Б.Г. терпел и нам велел
В его студии на Пушкинской мы пили особой заварки китайский чай и пытались беседовать. Напиток сильно отдавал хорошо распаренными в тазу вениками. А разговор напоминал катание на американских горках. Понять логику Б.Г. невозмоюжно. И скорее всего это логично...
ВЕРНИСЬ, Я ВСЕ ПИЩУ!
- Вы часто обижаетесь, что журналисты о вас черт-те что пишут...
- Нет такого понятия - журналисты! Все люди оди-наковы: набор хромосом, руки - ноги, желудочно-кишечный тракт.
- А душа?
- Все это внешнее: люди просто воображают душу. Хотя... Христос в человеке - это вполне реально.
- Давайте только не о религии...
- Как хотите! А на журналистов я не обижаюсь. У меня есть подборка статей, там такой бред... Я их просто не читаю. Но мне интересно все же, что обо мне пишут, - ведь я не бездушный компьютер.
- Никто не сомневается.
- И если мне не
нравится - так что дальше? Все равно
ничего не изменишь!
Вот мы, например, не имеем
представления, ка-кие фирмы нас
издают и сколько чего продают.
Пираты обворовывают, а как с этим
бороться? Не в суд же подавать! И
стоит ли злиться из-за этого? Гнев
разрушает человека, он примитивен.
А почему я должен себя разрушать?
Моя жизнь и без пиратских дисков
наполнена.
- А мне знающие люди говорили, что, кроме работы, вас ничто не занимает. Книг вы не читаете, хобби у вас нет...
- С чего вы взяли,
будто я не читаю книг? Совсем
наоборот! Просто есть очень мало
вещей в литературе, которые в
данный момент были бы мне интересны.
Я не могу, например, читать
художественную прозу - мне это
физически не нужно. Хотя если
Пелевин напишет еще одну книжку,
прочту...
А как вы вообще это представляете -
мне, при моем режиме, еще и читать? Я
встаю утром, отвечаю на почту в
Интернете и бегу в студию. Домой
прихожу ночью, измочаленный. Иногда
кто-нибудь из друзей заглянет,
посидим - там уже не до чтения! Нет,
лучше я кино какое-нибудь посмотрю...
- Какое?
- Такое, чтобы отвлечься. Предпочитаю боевики. Но если будет фильм Куросавы, я его посмотрю. Мне нравятся самураи - это действует на определенные струны моей души.
- При такой жизни вы, наверно, себя обедняете...
- В чем я себя
обедняю? То, что вы называете
работой, для меня на самом деле
любимое хобби. Просто так
получилось, что оно меня еще и
кормит. А чем вы предлагаете мне еще
заниматься? Собирать спичечные
этикетки? Но это же не является
удовольствием, это просто глупость...
Можно, конечно, пить вино. Или
коллекционировать засушенные
головы друзей.
-Кого-кого?
- И ставить их рядами в студии. Но они займут много места. И будут потом плохо пахнуть...
- Засушенные головы - это круто. А собаку завести не пробовали?
- С моей стороны это было бы по отношению к ней непорядочно. Сидела бы целыми днями одна дома. У детей есть, конечно, какие-то хомячки-рыбки-птички... Я раньше любил кошек, но они у меня не выдерживают. Был такой случай; в Москве ко мне пришел кот Рамзес. Так он в результате сошел с ума!
- Отчего?
- Почем я знаю? Было, наверное, что-то такое в атмосфере... Жил дома, переселился в студию, всех перекусал - и ушел в поля на Таллинском шоссе... Собственно, я знаю, из-за чего он сошел с ума. Человек, который делал у нас ремонт, налил в его горшок олифы. Рамзес не выдержал такого оскорбления и после этого в себя уже не приходил. Между прочим, он полюбил тогда мышку. Навсегда.
- Живую?
- Нет, Микки-Мауса. Он занимался с ним сексом.
- Это очень характерно для животных...
- Вы хотите сказать, что мышь для кота - характерная любовница?
- Неужели вы думаете, что он понимал, кто она такая?
- Кто его знает. Рамзес был загадочным котом...
- Наверное, вас вообще окружают таинственные люди, таинственные вещи?
- Все зависит от способностей - я имею в виду общение. У меня нет экстрасенсорных талантов. Ауру я, во всяком случае, не вижу, но энергию чувствую. Наверное, есть в моем мире что-то еще. Вы посмотрите на "Аквариум" - каждый раз, глядя на этих загадочных мужчин, я сам впадаю в замешательство: откуда такие берутся?..
ГДЕ СТИХИ, ТАМ И ПОЗА
- И в самом деле, откуда? Расскажите о своем детстве.
- А чего это я стану вам рассказывать? Я помню очень много, но я не рассказчик. Пришли, так задавайте вопросы!
- Каким вы были - дворовым хулиганом или образцовым пионером с книжкой?
- Ребенком был книжным, но не пионерским. Еще до школы читал Жюля Верна. Начитался всего...
- Родителей особенно не огорчали?
- Я всегда был достаточно умен, чтобы не вызывать нареканий. А родители... Отцу не нравилась музыка, которую я слушаю. А мать защищала мое право слушать то, что хочу. Они из-за этого даже ссорились.
- А вы что?
- Слушал в это
время музыку!
Понимаете, в детях нет ничего от
родителей - генетически ничего не
передается! Детей можно сломать или
искалечить, чтобы они сделали вид,
будто похожи на отца или мать, но
они все равно другие. И традиций в
семье - чем меньше, тем лучше!
Главное - свобода. Если бы меня в
пятнадцать лет заставляли
собираться по субботам за чайным
столом, не думаю, чтобы мне это
особенно понравилось.
- Насчет генетики вопрос, конечно, спорный... А что было после школы?
- Поступил в университет, нематематический факультет. Тогда стоял вопрос: либо университет, либо армия. Я выбрал математику. У меня даже были способности, но меня это не интересовало.
- Скучали небось на лекциях?
- Что это такое? Я никогда в жизни не скучал! И тогда отлично провел время. Играл музыку, пел. Всем остальным тоже, конечно, занимался.
- Тогда и решили стать музыкантом?
- Я никогда ничего не решаю. Чем меньше вмешиваешься в работу Бога, тем лучше.
- То есть все предопределено?
- Нет ничего, что было бы предопределено. Если говорить в православных категориях, у каждого человека имеется свой ангел-хранитель, который заботится о его делах. Если не мешать ангелу о тебе заботиться, все будет в порядке. Ты занят своим делом, он - своим.
- Как бы разделение труда, да?
- А поддержание жизнеспособности - не наша работа. Наше дело - что-то совершить хорошее по отношению к другим существам. Я, например, могу писать песни - значит, нужно максимально успеть это сделать. Ведь и сейчас разговор происходит в ущерб моим записям...
- Где вы учились музыке?
- Нигде и никогда! Понимаете, есть двор, и в нем существует шпана, у которой можно научиться паре аккордов.
- Этого оказалось достаточно для создания "Аквариума"?
- Мы ничего и не создавали - просто делали то, что нам нравится. Потом выяснилось, что и другим это тоже нравится. А дольше я, по счастью, освободился от общественных привязанностей: был изгнан из комсомола, из дому, из НИИ, где работал математиком. И легко перешел в лигу сторожей.
- За что?
- За выступление на фестивале в Тбилиси. Оно не было таким советски-эстрадным, как полагалось. Пели-то мы обычные песни, только выглядели немножечко по-другому. И вели себя по-другому. За это пришел донос в горком партии, и я отовсюду был изгнан.
- Но вы сказали, что всегда были достаточно умным, чтобы не нарываться на неприятности. Выступая в Тбилиси, не могли же вы не понимать, чем все закончится?
- Если спокойно
жить в ущерб себе - это уже не жизнь.
Это во-первых. А во-вторых:
изначально не был мудр даже Будда...
Я же объясняю: без свободы нет
счастья. А внутренняя свобода - не
быть заполненным чужими мнениями...
Вот смотрите: когда вы видите
дерево, то знаете, что оно зеленое, -
потому что вас этому в детстве
научили. А если бы вы не знали, что
оно - дерево, видели бы что-то совсем
другое!
- Как это?
- Люди видят не мир, а его описание. Все классифицируют - и тем самым лишают себя возможности увидеть, как вокруг по-настоящему.
- Б.Г., выгляните в окно! Что вы видите?
- Серую стену.
- И я - серую стену... А что вы слышите?
- Музыку.
- А стихи? Ваши стихи очень образны, но и очень сложны.
- Для их восприятия нужно иметь определенную стадию духовного развития - иначе не пройдет! При том, что я - человек абсолютно обыкновенный, без особенных талантов. Более среднего человека, чем я, просто нельзя себе представить!
- Извините, мне кажется, это - поза.
- Позы никакой нет. Искусственно создают имидж только те, кто хочет привлечь к себе внимание. Продать себя не за то, чего стоят на самом деле. Просто мир, который я выражаю в песнях, многим непривычен - поэтому режет глаза. Это от всеобщей привычки сидеть в своих загончиках!
- А вам всегда нравилось путешествовать, не так ли? Где вы чувствовали себя наиболее комфортно?
- Везде! В Катманду, Нью-Йорке, в Бадапарте. И здесь, дома. Какая разница? Вот я год жил в Лондоне. Что я делал? Писал музыку, слушал музыку, читал, ходил по магазинам, ел. То же, что и везде. Лондон для меня удобен, он совпадает с моим биоритмом. А в целом - все равно. Меня всюду понимают!
- Куда собираетесь в ближайшее время?
- В Мурманск. Город какой-то кошачий - мурр... мурр...
- С концертами?
- А что там еще можно делать?..
ВЕРТИНСКИЙ, ВАША ПЕСЕНКА СПЕТА!
- Над чем вы сейчас работаете?
- Для меня музыка - не работа, а нирвана. Двадцать лет сплошного удовольствия, которое еще и дает возможность зарабатывать на жизнь...
- Если можно, чуть конкретнее...
- Какая может быть конкретика? Определить - значит ограничить. А настоящие вещи нельзя ограничивать... Ну хорошо, я скажу. Мы сегодня, сделали "Кондуктора", там теперь надо будет саксофоны и кларнеты. А сейчас с "Электрической птицей" разберемся и подвинем ее дальше.
- ?
- Да ладно... Я
никогда в жизни не был идеальным и
никогда не стану таким. Просто
сегодня у меня нет возможности
сконцентрироваться. Мы уже полтора
месяца не вылезаем из студии. Без
выходных, без ничего!
Сейчас вы застали еще относительно
невинную обстановку: здесь только
свои, кроме Славы Бутусова и
девичьего хора. Обычно бывает
гораздо больше народу.
- И чем народ занимается?
- Записываем альбом на стихи моего старинного друга, с которым когда-то начинали "Аквариум". Он поэт-абсурдист, и у него сейчас очень задумчивая ситуация в жизни. Нашлось много его стихов, которые никогда раньше не засвечивались, - вот и пишем альбом 2000 года на основании очень странной поэзии. Он будет называться "Пятиугольный грех" - это строчка из одного произведения. Там все тексты очень многогранные...
- Для записей нужны очень большие деньги?
- Если не хватает, делаем все здесь: самостоятельно и бесплатно! Бывает, даже в ущерб семье. А деньги... Деньги - всего-лишь эквивалент энергии, промежуточный вариант.
- Что за вариант?
- Человек совершает работу и получает за нее не сосиски или морковку, а эквивалент. За который потом покупает сосиски и морковку...
- Или ваш диск. Кстати, по дороге к вам я зашла в пару магазинов: продаются два альбома, "Пси" и "Песни Окуджавы". Причем Окуджаву берут намного лучше. Почему?
- Вы меня спрашиваете?
- Конечно!
- Я не рассчитывал, что эта работа станет популярной: мы ее делали для себя. Я страшно рад - тем более, что покупают люди, которые самого Окуджаву застать не успели.
- А почему последний альбом называется "Пси"?
- В голову пришло! Я ни о чем не думаю - первое, что мне Бог даст, то и есть. Мне показалось. "Пси" - как раз то, что должно быть.
- Как получилось, что вы спели Вертинского?
- Я эти песни помню с детства: у моих родителей была кассета, и я уже тогда заинтересовался. Главное для меня, что его песни не в стороне от жизни. Меня интересует жизнь - и в целом я всегда делал то же, что и Вертинский. Но в силу известных причин знаю больше, чем он. Больше читал, больше интересовался - не в обиду ему будь сказано...
- Мне кажется, стилистика Вертинского мало совпадает с рок-культурой.
- Что такое рок-культура? Панк-культура? Джаз-культура? На самом деле мы все делаем одно и то же - даже с оперным театром.
- Оперным театром?
- Конечно! Мы используем одни и те же инструменты, выдерживаем те же гармонии. Если же получается по-разному - слава богу! Иначе было бы скучно.
- То есть, если "Аквариуму" для какой-то записи необходим контрабасист, можно приглашать музыканта из Мариинки?
- Понимаете, обычно мы используем очень много неортодоксальных методов нахождения музыкантов - включая хрустальный маятник и всю остальную имеющуюся мистику. Однако все приводит к одним результатам. Человек, не мыслящий, как мы, не держится и двух недель. Но, как правило, к нам попадают люди, которые с нами совпадают...
ФАНЕРА МИЛОССКАЯ
- Борис...
- Подождите! Если вам кажется, что интервью идет как-то не так, давайте попытаемся определить. Я интересен лишь тем, что пишу музыку. И все, что хочу сказать другим, говорю на концертах.
- Сколько концертов в месяц вы даете?
- Бывает пять, иногда два-три, может быть шесть-восемь.
- Зал заполнен всегда?
- Иногда, очень редко, местные устроители заламывают чудовищные цены за билеты. Чудовищные даже по моим понятиям! Но я это не контролирую. Не могу же я на местах каждый раз объяснять, что нужно пропустить людей! Просто мы по мере сил пытаемся протащить народ бесплатно.
- А для двоих слушателей смогли бы петь?
- После каждого концерта так и случается. Идем в гостиницу, и все продолжается - для двух-трех человек.
- В гостинице - ладно. А в зале?
- Без разницы! Даже
если сидит тысяча человек и
девятьсот девяносто девять не
понимают, что происходит, а один
затронут по-настоящему, это уже
хорошо. Такое общение - взаимный
обмен энергией.
Я ведь и сам раньше не думал, что
буду работать в концертах в сорок
шесть лет.И ничего!
- Удовольствие получаете?
- Еще больше, чем
раньше! Я вообще все делаю с
удовольствием...
А что будет потом? У меня столько
разнообразных проектов, которые
можно делать, не выходя на сцену,
что все даже не успеть. И кроме того,
на сцене можно и в 80 лет...
- Как Алла Баянова, например... А вы способны представить себя однажды невостребованным?
- Такого не может быть!
- Трудно вам с собственной славой?
- Почему? Она помогает в жизни - когда входишь в ресторан или разбираешься с гаишником. Просто во многих случаях хочется быть неузнанным. Я не могу, например, ходить в клубы. Мне физически не дадут слушать музыку.
- Это и так понятно.
- Давайте скажу по-другому. К примеру, мы вчетвером можем сейчас оставить Борьку перекатывать фонограмму и пойти взять ближайшую сберкассу.
- Как взять?
- В принципе ребята хорошие, боевые. Учитывая мое имя - получится. Даже может сойти с рук. Даже раза два-три! Никто не поверит, что Б.Г. взял сберкассу, Будут искать в другом месте.
- Допустим, это положительный момент. А самый отрицательный? Навязчивые поклонницы одолели?
- От искателей моего времени я умею избавляться - есть свои способы. А поклонницы на самом деле не окружают. Появляется периодически одна сумасшедшая. Один раз пришла даже с ножом...
- Чего добивалась?
- Не помню! И вообще мне трудно отслеживать логику сумасшедшего человека. Но что делать? На всех известных людей бросаются сумасшедшие. К Макаревичу с топором приходил Иисус Христос. Серьезно: бородатый мужик с топором.
- И как вы поступаете, когда с ножом или топором?
- Пытаюсь свести экстремальную ситуацию на нет. Мягким обращением.
- Не проще ли вывернуть руку нападающему, чтобы нож выпал ?
- А если он сильнее? Тогда нож точно окажется у меня в груди. А так я пока еще жив...
- И слава богу! Но выупомянули фонограмму. Как вы относитесь к концертам под фанеру?
- Видите ли, у любого мужчины есть два пути. Он может заниматься любовью с женщиной...
- Или?
- Или с резиновой куклой, что, с моей точки зрения, - полная аналогия с фонограммой! Можно получать наслаждение на сцене от игры на музыкальных инструментах и пения. А можно имитировать процесс. Если кто-то считает, что это одно и то же, то резиновая кукла - его проблема...
ПИЩА Б.Г.
- Если я правильно поняла, старости вы не боитесь?
- Ни старости, ни смерти. В этом смысле я - абсолютно первобытный человек. Абсолютно! Мне просто нравится жить. И нравится музыка...
- Внешностью своей на сегодняшний день довольны?
- То, что я вижу в зеркале, меня смешит. Хотя, знаете, иметь такую бороду, как моя, - это уже само по себе гражданский подвиг!
- Отчего же - вы выглядите почти по-мефистофельски.
- Нет, вы не поняли! Я вполне доволен мне удобно с моей внешностью. И то, что женщины меня любят, означает, что их от меня не тошнит. Хотя главное все-таки - чтобы не тошнило самого себя...
- Кстати: как вы выбирали себе жену?
- Откуда я знаю? Вам не кажется, что это нелепый вопрос?
- Отчего же? Самый обыкновенный. Тем более, говорят, вы очень счастливы в браке.
- Ну и что? Я много раз говорил: женщина у меня слева.
- Но не поясняли - за столом, в постели, под руку...
- Все проще! Есть многократно описанная медитация буддийской школы. Когда представляешь себе всех живых существ, слева от тебя женщины, а справа - мужчины.
- Увы - для меня это слишком абстрактно.
- У меня нет дурацкого желания быть кем-то у кого-то. Я сам по себе!
- Это вы об одиночестве?
- Еду готовить я
умею, рубашку, если надо, тоже
поглажу. А женщины совсем для
другого. Они помогают иным взглядом
на мир. Женщины - инь, мужчины - янь.
Что тут непонятного?
Сочетать это в себе может лишь
человек, совмещающий мужскую и
женскую природу. Все мудрецы всех
культур только этим путем и шли.
- Это философия?
- Нет тут философии! Просто желательно, что-бы все - и мужчины, и женщины, были высочайшей пробы. Если это недостижимо, надо правильно вы-бирать себе друзей.
- Наверное, в быту с вами непросто?
- Что такое быт? С детства не люблю этого слова! У меня дома есть кресло...
- И жена...
- Опять жена! Если
вам нужно что-то знать, спросите у
нее! Мне никогда не приходилось
определять себя по отношению к
близким.
Неужели вы так ничего и не поняли?
Моя среда - весь мир. Кроме мира,
меня ничего не интересует. И с женой
у нас все отлично, потому что она
такая же, как и я.
- Но все же в вашем мире есть уголок, который вы называете домом...
- Быть в своем кресле в полном покое - вот все, что мне нужно.
- А если ребенок в это время приходит и начинает рассказывать о школе?
- Я с удовольствием слушаю - а в это время в заднем отделении мозга происходит работа. Творчество. Подсознательно... Потом выплескивается... Знаете, мне вообще мало что нужно. Только чай бывает очень дорогой.
- Как раз хотела спросить! Пока я вас ждала, ваши друзья, наливая мне чай, пояснили, что это особый, по-гребенщиковски. Приготовленный по старинному китайскому рецепту.
- Да, меня научили в чайном домике.
- Не поделитесь?
- Пожалуйста. Сначала доводится кипяток до фазы "серебряного ключа". Вернее, сначала - "рачий глаз", за ним - "рыбий глаз", потом - "ветер в соснах" и - "серебряный ключ". Дальше надо ополоснуть кипятком чайник и чашки, но только не долее двух секунд...
- Но то, что я пью, совершенно не имеет запаха. Так и должно быть?
- Без запаха? Странно. Этот чайник вообще не я заваривал! Настоящий чай - это совсем другое. Нужна родниковая вода и много еще чего. Даосы вообще говорили, что мир содержится в чайнике. И уменя нет оснований сомневаться...
- А еда? При вашей занятости - вынул, наверное, кусок мяса из микроволновки, перекусил и снова за работу?
- Ни в коем случае! Я люблю итальянскую кухню. Китайская - ничего. Мексиканская - хорошо. Да, русскую кухню тоже люблю. Селедку с картошкой, блины, щи. А уж если сварить щи с мантрами...
- Что это?..
НЕ ВСЕ ГУРУ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ
- У вас в студии все перемешано: елка с шариками, лампочки дискотечные мигают, картины, иконы, танки, индийская живопись по ткани...
- Это части одного и того же мира, который я вижу. Абсолют только один - как в математике. Понятие Бога-отца в христианстве, великая пустота буддизма, Аллах, Дао - совершенно идентичны! Только люди с местечковыми убеждениями могут считать, что это не так - по неграмотности своей и глубочайшему невежеству.
- Это звучит так непривычно... А что вообще вас тянет к восточным верованиям?
- Нет там никаких верований! Есть достаточно точное изложение того, как надо себя вести, чтобы находиться с миром в гармонии. Православие же философией не является. Оно лишь дает советы, как жить, - очень правильные, кстати. Но в нем нет ни слова о том, откуда взялся мир и как он устроен.
- Для чего вам, музыканту, богословие и космогония?
- Если не знать, как устроен автомобиль, не сможешь даже поменять колесо. Здесь то же самое: не зная системы мира, все время будешь попадать в дурацкие ситуации и не понимать при этом, что с ними делать.
- То есть уверовав в Будду...
- Вы не слышали? Я же сказал: веры никакой нет! Верить можно во что угодно, хоть в Путина.
- Очень актуальная религия!
- А я ни во что не верю. Зачем верить, если можно знать? Вот вы верите, что дважды два четыре, или знаете это? То-то и оно! А я при этом настолько далеко зашел в знании, что даже не понимаю, о чем идет речь. Слишком давно этим занимаюсь. Поэтому вопросов у меня уже не осталось... Я серьезно говорю!
-Простите, это граничит с манией величия. Если не осталось вопросов, значит, вы - Бог?
- Ну, все мы боги...
- Вы как-то сказали, что ашрам Саи Бабы, куда вы периодически ездите, напоминает пионерлагерь. Чем?
- Объяснять бессмысленно - проще самому побывать. Там чувствуешь себя очень хорошо. Но я не умею описывать чувства - никогда не было необходимости это делать. Там атмосфера аватара - то есть воплощения живого Бога.
-А почему вы уверены, чтоСаиБаба - истинный живой Бог? Не он первый и не он последний, кто таковым себя именует.
- Но я его так воспринимаю. Если я выхожу на улицу и идет снег, какое нужно еще этому подтверждение?
- Итак, вы получили ответы на все вопросы...
- Кто вам это сказал?
- Вы сами, три минуты назад.
- Я не считаю себя совершенным и знаю только то, что я знаю. А спрашивать себя, истинно ли то, чему меня учат, - конечно, спрашиваю.
- Все это, к сожалению, для меня слишком сложно и заумно...
- Ничего не поделаешь. Люди - суть животные!
- И что?
- И я, по существу, тоже. Да-да, не исключение! Бог снабжает всех и всем в необходимом количестве - не только знаний, но и материальных благ тоже. Ровно столько, сколько каждому нужно. Молитесь - и он даст!
- Значит, нет смысла добиваться чего-либо? Молись, и тебе все дадут, за тебя решат?
- Ничего подобного! На бытовом уровне я тоже не бездействую. Не только в студии или на сцене - езжу на рынок, покупаю еду и т.д. Только надо при этом не зацикливаться на мелочах и не закрывать глаза. Жизнь состоит не в том, чтобы кого-то дурачить. И нельзя быть эгоистом. Надо уметь себя перевоспитывать - иначе разрушается все, накопленное за тысячелетия.
- Вам удалось стать неэгоистичным?
- Почему? Я - эгоист! Хотя бы оттого, что вижу насквозь - всех, и себя в том числе. А что тут странного? Видел же человека насквозь Серафим Саровский... Если же у меня случается ситуация, когда я бессилен, надо уметь ее переждать. Сколько угодно долго, хоть до бесконечности...
- Создается впечатление, что вы достаточно тщеславны.
- Тщеславие - пустое стремление выпятить свое "я" и как следует его почесать.
- Это я понимаю.
- Зачем быть тщеславным? Если у человека есть, чем поделиться, на него возникает спрос. Посадите очень красивую девушку в трансформаторную будку - все равно через несколько часов возле нее скопится очередь. Найдут!
- Тогда почему вы не удовлетворились необременительной работой сторожа при бане, где точно так же можно было играть на гитаре и петь?
- Потому что я делаю это здесь. Хотя, если подумать резонно, должно ли это вас вообще интересовать?
САМИ ВЫ НЕ МЕСТНЫЕ!
- Б.Г., вы телевизор смотрите?
- А что там вообще, по-вашему, смотреть?
- Не знаю... По субботам вся страна слушает Сергея Доренко.
- А кто это такой?
- Значит, политикой вы не интересуетесь совсем?
- Знаете, у меня в деревне, где я бываю, к сожалению, нечасто, многие не знают даже, кто сегодня в России правитель! Даже чудовищное крушение рубля, обеднившее всю страну, на их жизнь влияет мало. И я так же считаю.
- Так - это как?
-Лао Дзы говорил,
что лучший правитель - тот, о
котором народ знает лишь, что он
существует. Хуже, если правитель
заставляет себя уважать. Еще хуже -
бояться...
Исходя из этого, у нас никудышное
правительство. Мы все про них знаем
и трепещем, когда в Думе кто-то дает
кому-то в морду. Это - театр,
унижающий человеческое
достоинство. Это просто нелепо! И
вообще таращиться на экран - вредно!
- Однако где тогда добывать информацию?
- Соседи скажут! И про разборки казанских с тамбовскими, и про футбол, и про войну - все доложат!
- А как вы относитесь к Чечне?
- Знаете,
Достоевский, несмотря на все мои на
него нападки, верно рассуждал о том,
нужна ли гармония мира, если в ее
основании лежит один замученный
ребенок. Это вполне относится к
войне. Мы сейчас добиваемся
гармонии ценой тысяч ни в чем не
повинных человеческих жизней.
При этом я знаю чеченскую сторону
вопроса. Большинство из них не за
этих бородачей, они их боятся. И
были чудовищно против, когда Лебедь
заключил перемирие, убив дикое
количество народу... Спокойно... Об
этом, я думаю, писать не стоит. Не
хочется никого обижать...
- У вас нет желания поехать в Чечню?
- Зачем?
- С концертами.
- Понимаете, ребята в окопах все равно меня не услышат. А петь где-то в тылу - ради чего? Чтобы пропьянствовать со штабным начальством и вернуться с сувенирами - тремя маузерами в кармане? Шевчук съездил, и что из этого получилось?
- Что?
- Это пускай сам рассказывает!
- Б.Г., вы нищим на улице подаете?
- Ряд духовных авторитетов настаивают, что эго нужно делать. Я раньше сомневался, так как подавать милостыню - действие сомнительное. Но сейчас такое время, что половина просящих на улице - реальные нищие... Вот с детьми у меня проблема. Есть физическое неприятие того, что дети сшибают на перекрестках или у магазинов. Но иногда смотришь и понимаешь - да крыша отберет у них все до копейки. Но если денег совсем не будет, еще и накостыляют...
- Значит, все-таки подаете?
- А некоторые - в том числе и великие русские писатели - считают, что стоит вообще всем подавать. Не помню кто, Достоевский или Чехов, сказал: вы нищему дайте, а как ему с деньгами разобраться - ему виднее. Ради бога, за него не решайте! Хочет пойти на них напиться - пожалуйста!
- Даже так?
- Это общая точка зрения всех людей, которые что-то из себя представляли. Хотя... Когда человек совершает то, что он вбил себе в голову, но ему реально не нужно, это уже грех...
- А что для вас грех?
- Грех в переводе с греческого - преступление предела. Нельзя лишать человека жизни -это включая аборты. Хотя, если кто-то бежит за ребенком с ножом, не убить этого кого-то - тоже грех... Красть вредно - несомненно! Надругаться над иконой - грех. Положить книгу на пол - тоже...
- Книгу на пол?
- Так считается у нас, тибетских буддистов. Но православные - они тоже наши. И даосы... Я же говорил: все религии происходят из одного корня... А вообще - дозволено все! Хочешь убить - убивай, тебе же будет хуже! Другим тоже хуже, но и тебе не меньше...
- Боже!
- Ну мы с вами и проговорили - больше некуда! Мне еще надо прослушать первую версию "Птицы", которая на пленке. Там мы спокойно возвращаемся в "ми", потом я еще напою мантр, надо усилить барабаны... А потом еще на двадцать минут в бонус пойдет вся фигня! Представляете?..
Светлана
Белоусова
"Интербизнес" (№33 март 2000)