ОТ
РЕДАКЦИИ
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Мы продолжаем знакомство наших читателей с современным музыкальным движением.
Героем второго номера журнала "Зеркало" стала ленинградская рок-группа "Аквариум".
17 апреля по приглашению редакции журнала "Зеркало" состоялась встреча у нас в клубе им. "Рокуэлла Кента", с несколькими членами группы. Из 4-х членов группы к нам приехали из Ленинграда двое: Борис Гребенщиков /автор текстов песен/ и Андрей Романов.
Ребята исполняли свои песни /Боря Гребенщиков - гитара и губная гармошка, Андрей Романов - флейта, гитара и два странных, видимо, самодельных инструмента /барабанчик типа "там-там" и свисток/, отвечали на наши вопросы. Много вопросов было о Тбилисском фестивале /им понравились выступления четырех из тридцати присутствующих на фестивале групп: "Машина времени", рижская группа "Сиполи", тбилисская группа "Блиц", эстонский "Магнетик Бэнд"/, об истории группы, о музыкальных вкусах и так далее. Было очень интересно, встреча удалась.
Во время одного из перекуров, когда высказывались мнения о только что услышанном и увиденном, кто-то сказал с полуупреком в адрес группы, что, дескать, "Аквариум" и подобные им представляют собой "массовую" культуру, которая тянется к "истинному", "высокому" искусству. Упрек, проскользнувший в интонации, с которой была сказана эта фраза, и то, что упрек относится не к выступлению ребят из "Аквариума" /этому человеку очень понравилось их выступление/, а скорее к месту рок-группы в культуре заставляет на него ответить. На него, правда косвенно, уже ответил А. Макаревич, когда на одном из концертов ему задали вопрос, не боится ли он потонуть в "массовой" культуре? Андрей ответил, что у нас "массовая" культура не такая глубокая, чтобы в ней можно было потонуть. Но разберемся с этим вопросом поподробнее.
Во-первых, явно понятию "массовая культура" противостоит некое другое понятие, видимо, "элитарная, светская культура". Если первая рассчитана для всех /т.е. для масс/, то другая только для избранных /для элиты/. И если только так и понимать эти слова, то, безусловно, "Машина времени", "Аквариум" являются "массовой" культурой. Но при ближайшем рассмотрении все оказывается не так уж просто. Дело в том, что телевидение, спорт /конечно, не участие в нем, а "боление" за него/, книги определенного рода и так называемое "дешевое" кино также являются "массовой культурой". Но поскольку В. Высоцкий, "Машина времени", "Аквариум" не желают уживаться с телевидением и "дешевой" эстрадой, то мы попытаемся разделить понятие "массовой" культуры на два: народное искусство и социальный "наркотик". Также не однородна и "элитарная" культура, мы выделим в ней высокое искусство и элитарный ритуал. Возможно, названия не совсем удачны, а границы условны, но нам показалось необходимым выделить их. И это совсем не "плюсы" и "минусы" "массовой" и "элитарной" культур - нет. Ибо, несмотря на то, что, например, все ругают социальный "наркотик", однако, никто не может до сих пор сказать, в чем его жизненность, откуда он взялся и что означает по сути дела. То же и по поводу элитарного ритуала.
Всякое новое направление в искусстве возникает на стыке старых; именно это обусловливает тот факт, что народное искусство втягивает в себя высокое искусство, а высокое произрастает на народном /правда, не всегда того народа и того времени, в котором оно живет/. Далеко за примерами ходить не надо. Помните репортаж Д. Уайта "Тот самый Макаревич", опубликованный в первом номере нашего журнала? Там Андрей Макаревич рассказывает, что теперь они начали включать в свои концертные программы чтение стихов как своих, так и чужих /М. Цветаеву, А. Ахматову и др./, и что теперь после выступления у них наряду с текстами песен просят переписать и тексты стихотворений!
При беглом прослушивании рок-группы "Аквариум" выделяется по крайней мере четыре их источника /кроме самого рока/: творчество Хармса /песня "Иванов" и некотор.др./, элементы философии Востока, "Машина времени" /особо интересны песни-продолжения, песни-ответы "Машине"/ и, конечно, современный разговорный язык.
Вообще же, как ни странно, у рок-группы "Аквариум" "философский" уклон, в отличие, скажем, от "Машины времени", у которой "этическая" направленность песен. /А. Троицкий, нам кажется, неправ, утверждая, что "Машина времени" морализует и проповедует/.
Интересно было бы исследовать и музыкальные традиции "Аквариума".
Итак, "Аквариум" - народное искусство, восходящее к трубадурам и скоморохам. Любопытно посмотреть на изменение формы выражения народного искусства. Если раньше трубадуры, скоморохи, гусляры выступали на праздниках и карнавалах, то теперь барды и рок-ансамбли "проявляют себя" на концертах, на "магнитофонных" вечеринках, на танцах. Какая же существует перспектива? Если лет через 20 по-явятся в продаже дешевые видеомагнитофоны, то, как знать, не возникнут ли вслед за ними театральные "рок-группы", группы пантомимы и концептуализма?
ЗЕРКАЛО № 2 /6/ 8
апреля 1981 года
ЖУРНАЛ КЛУБА "РОКУЭЛЛ КЕНТ"
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым