Вернуться в 2000 год

1999

Предыдущая статья

 

Следующая статья

2001

Б.Г. терпел и нам велел

 

В его студии на Пушкинской мы пили особой заварки китайский чай и пытались беседовать. Напиток сильно отдавал хорошо распаренными в тазу вениками. А разговор напоминал катание на американских горках. Понять логику Б.Г. невозмоюжно. И скорее всего это логично...

ВЕРНИСЬ, Я ВСЕ ПИЩУ!

- Вы часто обижаетесь, что журналисты о вас черт-те что пишут...

- Нет такого понятия - журналисты! Все люди оди-наковы: набор хромосом, руки - ноги, желудочно-кишечный тракт.

- А душа?

- Все это внешнее: люди просто воображают душу. Хотя... Христос в человеке - это вполне реально.

- Давайте только не о религии...

- Как хотите! А на журналистов я не обижаюсь. У меня есть подборка статей, там такой бред... Я их просто не читаю. Но мне интересно все же, что обо мне пишут, - ведь я не бездушный компьютер.

- Никто не сомневается.

- И если мне не нравится - так что дальше? Все равно ничего не изменишь!
Вот мы, например, не имеем представления, ка-кие фирмы нас издают и сколько чего продают. Пираты обворовывают, а как с этим бороться? Не в суд же подавать! И стоит ли злиться из-за этого? Гнев разрушает человека, он примитивен. А почему я должен себя разрушать? Моя жизнь и без пиратских дисков наполнена.

- А мне знающие люди говорили, что, кроме работы, вас ничто не занимает. Книг вы не читаете, хобби у вас нет...

- С чего вы взяли, будто я не читаю книг? Совсем наоборот! Просто есть очень мало вещей в литературе, которые в данный момент были бы мне интересны. Я не могу, например, читать художественную прозу - мне это физически не нужно. Хотя если Пелевин напишет еще одну книжку, прочту...
А как вы вообще это представляете - мне, при моем режиме, еще и читать? Я встаю утром, отвечаю на почту в Интернете и бегу в студию. Домой прихожу ночью, измочаленный. Иногда кто-нибудь из друзей заглянет, посидим - там уже не до чтения! Нет, лучше я кино какое-нибудь посмотрю...

- Какое?

- Такое, чтобы отвлечься. Предпочитаю боевики. Но если будет фильм Куросавы, я его посмотрю. Мне нравятся самураи - это действует на определенные струны моей души.

- При такой жизни вы, наверно, себя обедняете...

- В чем я себя обедняю? То, что вы называете работой, для меня на самом деле любимое хобби. Просто так получилось, что оно меня еще и кормит. А чем вы предлагаете мне еще заниматься? Собирать спичечные этикетки? Но это же не является удовольствием, это просто глупость...
Можно, конечно, пить вино. Или коллекционировать засушенные головы друзей.

-Кого-кого?

- И ставить их рядами в студии. Но они займут много места. И будут потом плохо пахнуть...

- Засушенные головы - это круто. А собаку завести не пробовали?

- С моей стороны это было бы по отношению к ней непорядочно. Сидела бы целыми днями одна дома. У детей есть, конечно, какие-то хомячки-рыбки-птички... Я раньше любил кошек, но они у меня не выдерживают. Был такой случай; в Москве ко мне пришел кот Рамзес. Так он в результате сошел с ума!

- Отчего?

- Почем я знаю? Было, наверное, что-то такое в атмосфере... Жил дома, переселился в студию, всех перекусал - и ушел в поля на Таллинском шоссе... Собственно, я знаю, из-за чего он сошел с ума. Человек, который делал у нас ремонт, налил в его горшок олифы. Рамзес не выдержал такого оскорбления и после этого в себя уже не приходил. Между прочим, он полюбил тогда мышку. Навсегда.

- Живую?

- Нет, Микки-Мауса. Он занимался с ним сексом.

- Это очень характерно для животных...

- Вы хотите сказать, что мышь для кота - характерная любовница?

- Неужели вы думаете, что он понимал, кто она такая?

- Кто его знает. Рамзес был загадочным котом...

- Наверное, вас вообще окружают таинственные люди, таинственные вещи?

- Все зависит от способностей - я имею в виду общение. У меня нет экстрасенсорных талантов. Ауру я, во всяком случае, не вижу, но энергию чувствую. Наверное, есть в моем мире что-то еще. Вы посмотрите на "Аквариум" - каждый раз, глядя на этих загадочных мужчин, я сам впадаю в замешательство: откуда такие берутся?..

ГДЕ СТИХИ, ТАМ И ПОЗА

- И в самом деле, откуда? Расскажите о своем детстве.

- А чего это я стану вам рассказывать? Я помню очень много, но я не рассказчик. Пришли, так задавайте вопросы!

- Каким вы были - дворовым хулиганом или образцовым пионером с книжкой?

- Ребенком был книжным, но не пионерским. Еще до школы читал Жюля Верна. Начитался всего...

- Родителей особенно не огорчали?

- Я всегда был достаточно умен, чтобы не вызывать нареканий. А родители... Отцу не нравилась музыка, которую я слушаю. А мать защищала мое право слушать то, что хочу. Они из-за этого даже ссорились.

- А вы что?

- Слушал в это время музыку!
Понимаете, в детях нет ничего от родителей - генетически ничего не передается! Детей можно сломать или искалечить, чтобы они сделали вид, будто похожи на отца или мать, но они все равно другие. И традиций в семье - чем меньше, тем лучше! Главное - свобода. Если бы меня в пятнадцать лет заставляли собираться по субботам за чайным столом, не думаю, чтобы мне это особенно понравилось.

- Насчет генетики вопрос, конечно, спорный... А что было после школы?

- Поступил в университет, нематематический факультет. Тогда стоял вопрос: либо университет, либо армия. Я выбрал математику. У меня даже были способности, но меня это не интересовало.

- Скучали небось на лекциях?

- Что это такое? Я никогда в жизни не скучал! И тогда отлично провел время. Играл музыку, пел. Всем остальным тоже, конечно, занимался.

- Тогда и решили стать музыкантом?

- Я никогда ничего не решаю. Чем меньше вмешиваешься в работу Бога, тем лучше.

- То есть все предопределено?

- Нет ничего, что было бы предопределено. Если говорить в православных категориях, у каждого человека имеется свой ангел-хранитель, который заботится о его делах. Если не мешать ангелу о тебе заботиться, все будет в порядке. Ты занят своим делом, он - своим.

- Как бы разделение труда, да?

- А поддержание жизнеспособности - не наша работа. Наше дело - что-то совершить хорошее по отношению к другим существам. Я, например, могу писать песни - значит, нужно максимально успеть это сделать. Ведь и сейчас разговор происходит в ущерб моим записям...

- Где вы учились музыке?

- Нигде и никогда! Понимаете, есть двор, и в нем существует шпана, у которой можно научиться паре аккордов.

- Этого оказалось достаточно для создания "Аквариума"?

- Мы ничего и не создавали - просто делали то, что нам нравится. Потом выяснилось, что и другим это тоже нравится. А дольше я, по счастью, освободился от общественных привязанностей: был изгнан из комсомола, из дому, из НИИ, где работал математиком. И легко перешел в лигу сторожей.

- За что?

- За выступление на фестивале в Тбилиси. Оно не было таким советски-эстрадным, как полагалось. Пели-то мы обычные песни, только выглядели немножечко по-другому. И вели себя по-другому. За это пришел донос в горком партии, и я отовсюду был изгнан.

- Но вы сказали, что всегда были достаточно умным, чтобы не нарываться на неприятности. Выступая в Тбилиси, не могли же вы не понимать, чем все закончится?

- Если спокойно жить в ущерб себе - это уже не жизнь. Это во-первых. А во-вторых: изначально не был мудр даже Будда... Я же объясняю: без свободы нет счастья. А внутренняя свобода - не быть заполненным чужими мнениями...
Вот смотрите: когда вы видите дерево, то знаете, что оно зеленое, - потому что вас этому в детстве научили. А если бы вы не знали, что оно - дерево, видели бы что-то совсем другое!

- Как это?

- Люди видят не мир, а его описание. Все классифицируют - и тем самым лишают себя возможности увидеть, как вокруг по-настоящему.

- Б.Г., выгляните в окно! Что вы видите?

- Серую стену.

- И я - серую стену... А что вы слышите?

- Музыку.

- А стихи? Ваши стихи очень образны, но и очень сложны.

- Для их восприятия нужно иметь определенную стадию духовного развития - иначе не пройдет! При том, что я - человек абсолютно обыкновенный, без особенных талантов. Более среднего человека, чем я, просто нельзя себе представить!

- Извините, мне кажется, это - поза.

- Позы никакой нет. Искусственно создают имидж только те, кто хочет привлечь к себе внимание. Продать себя не за то, чего стоят на самом деле. Просто мир, который я выражаю в песнях, многим непривычен - поэтому режет глаза. Это от всеобщей привычки сидеть в своих загончиках!

- А вам всегда нравилось путешествовать, не так ли? Где вы чувствовали себя наиболее комфортно?

- Везде! В Катманду, Нью-Йорке, в Бадапарте. И здесь, дома. Какая разница? Вот я год жил в Лондоне. Что я делал? Писал музыку, слушал музыку, читал, ходил по магазинам, ел. То же, что и везде. Лондон для меня удобен, он совпадает с моим биоритмом. А в целом - все равно. Меня всюду понимают!

- Куда собираетесь в ближайшее время?

- В Мурманск. Город какой-то кошачий - мурр... мурр...

- С концертами?

- А что там еще можно делать?..

ВЕРТИНСКИЙ, ВАША ПЕСЕНКА СПЕТА!

- Над чем вы сейчас работаете?

- Для меня музыка - не работа, а нирвана. Двадцать лет сплошного удовольствия, которое еще и дает возможность зарабатывать на жизнь...

- Если можно, чуть конкретнее...

- Какая может быть конкретика? Определить - значит ограничить. А настоящие вещи нельзя ограничивать... Ну хорошо, я скажу. Мы сегодня, сделали "Кондуктора", там теперь надо будет саксофоны и кларнеты. А сейчас с "Электрической птицей" разберемся и подвинем ее дальше.

- ?

- Да ладно... Я никогда в жизни не был идеальным и никогда не стану таким. Просто сегодня у меня нет возможности сконцентрироваться. Мы уже полтора месяца не вылезаем из студии. Без выходных, без ничего!
Сейчас вы застали еще относительно невинную обстановку: здесь только свои, кроме Славы Бутусова и девичьего хора. Обычно бывает гораздо больше народу.

- И чем народ занимается?

- Записываем альбом на стихи моего старинного друга, с которым когда-то начинали "Аквариум". Он поэт-абсурдист, и у него сейчас очень задумчивая ситуация в жизни. Нашлось много его стихов, которые никогда раньше не засвечивались, - вот и пишем альбом 2000 года на основании очень странной поэзии. Он будет называться "Пятиугольный грех" - это строчка из одного произведения. Там все тексты очень многогранные...

- Для записей нужны очень большие деньги?

- Если не хватает, делаем все здесь: самостоятельно и бесплатно! Бывает, даже в ущерб семье. А деньги... Деньги - всего-лишь эквивалент энергии, промежуточный вариант.

- Что за вариант?

- Человек совершает работу и получает за нее не сосиски или морковку, а эквивалент. За который потом покупает сосиски и морковку...

- Или ваш диск. Кстати, по дороге к вам я зашла в пару магазинов: продаются два альбома, "Пси" и "Песни Окуджавы". Причем Окуджаву берут намного лучше. Почему?

- Вы меня спрашиваете?

- Конечно!

- Я не рассчитывал, что эта работа станет популярной: мы ее делали для себя. Я страшно рад - тем более, что покупают люди, которые самого Окуджаву застать не успели.

- А почему последний альбом называется "Пси"?

- В голову пришло! Я ни о чем не думаю - первое, что мне Бог даст, то и есть. Мне показалось. "Пси" - как раз то, что должно быть.

- Как получилось, что вы спели Вертинского?

- Я эти песни помню с детства: у моих родителей была кассета, и я уже тогда заинтересовался. Главное для меня, что его песни не в стороне от жизни. Меня интересует жизнь - и в целом я всегда делал то же, что и Вертинский. Но в силу известных причин знаю больше, чем он. Больше читал, больше интересовался - не в обиду ему будь сказано...

- Мне кажется, стилистика Вертинского мало совпадает с рок-культурой.

- Что такое рок-культура? Панк-культура? Джаз-культура? На самом деле мы все делаем одно и то же - даже с оперным театром.

- Оперным театром?

- Конечно! Мы используем одни и те же инструменты, выдерживаем те же гармонии. Если же получается по-разному - слава богу! Иначе было бы скучно.

- То есть, если "Аквариуму" для какой-то записи необходим контрабасист, можно приглашать музыканта из Мариинки?

- Понимаете, обычно мы используем очень много неортодоксальных методов нахождения музыкантов - включая хрустальный маятник и всю остальную имеющуюся мистику. Однако все приводит к одним результатам. Человек, не мыслящий, как мы, не держится и двух недель. Но, как правило, к нам попадают люди, которые с нами совпадают...

ФАНЕРА МИЛОССКАЯ

- Борис...

- Подождите! Если вам кажется, что интервью идет как-то не так, давайте попытаемся определить. Я интересен лишь тем, что пишу музыку. И все, что хочу сказать другим, говорю на концертах.

- Сколько концертов в месяц вы даете?

- Бывает пять, иногда два-три, может быть шесть-восемь.

- Зал заполнен всегда?

- Иногда, очень редко, местные устроители заламывают чудовищные цены за билеты. Чудовищные даже по моим понятиям! Но я это не контролирую. Не могу же я на местах каждый раз объяснять, что нужно пропустить людей! Просто мы по мере сил пытаемся протащить народ бесплатно.

- А для двоих слушателей смогли бы петь?

- После каждого концерта так и случается. Идем в гостиницу, и все продолжается - для двух-трех человек.

- В гостинице - ладно. А в зале?

- Без разницы! Даже если сидит тысяча человек и девятьсот девяносто девять не понимают, что происходит, а один затронут по-настоящему, это уже хорошо. Такое общение - взаимный обмен энергией.
Я ведь и сам раньше не думал, что буду работать в концертах в сорок шесть лет.И ничего!

- Удовольствие получаете?

- Еще больше, чем раньше! Я вообще все делаю с удовольствием...
А что будет потом? У меня столько разнообразных проектов, которые можно делать, не выходя на сцену, что все даже не успеть. И кроме того, на сцене можно и в 80 лет...

- Как Алла Баянова, например... А вы способны представить себя однажды невостребованным?

- Такого не может быть!

- Трудно вам с собственной славой?

- Почему? Она помогает в жизни - когда входишь в ресторан или разбираешься с гаишником. Просто во многих случаях хочется быть неузнанным. Я не могу, например, ходить в клубы. Мне физически не дадут слушать музыку.

- Это и так понятно.

- Давайте скажу по-другому. К примеру, мы вчетвером можем сейчас оставить Борьку перекатывать фонограмму и пойти взять ближайшую сберкассу.

- Как взять?

- В принципе ребята хорошие, боевые. Учитывая мое имя - получится. Даже может сойти с рук. Даже раза два-три! Никто не поверит, что Б.Г. взял сберкассу, Будут искать в другом месте.

- Допустим, это положительный момент. А самый отрицательный? Навязчивые поклонницы одолели?

- От искателей моего времени я умею избавляться - есть свои способы. А поклонницы на самом деле не окружают. Появляется периодически одна сумасшедшая. Один раз пришла даже с ножом...

- Чего добивалась?

- Не помню! И вообще мне трудно отслеживать логику сумасшедшего человека. Но что делать? На всех известных людей бросаются сумасшедшие. К Макаревичу с топором приходил Иисус Христос. Серьезно: бородатый мужик с топором.

- И как вы поступаете, когда с ножом или топором?

- Пытаюсь свести экстремальную ситуацию на нет. Мягким обращением.

- Не проще ли вывернуть руку нападающему, чтобы нож выпал ?

- А если он сильнее? Тогда нож точно окажется у меня в груди. А так я пока еще жив...

- И слава богу! Но выупомянули фонограмму. Как вы относитесь к концертам под фанеру?

- Видите ли, у любого мужчины есть два пути. Он может заниматься любовью с женщиной...

- Или?

- Или с резиновой куклой, что, с моей точки зрения, - полная аналогия с фонограммой! Можно получать наслаждение на сцене от игры на музыкальных инструментах и пения. А можно имитировать процесс. Если кто-то считает, что это одно и то же, то резиновая кукла - его проблема...

ПИЩА Б.Г.

- Если я правильно поняла, старости вы не боитесь?

- Ни старости, ни смерти. В этом смысле я - абсолютно первобытный человек. Абсолютно! Мне просто нравится жить. И нравится музыка...

- Внешностью своей на сегодняшний день довольны?

- То, что я вижу в зеркале, меня смешит. Хотя, знаете, иметь такую бороду, как моя, - это уже само по себе гражданский подвиг!

- Отчего же - вы выглядите почти по-мефистофельски.

- Нет, вы не поняли! Я вполне доволен мне удобно с моей внешностью. И то, что женщины меня любят, означает, что их от меня не тошнит. Хотя главное все-таки - чтобы не тошнило самого себя...

- Кстати: как вы выбирали себе жену?

- Откуда я знаю? Вам не кажется, что это нелепый вопрос?

- Отчего же? Самый обыкновенный. Тем более, говорят, вы очень счастливы в браке.

- Ну и что? Я много раз говорил: женщина у меня слева.

- Но не поясняли - за столом, в постели, под руку...

- Все проще! Есть многократно описанная медитация буддийской школы. Когда представляешь себе всех живых существ, слева от тебя женщины, а справа - мужчины.

- Увы - для меня это слишком абстрактно.

- У меня нет дурацкого желания быть кем-то у кого-то. Я сам по себе!

- Это вы об одиночестве?

- Еду готовить я умею, рубашку, если надо, тоже поглажу. А женщины совсем для другого. Они помогают иным взглядом на мир. Женщины - инь, мужчины - янь. Что тут непонятного?
Сочетать это в себе может лишь человек, совмещающий мужскую и женскую природу. Все мудрецы всех культур только этим путем и шли.

- Это философия?

- Нет тут философии! Просто желательно, что-бы все - и мужчины, и женщины, были высочайшей пробы. Если это недостижимо, надо правильно вы-бирать себе друзей.

- Наверное, в быту с вами непросто?

- Что такое быт? С детства не люблю этого слова! У меня дома есть кресло...

- И жена...

- Опять жена! Если вам нужно что-то знать, спросите у нее! Мне никогда не приходилось определять себя по отношению к близким.
Неужели вы так ничего и не поняли? Моя среда - весь мир. Кроме мира, меня ничего не интересует. И с женой у нас все отлично, потому что она такая же, как и я.

- Но все же в вашем мире есть уголок, который вы называете домом...

- Быть в своем кресле в полном покое - вот все, что мне нужно.

- А если ребенок в это время приходит и начинает рассказывать о школе?

- Я с удовольствием слушаю - а в это время в заднем отделении мозга происходит работа. Творчество. Подсознательно... Потом выплескивается... Знаете, мне вообще мало что нужно. Только чай бывает очень дорогой.

- Как раз хотела спросить! Пока я вас ждала, ваши друзья, наливая мне чай, пояснили, что это особый, по-гребенщиковски. Приготовленный по старинному китайскому рецепту.

- Да, меня научили в чайном домике.

- Не поделитесь?

- Пожалуйста. Сначала доводится кипяток до фазы "серебряного ключа". Вернее, сначала - "рачий глаз", за ним - "рыбий глаз", потом - "ветер в соснах" и - "серебряный ключ". Дальше надо ополоснуть кипятком чайник и чашки, но только не долее двух секунд...

- Но то, что я пью, совершенно не имеет запаха. Так и должно быть?

- Без запаха? Странно. Этот чайник вообще не я заваривал! Настоящий чай - это совсем другое. Нужна родниковая вода и много еще чего. Даосы вообще говорили, что мир содержится в чайнике. И уменя нет оснований сомневаться...

- А еда? При вашей занятости - вынул, наверное, кусок мяса из микроволновки, перекусил и снова за работу?

- Ни в коем случае! Я люблю итальянскую кухню. Китайская - ничего. Мексиканская - хорошо. Да, русскую кухню тоже люблю. Селедку с картошкой, блины, щи. А уж если сварить щи с мантрами...

- Что это?..

НЕ ВСЕ ГУРУ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНЫ

- У вас в студии все перемешано: елка с шариками, лампочки дискотечные мигают, картины, иконы, танки, индийская живопись по ткани...

- Это части одного и того же мира, который я вижу. Абсолют только один - как в математике. Понятие Бога-отца в христианстве, великая пустота буддизма, Аллах, Дао - совершенно идентичны! Только люди с местечковыми убеждениями могут считать, что это не так - по неграмотности своей и глубочайшему невежеству.

- Это звучит так непривычно... А что вообще вас тянет к восточным верованиям?

- Нет там никаких верований! Есть достаточно точное изложение того, как надо себя вести, чтобы находиться с миром в гармонии. Православие же философией не является. Оно лишь дает советы, как жить, - очень правильные, кстати. Но в нем нет ни слова о том, откуда взялся мир и как он устроен.

- Для чего вам, музыканту, богословие и космогония?

- Если не знать, как устроен автомобиль, не сможешь даже поменять колесо. Здесь то же самое: не зная системы мира, все время будешь попадать в дурацкие ситуации и не понимать при этом, что с ними делать.

- То есть уверовав в Будду...

- Вы не слышали? Я же сказал: веры никакой нет! Верить можно во что угодно, хоть в Путина.

- Очень актуальная религия!

- А я ни во что не верю. Зачем верить, если можно знать? Вот вы верите, что дважды два четыре, или знаете это? То-то и оно! А я при этом настолько далеко зашел в знании, что даже не понимаю, о чем идет речь. Слишком давно этим занимаюсь. Поэтому вопросов у меня уже не осталось... Я серьезно говорю!

-Простите, это граничит с манией величия. Если не осталось вопросов, значит, вы - Бог?

- Ну, все мы боги...

- Вы как-то сказали, что ашрам Саи Бабы, куда вы периодически ездите, напоминает пионерлагерь. Чем?

- Объяснять бессмысленно - проще самому побывать. Там чувствуешь себя очень хорошо. Но я не умею описывать чувства - никогда не было необходимости это делать. Там атмосфера аватара - то есть воплощения живого Бога.

-А почему вы уверены, чтоСаиБаба - истинный живой Бог? Не он первый и не он последний, кто таковым себя именует.

- Но я его так воспринимаю. Если я выхожу на улицу и идет снег, какое нужно еще этому подтверждение?

- Итак, вы получили ответы на все вопросы...

- Кто вам это сказал?

- Вы сами, три минуты назад.

- Я не считаю себя совершенным и знаю только то, что я знаю. А спрашивать себя, истинно ли то, чему меня учат, - конечно, спрашиваю.

- Все это, к сожалению, для меня слишком сложно и заумно...

- Ничего не поделаешь. Люди - суть животные!

- И что?

- И я, по существу, тоже. Да-да, не исключение! Бог снабжает всех и всем в необходимом количестве - не только знаний, но и материальных благ тоже. Ровно столько, сколько каждому нужно. Молитесь - и он даст!

- Значит, нет смысла добиваться чего-либо? Молись, и тебе все дадут, за тебя решат?

- Ничего подобного! На бытовом уровне я тоже не бездействую. Не только в студии или на сцене - езжу на рынок, покупаю еду и т.д. Только надо при этом не зацикливаться на мелочах и не закрывать глаза. Жизнь состоит не в том, чтобы кого-то дурачить. И нельзя быть эгоистом. Надо уметь себя перевоспитывать - иначе разрушается все, накопленное за тысячелетия.

- Вам удалось стать неэгоистичным?

- Почему? Я - эгоист! Хотя бы оттого, что вижу насквозь - всех, и себя в том числе. А что тут странного? Видел же человека насквозь Серафим Саровский... Если же у меня случается ситуация, когда я бессилен, надо уметь ее переждать. Сколько угодно долго, хоть до бесконечности...

- Создается впечатление, что вы достаточно тщеславны.

- Тщеславие - пустое стремление выпятить свое "я" и как следует его почесать.

- Это я понимаю.

- Зачем быть тщеславным? Если у человека есть, чем поделиться, на него возникает спрос. Посадите очень красивую девушку в трансформаторную будку - все равно через несколько часов возле нее скопится очередь. Найдут!

- Тогда почему вы не удовлетворились необременительной работой сторожа при бане, где точно так же можно было играть на гитаре и петь?

- Потому что я делаю это здесь. Хотя, если подумать резонно, должно ли это вас вообще интересовать?

САМИ ВЫ НЕ МЕСТНЫЕ!

- Б.Г., вы телевизор смотрите?

- А что там вообще, по-вашему, смотреть?

- Не знаю... По субботам вся страна слушает Сергея Доренко.

- А кто это такой?

- Значит, политикой вы не интересуетесь совсем?

- Знаете, у меня в деревне, где я бываю, к сожалению, нечасто, многие не знают даже, кто сегодня в России правитель! Даже чудовищное крушение рубля, обеднившее всю страну, на их жизнь влияет мало. И я так же считаю.

- Так - это как?

-Лао Дзы говорил, что лучший правитель - тот, о котором народ знает лишь, что он существует. Хуже, если правитель заставляет себя уважать. Еще хуже - бояться...
Исходя из этого, у нас никудышное правительство. Мы все про них знаем и трепещем, когда в Думе кто-то дает кому-то в морду. Это - театр, унижающий человеческое достоинство. Это просто нелепо! И вообще таращиться на экран - вредно!

- Однако где тогда добывать информацию?

- Соседи скажут! И про разборки казанских с тамбовскими, и про футбол, и про войну - все доложат!

- А как вы относитесь к Чечне?

- Знаете, Достоевский, несмотря на все мои на него нападки, верно рассуждал о том, нужна ли гармония мира, если в ее основании лежит один замученный ребенок. Это вполне относится к войне. Мы сейчас добиваемся гармонии ценой тысяч ни в чем не повинных человеческих жизней.
При этом я знаю чеченскую сторону вопроса. Большинство из них не за этих бородачей, они их боятся. И были чудовищно против, когда Лебедь заключил перемирие, убив дикое количество народу... Спокойно... Об этом, я думаю, писать не стоит. Не хочется никого обижать...

- У вас нет желания поехать в Чечню?

- Зачем?

- С концертами.

- Понимаете, ребята в окопах все равно меня не услышат. А петь где-то в тылу - ради чего? Чтобы пропьянствовать со штабным начальством и вернуться с сувенирами - тремя маузерами в кармане? Шевчук съездил, и что из этого получилось?

- Что?

- Это пускай сам рассказывает!

- Б.Г., вы нищим на улице подаете?

- Ряд духовных авторитетов настаивают, что эго нужно делать. Я раньше сомневался, так как подавать милостыню - действие сомнительное. Но сейчас такое время, что половина просящих на улице - реальные нищие... Вот с детьми у меня проблема. Есть физическое неприятие того, что дети сшибают на перекрестках или у магазинов. Но иногда смотришь и понимаешь - да крыша отберет у них все до копейки. Но если денег совсем не будет, еще и накостыляют...

- Значит, все-таки подаете?

- А некоторые - в том числе и великие русские писатели - считают, что стоит вообще всем подавать. Не помню кто, Достоевский или Чехов, сказал: вы нищему дайте, а как ему с деньгами разобраться - ему виднее. Ради бога, за него не решайте! Хочет пойти на них напиться - пожалуйста!

- Даже так?

- Это общая точка зрения всех людей, которые что-то из себя представляли. Хотя... Когда человек совершает то, что он вбил себе в голову, но ему реально не нужно, это уже грех...

- А что для вас грех?

- Грех в переводе с греческого - преступление предела. Нельзя лишать человека жизни -это включая аборты. Хотя, если кто-то бежит за ребенком с ножом, не убить этого кого-то - тоже грех... Красть вредно - несомненно! Надругаться над иконой - грех. Положить книгу на пол - тоже...

- Книгу на пол?

- Так считается у нас, тибетских буддистов. Но православные - они тоже наши. И даосы... Я же говорил: все религии происходят из одного корня... А вообще - дозволено все! Хочешь убить - убивай, тебе же будет хуже! Другим тоже хуже, но и тебе не меньше...

- Боже!

- Ну мы с вами и проговорили - больше некуда! Мне еще надо прослушать первую версию "Птицы", которая на пленке. Там мы спокойно возвращаемся в "ми", потом я еще напою мантр, надо усилить барабаны... А потом еще на двадцать минут в бонус пойдет вся фигня! Представляете?..

Светлана Белоусова
"Интербизнес" (№33 март 2000)


Вернуться в 2000 год

1999

Предыдущая статья

 

Следующая статья

2001