Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья


ДИСКОТЕКА

ГАРЕМНЫЕ ДОКТОРА ПЕРЕСМАТРИВАЮТ МЕТОДИКИ

Знаете, в старину на Востоке многочисленные жены шейхов, султанов и прочих уважаемых столпов общества были закрыты от взглядов не только циничной и тунеядствующей молодежи, но и вообще всех мужчин. Поэтому когда, скажем, красавица заболевала, доктор лечил через занавеску.

Говорит, например, так:

- Евнух, дайте ее сиятельству трихопол с пургеном...

А красавица потом отвечает томно:

- Вроде полегчало. Можно еще таблеточку. Примерно в таком же положении, как этот несчастный врач, находились и находятся многочисленные энтузиасты дискотечного движения. Они изо всех сил изобретают разнообразные программы, театрализованные представления, проводят конкурсы, некоторые даже пишут статьи в "КХС" и "СК", но вряд ли кто-нибудь из них имеет сколько-нибудь точное представление о том, какую реакцию вызывает их активность в том объекте, на который она направлена - в массе молодых посетителей. То есть какая-то обратная связь, конечно, существует: иногда и народу полный зал и все активно дергаются, иногда вопят бранные слова, а иногда грозятся порешить аппаратуру и жокеев вместе с ней. Но говорить о получении объективной научной информации - такой, какую дают врачу меха-низмы типа стетоскопа или флюорографа - к сожалению, до сих пор не приходится.

Первая, и по-видимому, успешная попытка такого рода была сделана семинаром "Искусство и коммунистическое воспитание" в одном из московских ВУЗов, работавшим в течение полугода над программой "Современная дискотека" под руководством специалистов. На стартовом заседании семинара - т.н. конференции диск-жокеев - руководители дискотек, весьма различных по своему контингенту и муз.вкусам, откровенно обсудили проблемы и трудности работы. Тогда же была утверждена форма анкеты. 15 сентября состоялось заключительное заседание с изложением результатов проведенного соц.исследования. Эти данные отражали уже не субъективные установки жокеев, а совершенно реальные и объективные потребности дискотечного контингента.

Промежуток между мартом и сентябрем 81г. был, сами понимаете жестко забит поездками в разные концы города с толстыми пачками анкетных листов, беседами с народом - иногда благожелательным, иногда агрессивным по отношению к заезжим кайфоломщикам, подсчетами етс.

Мы брали дискотеки для опроса по наиболее удобному принципу - социальному, то есть: дискотека вузовская, школьная, рабочая и т.д. В результате получился десяток категорий респондентов /в смысле "отвечающих" по-научному/, из которых практически все репрезентативны, то есть статистически достаточны для установки закономерностей - в соответствии с канонами совр.социологии.

Мы узнали немало интересного, частью подтверждающего предположения, а частью совершенно неожиданного.

Подтвердилось с абсолютной ясностью неприятие молодежью той тенденции в руководстве дискотеками, которая выражена в иных не очень компетентных /зато очень решительных/ статьях и активно проводится в жизнь муз.секцией московского дома худ.сам. Имеются в виду попытки превратить дискотеку в лекторий, планетарий или сан.-просвет. кабинет при наркологическом или ином диспансере. В такую "дискотеку" люди просто не станут ходить. И хотя диск-жокеи и раньше понимали, что любая прекрасная вещь в неподобающем месте превращается в пародию и вызывает у народа реакцию, совершенно противоположную благородным намерениям организаторов, теперь эта наша точка зрения получила четкое цифровое обоснование.

Итак, дискотека, есть прежде всего место, где люди танцуют, знакомятся, слушают музыку. Но с другой стороны, за "танцы без комментариев" высказались очень немногие из респондентов: напротив, подавляющее большинство требует квалифицированного рассказа об исполняемых произведениях, музыкантах, истории рока. Посетители дискотек вовсе не примитивные дикари. Об этом свидетельствует и "хитовник" анкеты - списка предпочитаемых исполнителей. Первого места "Машины" ожидали, очевидно, все, но никто не подозревал, что ее победа будет настолько ошеломляющей почти во всех категориях. Группа Андрея Макаревича королевски выступает впереди эскорта из западных групп, причем тоже далеко не самых простых. Вообще, представление о всеобщем увлечении диско оказывается весьма преувеличенным, а места корифеев этого жанра, таких как Бони.М - куда более скромными, чем ожидалось.

В каком противоречии находятся эти данные с практикой многих московских дискотек, где лицензионная диско-лихорадка трясет зал почти без перерыва, а хорошего советского рока почти не услышишь по причине отсутствия записей!

Также любопытные сведения можно было получить из этой анкеты вообще о досуге молодежи, о ценностной ориентации в области литературы, живописи, кино и недискотечной музыки, хотя, если не считать неожиданно высокую популярность "Сталкера", Булгакова, Окуджавы, эти данные были не столь оптимистичны.

ЗЕРКАЛО № 4 /январь 1982г./
ЖУРНАЛ КЛУБА "РОКУЭЛЛ КЕНТ"
Статья сохранена Владимиром Ивановым


Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья