МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИЛЛЮЗИОН
КЛАУС
ШУЛЬЦЕ
МУЗЫКА-КАК ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ
Перевод
с англ. и коммент.
С.Васильев О.Андрюшин
Предисловие переводчиков.
Предлагаемая вашему вниманию статья содержит перевод обращения-письма Клауса Щульце, одного из современных музыкантов-экспериментаторов, своим слушателям. /После слов "одного из", как это принято, можно было поставить разного рода эпитеты: выдающегося, смелого, талантливого, ибо даже менее превосходные, но нам кажется, пока рано вешать ярлыки. Мы с помощью читателей-слушателей хотели бы разобраться в таком сложном явлении как творчество К. Шульце, да и музыкального творчества вообще/. Мы - это некоторая группа любителей музыки, которая хотела бы этой публикацией открыть серию полемических заметок о сути, структуре и характере воздействия музыки на слушателя. На наш взгляд, такой разговор давно назрел, он, в сущности уже ведется в этом и ряде других печатных органах. Только ведется он весьма странно. Одни яростно пропагандируют, допустим, "Машину времени" /правда, эта пропаганда носит характер постоянного оправдания; что, моя, ребята могут и так и эдак, но конечно, не все у них получается, но.../, другие, как правило, более влиятельные, не менее яростно нападают на "Машину". /"Машина", как вы понимаете, выбрана весьма произвольно/. Но вся эта полемика никакого отношения к музыке не имеет. Что, скорее о том: быть или не быть у нас другой, отличной от общераспространенной, навязшей у всех на зубах эстраде, и лысостриженной духовой "серьезной" музыке. Здесь можно повториться, все разговоры ведутся лишь о возможности существования у нас разнообразия стилей, взглядов, направлений и характеров музыкального самовыражения. Ответ на все эти вопросы нам даст время, если, конечно, хватит выдержки.
* * *
Итак, - "Музыка - как это должно быть" - это общий перевод названия статьи Клауса Шульце, напечатанной на обложке его пластинки "Мираж". Для тех, кто еще не знаком с творчеством К. Шульце - несколько слов о нем. Музыкальную карьеру Клаус начал в составе широко впоследствии известного коллектива "Тangerine Dream". Было это в Западном Берлине в конце 60-х годов. Он играл на ударных, принимал участие в записи сложных партий электронного синтезатора. Но свой взгляд на мир звуков заставил Шульце заняться сольным творчеством. С 1970 года им записано 13 пластинок. Интересные музыкальные идеи, оригинальное их воплощение притягивают к музыканту множество взглядов. Он ведет переписку с многочисленными энтузиастами электронного звучания в музыке. Постепенно складывается школа. Огромное влияние Шульце, как впрочем, и покинутой им группы "Тangerine Dream", ощущается в современной музыке в целом. Клаус протежирует большому числу молодых музыкантов /Роберт Шредер, Харольд Гросскопор, Вольфганг Типольд и др./ помогает выпускать и записывать пластинки.
В его выступлениях участвуют такие известные исполнители, как, например, Артур Браун - представитель движения "Театр Абсурда".
Нам бы очень хотелось, чтобы вы отнеслись к представленной заметке очень внимательно, даже осторожно. Человеку бывает очень трудно совладать со своим собственным языкам, тем более, что его стихия - не слова - звуки.
Постарайтесь подстроиться в унисон. Клаус Шульце очень доверяет, ведь он не поэт - он только музыкант.
МУЗЫКА - КАК ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ
Музыка - это грёзы в реальности, фактически, в процессе прослушивания живет ваше внутреннее Я. Но ваше общее "Я", только контролируемое вами, поднимает новый уровень душевного сопереживания, грёзы становится реальностью, потому что вы живете в мечтах, и мечты управляют вашей реальностью.
Высшая реальность создается /во всех разновидностях искусства/, если существует обратная связь с вашим умственным началом.
Итак, моя концепция /если она есть/ включает вашу умственную сверхреальность так же, как и повседневную жизнь.
Музыкальная теория - это совершенство, порою недостижимое. Концепция - это умственная реакция, процесс движения и изменения, основа человечества.
Музыка для меня - это основание для умственной картины, но точная интерпретация должна быть сделана слушателем, следовательно, музыка только наполовину сочинена, и слушатель сам должен взяться за композицию для достижения внутреннего отражения /эха/.
Слушатель должен дополнитьсмысл. Конечно, моя концепция - это основное направление моего собственного творчества, но я думаю, что это пространство для интерпретации, которая также должна быть дана слушателем.
Возможно поэтому, люди любят или ненавидят музыку! Некоторые не прилагают никаких усилий, если дело не касается материальной выгоды, они не признают душевной радости. Это обычная позиция политических или "деловых" манипуляторов.
Я мог бы продолжать, но пусть люди сами поработают мозгами, если для них это не стало слишком скучно.
Принципы моей музыки - сделать слушателя могучим и счастливым, продлить умирающую жизнь нашей планеты собственным творчеством, отдавая себе отчет в своих эмоциях.
Таков должен быть жизненный путь у людей, которые сочиняют свои жизни. А не так, как это обычно делают политиканы и манипуляторы.
Я желаю каждому приятного исследования самого себя, я не могу выразить это должным образом в словах.
Я не поэт, а музыкант.
С любовью К. Шульце
ЗЕРКАЛО № 2 /6/ 8
апреля1981 года
ЖУРНАЛ КЛУБА "РОКУЭЛЛ КЕНТ"
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым