Вернуться в 2000 год

1999

Предыдущая статья

 

Следующая статья

2001

БоБу все до лампочки!

Полный вариант интервью транслировался на сайте "БДГ" в режиме on-line. Но редакция решила опубликовать на страницах газеты наиболее интересные вопросы-ответы, поскольку "компьютеризация" всей страны еще не произошла, и не многим знаком виртуальный диалог как-таковой. Тем не менее факт остается фактом: легендарный Боб, чьи гастроли были организованы при весомой поддержке компании "Оазис", производящей напитки "Джей-Пи", пробыл в редакции "БДГ" более часа и охотно ответил на все вопросы.

БГ о себе

"БДГ": Борис Борисович, вам, видимо, известно, что в истории популярной музыки именем БГ журналисты называли Бенни Гудмена?

- И Билла Гейтса называют БГ. Но Беня Гудмен мне при-ятен, а про Билла Гейтса ничего сказать не могу.

Вопрос читательницы Надежды: "Чем отличается 25-летний БГ от сегодняшнего Гребенщикова?".

- Существенная разница между так называемым БГ тогда и так называемым БГ сейчас заключается в том, что в то время я значительно меньше понимал, как мне добиться того, чего хочу. И поэтому все альбомы 80-х годов записаны на скорую руку. Сейчас приходится переписывать. Нет, я этим всем горжусь, но, если бы был кто-то, кто лучше строил звук, было бы еще лучше. К тому же в то время я гораздо меньше понимал, что за любое сказанное, а тем более спетое слово всегда приходится отвечать.

"БДГ": И долго отвечать?

- Всю жизнь. В 25 лет мне в большей степени все было до лампочки.Теперь у меня более высокие требования к текстам. И если я теперь начинаю язвить, мне требуется больший накал язвы (усмехается).

Вопрос читателя Александра: "На видеокассете "Аквариум". 25 лет" есть кадры из концерта 1991 года, где вы предстаете как абсолютный панк "без тормозов". Как случилось так, что меньше чем через год этот же человек записал "Русский альбом"?".

- Мне кажется, что если внимательно послушать "Русский альбом", то нельзя не заметить, что это и есть "панк". Кстати, одна из самых знаменитых расшифровок названия той группы, которая и записала "Русский альбом", - "Беспредел Гарантирован". Причем это самая приличная расшифровка. Так что, считаю, мы никогда не менялись. Да, иногда мы можем выглядеть умиротворенными и спокойными, но это если посмотреть со стороны и невнимательно. А с "тормозами" у нас всегда было плохо. И я горжусь этим.

"БДГ": Очевидно, что "без тормозов" вы выступали еще в 1980 году в Тбилиси (имеется в виду знаменитый тбилисский фестиваль, где "Аквариум" так разошелся на сцене, что коллектив едва не выслали.-Ред.)?

- Значительно раньше!Точнее, с момента появления "Аквариума". Тогда происходили очень интересные инциденты. Например, еще во время первого нашего концерта я распилил гитару напильником. И только ряд экономических факторов не позволил допилить ее до конца! (Смеется.) Просто я экономничал.

Вопросы читательницы Тани: "Вы играли в подземных переходах в молодости? Меня также интересует судьба вашего фотографа Наташи Васильевой".

- В моей молодости играть в переходах было нельзя, потому что милиция тогда такого не терпела. И карьера могла бы быстро закончиться. Даже не начавшись! Что же касается Наташи Васильевой, то она вышла замуж за банкира и теперь преспокойно живет в Лондоне, где фотографирует свои тюльпаны.

Вопрос опять же от Александра: "Был весной на вашем концерте. Сложилось впечатление уникальности действа. Но летом друзья из Волгограда сообщили о таком же концерте. Оказывается, БГ делал все то же самое: валялся на сцене во время той же песни, что и в Минске, тогда же пинал комбик и т.д. Ощущение уникальности улетучилось".

- Уважаемому читателю могу дать очень простой ответ. Если человек впервые приходит в церковь, он может быть очень впечатлен количеством икон, разноцветными ризами священников, их старославянским языком. Но если придет во второй раз и увидит то же самое, он тоже разочаруется? Или попытается понять, что в этом есть что-то еще?.. "Аквариум" подобно айсбергу практически полностью спрятан под водой. То же, что вы видите на поверхности, вообще не имеет никакого значения. И в действительности концерт в Волгограде очень сильно отличался от минского. Хотя на первый взгляд все те же иконки, ризы, тот же ладан. А комбики я на самом деле пинаю очень редко.

Вопрос читателяАндрея Нестера: "Был ли эмоциональный всплеск, который заставил вас взглянуть на свое творчество с иной стороны?".

- Эти всплески происходят все время! Причем с частотой приблизительно раз в полгода или в год. А последний случился дней пять назад в Лондоне, когда мы делали мастеринг нашего нового альбома. Дело в том, что я заметил ряд вещей по поводу музыки, о которых уже пять лет как позабыл. Меня просто перетрясло!

Вопрос читательницы Екатерины: "Вы счастливый человек?".

- Понятия не имею, что такое счастье. У меня жизнь гораздо интереснее, чем счастье или несчастье. А в понятие "жизнь" входит и то, и другое, и третье. И я очень несбалансированный и беспокойный. Но при этом представляю, как устроен мир. Поэтому все это мне до лампочки! (Смеется.)

- Это зависит от каждого человека. Того, что светит и привлекает, в мире бесконечное количество. Человек волен и должен выбирать сам. Но все, что нас интересует, мы складываем к себе в Интернет, чтобы люди, живущие в самых отдаленных концах Вселенной, могли прочитать.

Об альбомах "Аквариума"

Александр спрашивал: "Чем обусловлен подбор песен в альбоме "Песни Булата Окуджавы"?

- Я спел то, к чему у меня сердце лежало. Хотя было записано на восемь вещей больше. Но они у Булата получаются лучше (смеется).

"БДГ": Вы были знакомы с Булатом Шалвовичем?

- Да. Однажды он сделал мне большой комплимент: сказал, что ему понравилась песня "Дубровский".

Вопрос другого Александра: "Вовремя записи последнего альбома "Пси" "Аквариум" состоял из 3 человек. До какого количества уменьшите состав в следующем альбоме?".

- Этот "следующий альбом" мы только что записали. Там из 17 вещей -11 старых, которые мы записали заново. Альбом называется "Территория" и выйдет самое позднее через месяц. Записывал его полный "Аквариум", то есть все 8 человек.

"БДГ": Как часто вообще менялся состав "Аквариума"?

- Даже сегодня в "Аквариуме" играют не те люди, что вчера, поскольку сегодня была насыщенная ночь, после которой они все подумали уже о чем-то новом.

"БДГ": Вам все равно, кто вас слушает: старые или новые поклонники? Или достаточно того, что "Аквариум" хранится в фонотеках тех, кому далеко за 30?

- Считаю, что нас не надо двигать в массы. Потому что мы, как хорошие сокровища, хороши в скрытом виде. Во-вторых, с моей точки зрения, это криминал, когда дети слушают то же самое, что и их родители. Поскольку дети должны бунтовать и, уничтожая все старое, делать свое. Бунтовать надо первые десять лет. А потом вдруг начинаешь обнаруживать всю остальную музыку.

Вопросы в лоб

Три вопроса от "группы пиратов": "Что ты сделал для хип-хопа в свои годы? Долго ли долгожитель рока собирается жить? Слабо записать альбом, чтобы хорошо продавался?"

- Отчасти именно мы и помогли создать ту почву, на которой хип-хоп появился. Правда, думаю, что без нас он тоже появился бы. А по поводу продаваемости альбомов скажу, что выпускаем их просто потому, что Чувствуем необходимость записать какие-то песни. Относительно продолжительности жизни надо обращаться к предсказателям. Они что-нибудь да соврут! (Смеется.)

Вопрос читателя Александ-ра: "Борис Борисович, вы не устали?". И аналогичный вопрос: "Борис, сколько будешь еще петь? Женя".

- К счастью, мы не зависим от желания людей слушать нас. Просто делаем то, что считаем нужным. Поэтому, пока это доставляет нам удовольствие, будем этим заниматься. В тот же момент, когда станем "заслуженными", немедленно бросим играть.

По делам в Непал!

Послание от читательницы Валерии Алтуфьевой: "Выросла на "Мальчике-банананчике" и "Старике Козлодоеве". Была бы счастлива задать вопросы в Непале.

- Когда бываю в Непале, ни с кем особо не встречаюсь. У меня там свои дела. Я являюсь, во-первых (смеется), представителем крупного буддистского издательства в России. И сам перевел три книжки. Кроме того, редактирую все, что выходит в России под маркой этого издательства. Так что даже чисто официально у меня там много дел. Но есть и неофициальные встречи. К слову, думаю, что в новом году мы запишем уже второй подобный "Прибежищу" альбом мантр. Наш лама собирается подобрать для этого альбома мантры, способствующие улучшению жизни на планете (смеется).

"БДГ": Вы с какого языка переводили?

- С английского. Но хорошо знаю и учителя, дававшего эти учения, и переводчика. Так что, можно считать, переводил почти с тибетского.

"БДГ": Вы не видели "Кун-дун" М.Скорсезе?

- Очень красивый фильм. Но он мало связан с тем, что происходит на самом деле. Хотя рад, что фильм появился, поскольку таким образом чуть-чуть "подгрызается" монополия китайцев на Тибет, который, с моей точки зрения, должен быть свободнее.

Заграница интересуется

Вопрос из Торонто от Элли Ковалевой: "Не планируете ли дать концерт в Торонто?".

- В Торонто нас пока не приглашают. А в Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне будем в начале декабря.

Читательница также спрашивала: "Каково ваше понимание Бога?".

- Один из самых великих богословов христианской церкви весьма разумно заметил, что Бог начинается там, где кончаются наши о нем представления. Поэтому "понимание Бога" - это бессмыслица. Бога невозможно понять. Когда человек считает, что понимает Бога, на самом деле он ничего не понимает: ни себя, ни Бога.

"БДГ": Вам где интереснее играть: на постсоветском пространстве или на Западе?

- Мне всегда интереснее играть в России, я имею в виду, в ареале русской культуры. Потому что играть для эмиграции всегда немножко странно. Ведь дети эмигрантов будут уже не русскими. И значит все, что мы делаем, будет забыто. А здесь, в России, оно остается.

БГ-"искуситель"

Вопрос читательницы Надежды Степановой: "Люблю ваши песни "Навигатор", песни Вертинского в вашем исполнении. Как сказал бы Артемий Троицкий (если бы смог до этого додуматься), БГ - явление многогранное и многонациональное. От "аглицкой" крови - столько грусти, просто Байрон! От русской - вечный блуд и самобичевание. И даже есть от белорусской: агульная млявасць i абыякавасць да жыцця"...

- Не знаю, что это значит, но звучит красиво!

"БДГ": Означает общую расслабленность и безразличие к жизни. И далее: " Недавно прочитала вашу пьесу "В объятиях джинсни". Смеялась до слез! Входит ли в ваши планы постановка столь очаровательного произведения?". Кстати, Борис Борисович, этот вопрос мы сочли лучшим и потому пригласили Надежду на встречу с вами.

- Очень приятно. Но, отвечая на вопрос, скажу, что сам ставить пьесу не собираюсь.

Н.С.: А можно еще вопрос? Интересно, Борис Борисович искушает женщин, как старик Козлодоев, или как?

- Когда песня была написана, подобные вещи даже не приходили мне в голову. Стихи появились сами по себе. Я никого конкретно не имел в виду. Но, когда увидел реакцию москвичей, неожиданно для себя обнаружил, что они принимают песню очень близко к сердцу. (Улыбается.) Что очень меня тронуло. Сам же я по крышам не очень-то ползаю, потому что в этом нет никакой необходимости. И нет необходимости кого-то искушать.

Н.С.: То есть вам не нравится искушать?

- Если это происходит,то помимо моего сознательного желания. Тем более что всегда есть вещи более интересные (смеется).

Н.С.: А вас искушали?

- Меня искушать не надо (улыбается). А чтобы избавиться от искушения, надо ему поддаться (смеется). Как говорили китайцы, невыполненное желание разрушает изнутри.

"БДГ": То есть вы стараетесь ни в чем себе не отказывать?

- Я не вижу ничего, в чем мне стоило бы себе отказывать. Лучше всего пройти через тоннель и выйти с другой стороны.

"БДГ": Есть ли сегодня что-то эпохальное в русской музыке?

- К сожалению, ничего эпохального не слышал. И судя пс всему, его нет. Почему? - это вопрос, который меня мучает уже очень много лет.

Подготовил Сергей ШАПРАН
Фото С. ШАПРАНА
"Беларусская Деловая Газета" (25 октября 2000)


Вернуться в 2000 год

1999

Предыдущая статья

 

Следующая статья

2001