МИНУС ДВАДЦАТЬ
"Сегодня
я опять среди Вас в поисках тепла".
БГ "Минус 30"
Представьте себе, что кто-то из героев рока внезапно раздвоился, причем первая половина выпендривается как может, а вторая играет.
Трудно представить... Но именно такой феномен я видел и слышал 7 января сего года в ДК им.Луначарского. Играющую половину звали Александр Ляпин, выпендривающуюся - Борис Гребенщиков. Если добавить сюда Дюшу, Файнштейна, Севу и Губермана, то все вместе представило собой АКВАРИУМ модели 1982 года. Б.Г. избрал интересный путь - решил как можно меньше играть на гитаре и как можно больше работать на публику. Что ж - он порол сцену ремнем /как Мик Джаггер/, тыкался гитарой в микрофон, широко расставив руки /как Пит Тауншенд/, обвивал все тот же микрофон и сползал по нему /как многие другие/. Все это было довольно скучно. Кроме того, он пел старые и новые песни, но его голос заглушала играющая половина. Новый лидер-гитарист Ляпин - неплохой музыкант. Но увы - его игра весьма шаблонна. К тому же он с поразительной настойчивостью "забивал" остальных. Итак, целый час "А" услаждал мои зрение и слух. И концерт произвел на меня странное впечатление. Это не было похоже на АКВАРИУМ, хотя я слышал знакомые песни и видел знакомые лица. Это куда больше напоминало злую пародию на "ДОРЗ", "СТОУНЗ" етс. Но все же это был живой рок - хотя и очень топорный.
Признаться, мне не хотелось на следующий день тащиться по двадцатиградусному морозу в МИФИ и снова слушать "А". Все же я поехал, подумав: а вдруг будет не хуже, чем в прошлом году, когда Б.Г. и Дюша играли на том же месте вдвоем.
Это не было хуже! Как только группа начала играть, я сразу же забыл о вчерашнем концерте, и то, что я сижу на подставке от огнетушителя и вообще все забыл. Полный состав в маленьком зале звучал куда лучше, чем в большом ДК им.Луначарского. Нельзя было играть громко - всего одна колонка. Нельзя было пороть сцену ремнем - а то еще по ноге кому-нибудь попадешь. И оказалось, что это вовсе не нужно!
"А" + Боря Лабковский /гитара и всевозможные духовые инструменты/ играл два с половиной часа. В основном - хорошо известные песни. В перерыве уехали Гаккель и Ляпин /который на этот раз ни кого не заглушал и вообще был на высоте/. А концерт продолжался до позднего вечера. Когда я, наконец, пошел домой, мне было тепло.
Несколько общих мыслей: в музыкальном отношении "А" стал сильнее, но значительную часть своего очарования, своеобразия потерял. Посмотрим, что придет на смену их милой беспечности. Из новых песен трудно что-нибудь отметить - в музыкальном отношении они достаточно тривиальны, а свежих идей в них как-то не наблюдается. Впрочем, я имею в виду САМЫЕ последние песни - ведь "А" в 1981 году - это и "Дилетант", и "Ягода", и "Вавилон"...
Нынешнее поведение Б.Г. на большой сцене производит мрачное и тягостное впечатление. Концерт в "Норпласте" /при всем его сумбуре/ был куда веселей, чем вечер в ДК им.Луначарского. Вообще как бы "А" ни штурмовал большие залы, их стихией остается камерность. Они не понимают этого - как и много другого.
Поэтому нынешняя смена курса чисто внешняя - вместо того, чтобы лучше и интереснее играть, они стали придавать большее значение убогой пантомиме и звуковой атаке.
Но я не огорчаюсь. Все-таки - это новый этап. Очередной этап в бесконечно меняющейся истории самой интересной группы, которую я когда-нибудь слышал.
Джек Уайт
22 января 1982 года.
ЗЕРКАЛО № 4 /январь
1982г./
ЖУРНАЛ КЛУБА "РОКУЭЛЛ КЕНТ"
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым