УРОК РОК-МУЗЫКИ
Представьте себе: утро, в унылый урбанистический район Москвы один за другим прибывают трамваи, до отказа набитые весьма экзотическими молодыми людьми с жуткими прическами и горящими глазами. Постепенно перед входом в Дом культуры МИИТа собирается пестрая и шумная толпа. Что происходит? Рок-фестиваль, организованный экспериментальной лабораторией рок-музыки.
Но лишь немногим счастливцам удается ценой неимоверных усилий прорваться в зал. Эта ситуация типична для любого рок-концерта. Иногда отчаявшиеся "рок-фаны" пролезают в слуховые окна, разбирают крышу, подбирают ключ к черному ходу, прорываются сквозь цепь дружинников, наконец, рисуют фальшивые билеты - короче, готовы на все, лишь бы пробиться на заветный "сейшн"../
Всегда поражало, что "Юность" - судя по названию, журнал молодежный - совсем не уделяет внимания самому популярному среди молодежи жанру искусства - рок-музыке. Но в 7-м номере журнала мы прочли статью Натальи Зимяниной "Ау!" и воспрянули духом в надежде, что начавшийся разговор будет продолжен. Надоело молчать...
Вряд ли имеет смысл излагать сейчас историю нашего рока, это тема для диссертации. Важно то, что сегодня он существует как совершенно самобытное явление: "Аквариум", "Алиса", "Зоопарк", "Выход" (Ленинград), "Последний шанс", ДК, "Вежливый отказ", "Звуки My", "Веселые картинки" (Москва), "Наутилус", "Урфин Джюс" (Свердловск), "Облачный край" (Архангельск), ДДТ (Уфа), "Цемент", "Зга", "Атональный синдром" (Рига), "Монте-Кристо" (Одесса) и др. Все это давным-давно не копия с западного рока. В творческом же отношении такая "самодеятельность" на голову выше множества "профессиональных" ВИА, но оригинальному коллективу на профессиональную сцену стало практически невозможно пробиться - туда проникает самое банальное, серое и беззубое. А потом, глядя на такие ансамбли, композиторы и поэты пишут статьи о "художественной беспомощности" всего жанра.
В последнее время, однако, что-то меняется. Слово "рок" начинает произноситься и даже печататься. И просто удивительно порой наблюдать, как, например, теперь рекламируют Ю. Лозу - с таким же бездоказательным пафосом, с каким недавно втаптывали в грязь. Впрочем, трудно назвать и то, и другое "музыкальной критикой". Таких рекламных публикаций хватает. У них есть одна довольно неприятная общая черта: рок они трактуют как вид эстрады.
Но ведь на самом деле рок - вовсе не "ритмичная музыка для танцев", а совершенно самостоятельный жанр искусства, появившийся в середине XX века в результате творческого и технического прогресса так же, как в начале века появилось кино. У рока своя эстетика, свой ритуал, своя история, свой взгляд на мир. Распространено заблуждение, что он порожден буржуазной "массовой культурой" и разрушает нашу национальную культурную традицию: но в том-то и дело, что разрушают и подрывают ее так называемые ВИА, которые отпугивают даже школьников абсолютной пустотой своих текстов якобы про любовь типа "Скажи мне "да" и безнадежно устаревшей музыкой. В этих песнях наш современник предстает в виде пошлого и сентиментального болвана. Вот здесь-то и можно говорить о сознательном опорочивании образа советского человека.
Что касается рока, то такие группы, как ДДТ, "Облачный край", "Звуки My", продолжают традицию отечественной культуры: Владимира Высоцкого, бардовского движения, советской поэзии 60-х годов. На наших глазах появился новый, перспективный жанр, вобравший многое из музыкального наследия, в том числе и русскую "карнавальную культуру" - скоморошество; и музыкальный фольклор, негритянский, а в последнее время и отечественный, и социальную остроту бардовской песни. Настало время обсудить проблемы этого жанра. Но не на уровне того, на ком какие кроссовки и кто куда перешел, а по-серьезному, Нужно собрать "круглый стол" из тех, кто своими руками создал советский рок: С. Рыженко ("Последний шанс", "Футбол"), Ю. Шевчук (ДДТ), С. Жариков ("Веселые картинки"), Б. Гребенщиков ("Аквариум"), М, Науменко ("Зоопарк"), П. Мамонов ("Звуки My"), А. Яхимович ("Цемент" - кстати, он же, Яхимович, президент рижского рок-клуба). Поговорить есть о чем: поклонников рок-музыки миллионы - школьники, молодые рабочие, студенты.
Получается так: открыли двери для рок-музыки, но захлопнули их перед носом у слушателей. Кто пoстарше, вспоминают: в начале 70-х они совершенно свободно ходили на "сейшн", и даже выбирали, кого интереснее послушать: "Машину", "Високосников" или "Скоморохов". Сегодня везде рекламируется ленинградский рок-клуб и московская рок-лаборатория, но чтобы попасть на их "мероприятия", нужно выложить четвертной и еще заискивающе улыбаться. Все вполне естественно - концертов мало.
Михаил Сергеевич Горбачев сказал на XXVII съезде партии: культурно-воспитательная работа должна идти навстречу интересам людей, - и мы с этим полностью согласны. К сожалению, работники культуры стремятся уйти от решения этих проблем, цепляются за ветхие инструкции, создают искусственные препятствия при организации групп и устройстве концертов. Обо всем этом тоже нужно говорить и писать, поскольку это та почва, из которой вырастает всякое рок-творчество: самые знаменитые группы и у нас, и за рубежом начинали с того, что играли в маленьких кафе и клубах для ребят со своей улицы. Мы надеемся, что "Юность" поразмыслит над всем этим и, быть может, опубликует наше письмо.
И. АВАРИЯ, музыкант, Илья СМИРНОВ, историк, Сергей ГУРЬЕВ, искусствовед.
А почему бы и нет? - решили участники клуба. Более того, если действительно у читателя есть такое желание, то можно "Урок рок-музыки" проводить в "20-й комнате" регулярно. Пригласить, например, самого популярного рок-музыканта, и пусть он... Здесь шум на нашем заседании достиг апогея. Но к общему мнению так и не пришли, и решили предоставить читателю назвать:
1. ИМЯ ПЕРВОГО РОК-СОБЕСЕДНИКА.
2. ВОПРОСЫ. КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ЗАДАТЬ.
Кто же он - звезда рока?
Чтобы мы быстрей высчитали большинство голосов, на конверте помечайте: "20-я комната" - "Урок рок-музыки".
"ЮНОСТЬ" (1'87)