БГ: "Мне есть чем похвастаться"
Борис Борисович Гребенщиков и группа "Аквариум" в конце октября выпустили новый альбом -"Территория". БГ долго мечтал об этой пластинке.
- Борис Борисович, расскажите об этом необычном проекте.
- В качестве красивого жеста, чтобы попрощаться с ушедшим веком, мы решили под одной обчожиой собрать все песни, которое любим это раскрученные и популярные композиции, как, например, "212 85 06", которая всем уже плешь проела. Или "Последний поворот", на который вообще никто не обращает внимания. А для меня это вещь фантастически красивая и основополагающая. Мы хотели собрать не то, что люди любят, а то, что мы сами любим.
Мне всегда хотелось записать такую пластинку, которую я мог бы подарить любому человеку. А он спросил бы меня "А ты в группе играешь, да? А что вы играете?" Я подарю ему "Территорию" и скажу "Вот тебе 76 минут нашей муэыки. Если заинтересует, у нас есть еше куча альбомов".
- Значит, это the best Вашими глазами?
-Да,совершенно верно. А чтобы было нескучно, мы туда записали еше четыре песни (одна 1986 года и три 1996 года), которых больше нет нигде, кроме Интернета, и две старые песни переписали так, как мы слышим их сегодня. И "Аделаиду" (1987) и "Вавилон" (1981), с моей точки зрения, мы в те годы очень неудачно записали. Тогда некогда было думать о каких-то канонах, надо было просто быстро ее записать: вчера не было этой песни - сегодня она есть. А тут мы поработали, что бы она зазвучала, как говорят, по-человечески. Изменили в первую очередь ритм.
-Песни располагаются в каком-то определенном порядке?
- Конечно. Для меня альбом - это всегда целое произведение, даже если оно сделано из старых вешей. Песни нужно расположить так: ставишь пластинку и, пока она не кончится, она тебя не отпускает. Поэтому я несколько дней жонглировал песнями, перебирал их, искал для каждой свое место, пока, наконец, не понял, как альбом должен звучать.
- Вы теперь полностью довольны тем, что получилось?
- В тот день, когда я буду полностью доволен тем, что я сделал, я уйду на пенсию.
- Новые песни пишутся?
- Новые песни пишутся ужасно медленно. Потому что, как я писал раньше я знаю. Мне теперь интересно понять, как я новые буду писать. Время меняется. Мне постоянно хочется сделать то, чего я сше не делал. Мне неинтересно повторяться.
- Ваша концертная программа будет включать в себя вещи нз "Территории"?
- Мы выходим в зал для настройки и пытаемся понять, что за зал, как мы себя в нем чувствуем. И в зависимости от этого решаем: это и вот это мы не будем петь, а вот тут оставим место - вдруг что-нибуль придет в голову? Очень многое к репертуаре концерта зависит еще и от зрителя.
- Вы с удовольствием ждете предстоящего тура?
- Я вас, может быть, очень разочарую. А может быть и нет. Дело в том, что с 1991 года вся моя жизнь - это один непрекращающийся тур. Раньше мы были нормальными людьми, более-менее семейными и оседлыми. Постепенно мы превратились в цыган. Если я сижу дома больше трех дней, я уже не очень понимаю, как мне жить дальше. При этом я очень люблю свою семью, жену, детей.
Так происходит, потому что я понимаю, что нас ждут здесь, здесь и здесь. И я никому не могу отказать, здесь мы не были три года, а если вот здесь не сыграем, то еще пару дет там не окажемся.
И это все потому, что хочется всем показать то, что есть, похвастаться. Как женщина хвастается новым платьем
- И Вы не воспринимаете гастроли как рутину?
- Нет. В этом-то и весь интерес. Это приключение. И потом, все со временем меняется. Через два года приезжаешь в этот же город, а он уже совершенно другой - люди другие, отношения другие, все другое.
Однако по опыту я знаю, что если ты в дороге больше десяти дней, то начинается безумие. Уже чуть-чуть перестаешь получать удовольствие от этого дела, устаешь. Понимаешь: "Так, встать, саунпчек, пресс-конференция, концерт, интервью, радио, телевиде-ние, б-р-р! Завтра следующий город - упаси Господь". А вот когда нелелю поиграешь - и домой: за компьютером, в студии посидишь, что-нибудь сделаешь. Глядишь, опять хочется играть".
- Куда группа едет на этот раз?
- К сожалению, есть очень большая разница между тем, куда бы лично мне хотелось съездить, и тем, куда мы поедем на самом деле. Могу сказать, что я с удовольствием поехал бы в Сыктывкар, Сургут, Кострому, Рыбинск, Кемерово, Иркутск. Вместо этого мы едем в Берлин, Нью-Йорк, Бостон, Токио. Получается, что до конца года мы будем кружить за границей. Наверное, мне никто не поверит, но я бы лучше сыграл в Костроме. Я по ней скучаю.
- В этом плане Вы - патриот.
- Я скорее эгоист. Мне хочется играть там, где мне хочется. Были мы недавно в Иваново. Там организаторы встречают нас со словами: "Вы знаете, а у нас денег нет. Спонсоры нас кинули" Но люди-то тут при чем? Они билеты уже купили, ждут нас. Приходится играть себе в убыток (вот какие мы хорошие!). В Америке такого не случится, а все равно в Россию тянет.
- Что заставляет Вас снова и снова выходить на сцену?
- То, что мы играем, с моей точки зрения, очень сильно и непохоже на все остальное, что делается у нас. Не то чтобы нам хотелось этим поделиться... Это как зерна посалить в почву. Чтобы потом через пять, десять лег что-то на этом месте выросло. Чтобы появилось свое, чем можно было бы гордиться. Может, я средненький, но патриот. Не люблю громких слов, но хочу, чтобы в России было что-то, что можно было бы сравнить со всем остальным в мире.
Мария
КОНДМГЕНКО
Фото Надежды ЛЕБЕДЕВОЙ
"Ваш досуг" (02-09 ноября 2000)
Статья
сохранена Алексеем
Бурзянцевым