Борис Гребенщиков
Рок-группа "Аквариум" существует уже пятнадцать лет. До недавнего времени о ней слышали немногие. Сейчас на страницах газет и журналов ансамбль часто хвалят. ему предоставляют для выступлений престижные концертные залы, телеэкран.
В чём причина такого поворота? Изменился "Аквариум"? Пожалуй, секрет успеха в верности музыкантов избранному ими пути, который сегодня оказался в значительной мере созвучным времени, запросам молодежной аудитории.
"Аквариум" называют рок-группой. Хотя он явно раздвигает рамки этого жанра.
- Порою вас упрекают в том, что ваши стихи не самостоятельны. В них многое напоминает Боба Дилана и других западных рок-музыкантов, узнаются даже "цитаты" из китайской классики...
- Тем не менее я никому не подражаю. В каждой строке то, что думаю и чувствую сам. То же и в мелодиях. Можно, наверное, проследить их родство с народными мелодиями - с нашими русскими, шотландскими, английскими. Рок называют современным городским фольклором. Мажет быть, именно по-этому авторство имеет здесь не столь большое значение, как в классике. Ведь в народном творчестве художник часто варьирует услышанное, увиденное, стремясь создать свой художественный образ. В моей песне "Дорога 21" есть слова: "Я никогда не ловил луну в реке рукой..." Это навеяно китайской поэзией, а конкретнее - строчками древнего китайского поэта Ли Бо, который, по преданию, утонул, заглядевшись на отражающуюся в реке луну. Но разве это можно назвать подражанием? Эта песня - моя, в ней моя боль, мои чувства, ассоциации. И я хочу передать их другим людям. Думаю, что наш жанр, полюбившийся молодым людям, во многом близок и национальному русскому искусству.
- Вот именно этого-то, по мнению многих, рок и лишен...
- Рок основан на
ярких ритмах. Но ведь и наиболее
древние мелодии русского фольклора
тоже необычайно ритмичны - к
сожалению, мы их редко слышим со
сцены.
Нашу рок-музыку создают русские
люди, воспитанные на отечественной
культуре. И их творчество,
естественно, обретает национальное
звучание (если, конечно, оно не
проникнуто подражательством,
эпигонством). Так же было и с оперой,
и с балетом. Ведь сейчас русскую
оперу и русский балет никому, не
придет в голову называть
вторичными. Поживем-увидим, каким
станет русский рок.
- Как вы думаете, Борис, почему все-таки рок-музыку встречают порой едва ли не враждебно?
- Людям, воспитанным в традиционной музыкальной среде, поначалу рок, наверное, кажется чем-то совершенно неприемлемым. Понять их можно. Наверное, требуется определенная терпимость, чтобы сказать: "Давайте разберемся". Нас ведь слушает не только молодежь, но н старшее поколение, находя в лучших образцах музыки духовную насыщенность, пусть и выраженную в современных ритмах. Не следует забывать и другого: рок бывает разный. Бывает, скажем. крикливый, пустой, подражательный, но бывает и самобытный. вдумчивый, лиричный. По-этому не надо все сбрасывать в одну кучу и поспешно выносить "приговор" всему року. Впрочем, любить или не любить что-то волен каждый. А вот тот, кто полагается на запреты в этой области, тот всегда рискует получить антивоспитательный эффект.
- Какой вы хотели бы видеть свою публику? Влияет ли она на вас в ходе концерта?
- Конечно. Очень многое зависит от реакции зрителей. Думаю, что любое выступление - это сотрудничество артистов и зрителей. Самое страшное - это вежливо равнодушный зал.
- Не мешает вам отсутствие профессионального музыкального образования?
- Пока, к сожалению, профессиональное ооучение нередко сводится к попытке максимально упростить созревание музыканта. Все, что он должен обретать, проходя через собственные пробы и ошибки, консерватория пытается вогнать в него "в готовом виде" за пять лет.
- Последний вопрос традиционный: какие ближайшие планы ансамбля?
- Планы у нас такие. Скоро мы должны поехать в США, где будем записывать наш новый альбом. А потом - концерты в Ленинграде. Насколько они реальны, покажут время и обстоятельства.
Беседу вели
Н. ВИШНЯК, Т. МЕЖЕНИНОВА.
"ТРУД"
Статья сохранена Анатолием Сухаревым