей Тропилло, студией звукозаписи, и еще один известный в рок-движении человек, Анатолий Гуницкий, руководит научно-учебным центром клуба. Этот центр - также новинка сезона. В нем преподавателями стали музыканты ведущих групп - гитарист Александр Ляпин ("Аквариум", "Теле-У"), барабанщик Николай Черидник ("Аукцион", "Игры"), клавишник Николай Гусев ("АВИА"). Они ведут платные курсы, обучая молодых ребят, к тому же здесь проходят лекции по истории и теории рок-музыки.
Еще в прошлом сезоне рок-клуб перешел на самоокупаемость. За год заработал около сорока тысяч. В общем-то, не так много... При желаний цифру можно было бы легко увеличить. Но не имело смысла, потому что заработанные средства все еще трудно потратить. Теперь станет чуть полегче. Дело в том, что на недавнем общем собрании клуба принят новый устав, в котором оговорено, что каждая группа будет иметь свою карточку (свой лицевой счет) и если дела пойдут у нее успешно, то она сможет сама распоряжаться своими заработанными средствами - тратить их на запись фонограмм, брать на работу администратора, тратить деньги на аппаратуру и инструменты.
Но парадокс в том, что до сих пор рок-клуб не имеет права платить музыкантам, тогда как, выступая, скажем, от Дворца молодежи, от молодежных культурных центров, от Ленконцерта, они получают деньги. И это вполне логично - ведь концерты платные.
Впрочем, разговоры о деньгах, к счастью, пока не заслонили в клубе главного - творчества. На общем собрании выбран новый совет - 13 человек, причем теперь он должен превратиться из, так сказать, исполнительного органа в законодательный. Каждый член совета раньше отвечал за свою конкретную линию, теперь же за это отвечают штатные работники, а совет должен думать, вырабатывать тактику и стратегию, следить за тем, как шутят сами ребята, чтобы "дух фирмы" оказался не утерян ..
КАК увидеть, как услышать ленинградские группы? К сожалению, их гастроли в Москве не столь часты, так же, впрочем, как и концерты групп московской рок-лаборатории в Ленинграде. Пора бы уже сменить несколько ревностное и даже обидчивое отношение на более плодотворные контакты, обменные концерты. Диалог может быть интересным - это подтвердила и съемка музыкального телемоста Москвы и Ленинграда с участием лучих любительских групп. (Вот только пленка эта, похоже, надолго легла на полку...). Ну, а в грамзаписи группы с берега Фонтанки можно будет услышать уже скоро - фирма "Мелодия" выпускает альбом "Ленинградский рок-клуб" с песнями "Алисы", "Аукциона". "Игр", "Присутствия", "Зоопарка". "Телевизора", "Тамбурина", с инструментальной музыкой "АВИА" и "Джунглей". А миньоы некоторых из этих коллективов уже есть в магазинах грампластинок.
Михаил САДЧИКОВ
НА СНИМКЕ:
группы "Алиса" и "Калинов
мост"
исполняют песню "Мы вместе!".
Фото
Андрея УСОВА.
"Московский комсомолец" (30.10.1987г.)