Вернуться в 2000 год

1999

Предыдущая статья

 

Следующая статья

2001

Под знаком ПСИ

ПСИ — психическая сила (жаргонизм). “Он полагался на пси в своих повседневных делах, упивался властью над этой силой, облегчающей его жизнь в мелочах: открыть дверь, поднять подушку, передвинуть мебель. Дейвисон всегда считал, что переместить предмет гораздо легче, чем перенести его. Почему же не воспользоваться силой пси, если владеешь ей в совершенстве?” Р.Стильверберг, “Галактическая энциклопедия”

Борису Гребенщикову известно 20 толкований символа, именуемого в греческом алфавите Y — “пси”. 21-м стало название нового альбома “Аквариума”, последние штрихи к которому были сделаны в конце лета на лондонской студии Дэйва Стюарта “Church”. Теперь достаточно знать логин “сын плотника” и пароль “начало начал” — и добро пожаловать в Матрицу.

Я считаю, что песни — вещи абсолютно самодостаточные и плюс к этому еще и живые, поэтому рассказывать про песни — я не знаю что. Во-первых, альбом называется “Y”. Это греческая буква. Что она называется “пси”, я узнал гораздо позже.

Вам понравился сам значок?

Он не понравился. Я просто знал, что альбом называется так. И точка. И знал,, что у этого символа 20 значений. Пока я нашел около 16. Но еще не все. Точно так же выглядят 2—3 варианта скандинавских рун. “Апгиз” — руна защиты. В общем, начиная от стандартных значений буквы “пси” (угловая скорость в физике, символ “Quake” и т.д.) и кончая тем, что в Греции гетеры после радости с очередным клиентом вешали себе на пояс букву Y. Значений у нее очень много. Почему альбом так называется, я не знаю.

Вы для себя выделили какое-то одно значение?

А их не нужно выделять. Все эти двадцать значений применимы к альбому.

С чем все-таки был связан трехлетний перерыв в записи альбомов?

Творческий процесс — вещь необъяснимая ни с какой стороны, никем. Будь моя воля, я бы выпускал по два альбома в год. “Аквариум”, частью которого я являюсь, — непонятная для меня вещь и страшнолюби-мая. Это больше, чем я один и сумма друзей. “Аквариум” — это алхимия. Однажды Роберт Фрипп сказал очень классную фразу: “Присутствие появляется”. Новый “Аквариум” — тайна, восхищающая меня. “БГ-бэнд” был группой людей, которые не были настроены на одну волну.

Какие музыканты были задействованы?

Весь альбом мы сделали втроем: Алик Сакмаров, Боря Рубекин и я. И чуть-чуть были задействованы музыканты из концертного “Аквариума”. Что-то сыграл Дима Веселов на таблах, и мы потом это препарировали. Микшировали альбом в Лондоне.

Кто был звукооператором?

Мы повезли с собой нашего друга Андрея Самсонова. Он и продюсировал все это, крутил все ручки. В первую очередь он замечательный классический музыкант, кларнетист с большим именем.

Какая студия в Лондоне?

Мне Дэйв Стюарт любезно отдал в полное распоряжение свою студию “Church” на севере Лондона. И поскольку мы были там, мы и Сашку Титова записали. Так что он играет на трех песнях на басу — “Маша и медведь”, “Пока несут сакэ” и в третьей какой-то.

Уместно ли сравнивать “Y” с вашими предыдущими альбомами?

Он ни на что не похож, как говорят люди. А я не имею права что-либо говорить — хороший он или плохой. Это мой ребенок. Мне он нравится. Для меня он ни на что не похож. Но мнение других людей более объективно.

Груз нескольких десятков выпущенных альбомов не давит на вас?

Нет. Каждый альбом пишется с пустого места. Нет никакого желания опираться на старое. Это даже невозможно. Каждый альбом пишется заново, как будто я ничего не умею.

Вы сказали однажды, что Баба здорово помог с “Навигатором” — без его помощи альбом не был бы записан.

Это правда.

А в “Пси” ощущалось влияние каких-либо сил?

Сила только одна в мире, как бы она ни называлась. И название “Y” оттуда взялось, и масса комментариев по поводу этого альбома. Одному работать неинтересно, интересно вместе. Вместе с силами.

Название концертной программы — “Стоп. Машина”. Почему?

Называть программу “Пси” — значило бы озадачивать русскую глубинку. Приезжает “Аквариум” с программой “Пси”. Какие пси? Которые гав-гав?

Вы многое слушаете. Какие-то новые альбомы откладываются в голове?

Что хорошего было за последнее время? Red Hot Chili Pepper рекламировать бессмысленно. А Трики можно рекламировать. Трики — замечательный человек. “Juxtapose” вышел, когда мы как раз мик-шировали. Все хороши — вот в чем дело.

Вы человек суеверный до какой-то степени. Были ли особенные знаки свыше во время записи?

Знаки были, но это не суеверие. Это все напрямую. Были знаки, которые полностью подтвердили все, что я по поводу этого альбома думал. Когда мы закончили мик-шировать “Y” и с готовой пленкой под мышкой я вышел из студии, Вселенная в ту же секунду дала определенный знак, что все в порядке. На небе был знак, который я не могу интерпретировать никак иначе. Я получил то, что хотел. Природа подтверждает. Это была тяжелая, эмоционально вовлекающая работа.

Аналогии, сравнения со своими другими альбомами не проводите?

У нас нет альбомов, которые нам не удались. Они все разные. Но всем без исключения, что сделал “Аквариум”, я горжусь.

Любимый вопрос — какая музыка должна быть исполнена на ваших похоронах?

Отвечу по-другому. У меня похорон не будет. Я буду избавлен от возможности навязывать людям свои похороны. Но вообще, наверное, что-нибудь нелепое и веселое. Чтобы люди не плакали, а смеялись.

Вам, как человеку, занимающемуся медитацией, знакомо состояние внутреннего безмолвия. После этого еще возникает желание выражать что-либо словами?

Из этого состояния возникает самое лучшее и настоящее. Оно настраивает человека на нужный лад. Мы же — жертвы внутреннего базара. А из внутреннего безмолвия петь хочется втрое сильнее.

Надежда Кашликова
"Арт-Мозаика" (№14, 10-16 апреля, 2000г.)
Статья сохранена Анатолием Сухаревым


Вернуться в 2000 год

1999

Предыдущая статья

 

Следующая статья

2001