Сергей
Кардиналов
ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ОБЩЕНИЯ С "КИНО"
Уважаемый БГ указывал, что не слабо бы нам познакомиться поближе с группой КИНО... Знакомимся понемногу. Тудэй можно сказать , что Москва знает неплохо 4 питерские команды: "А", Зоопарк, Россиян /по старой памяти/ и с нек. пор - КИНО. Критерием известности можно считать узнавание хитов, выражающееся в стуканье, топанье етс. Причём по отношению к группе им. Рыбы/Цоя все эти формы реакторного поведения распространились в массе музыкофилов недавно и, на первый взгляд, вопреки всякой логике. Секите: берём, например, Майка. Он, несомненно, популярен, если на концертах родных МОСКОВСКИХ групп люди кричат: "Майка давай! Пригородный блюз лепи!" - вместо избитого: "Поворот! Поворот!" Но Майк начал свой путь к славе с чётко проведённого концерта в большом знаменитом зале на фирменном аппарате. И хотя тогда далеко не все остались довольны, некий фундамент под свою триумфальную арку М. Науменко всё же заложил. Теперь поя /пея?/ как бард о одной гитарой, он живет на проценты с вклада.
А вот КИНО.. .выступало за прошедшие 3,5 мес. в М. 8 раз. До этого широкой аудитории не было известно. Причем играют ребята практически одну акустику.
Что же поддерживает в москвичах решимость снова и снова приглашать к себе в гости этих странных то ли бывших панков, то ли нынешних романтиков.
Может, они хороши именно в акустике? Да вроде нет. Таких вещей, как майковский "ГУРУ" /откровенное подражание Высоцкому/ или Гр-ский "Электр. пёс" - т.е. длинных произведений, в которых надо вслушиваться в слова и размышлять над сплетением оных, вы здесь не найдете.
Так в чём же дело? Автор и сам толком не знает. Он просто поделится с вами имеющейся информацией, а уж вы на досуге сделайте выводы. И не моя вина, если они окажутся нелестны для музыкантов столицы. Не виноватая я, они сами пришли.
В марте прошлого года БГ как-то раз, отложив свой станок с неизвестным количеством струн, заметил москвичам: "А я вот привез КИНО плёночку" - "Видео, что ли? - спросили москвичи. "Да нет, эти группа так называется".
Запись оказалась акустическая по содержанию и лажово записанная по форме. Песни удивили спокойствием мелодий и простотой текстов :
Белая гадость
лежит под окном - Я ношу шапку и
шерстяные носки,
Мне везде неуютно и пиво пить в лом -
Как мне избавиться от этой тоски? /"Солнечные
дни"/
Потом, в июле, произошла, наконец, личная встреча ленинградского дуэта с более-менее массовой аудиторией /бол. 60 чел./. Я бы не сказал, что последняя словила большой кайф.
- Это что-то для детей, да?
Продуктом июльской встречи явилась странная статья, автор которой, скрытый за псевдонимом "П. /Панк, что ли?/ Зверев" с Весёлого острова - судя по всему, тоже ленинградец, и я даже догадываюсь, кто и с какого острова на самом деле - упрекал КИНО в : I/ аристократичном внешнем виде, 2/ скучности, отсутствии энергичных, танцевальных номеров.
Я вспоминаю приблизительно, статьи у меня нет*.
Тем не менее, в начале окт. некий ВУЗ, где любят рок, пригласил их снова.
Почему? ..ХМ..А у вас, товарищ, были тогда другие предложения"? Да? ..кстати о выводах.. Итак, им врубили неплохой аппарат на подзвучку, и полились знакомые красивые мелодии...и вдруг зал преобразился. Это Цой запел "Друзей". Тогда они включили в программу много новых песен. Не то, чтобы они их только что сочинили, наоборот, это, в основном, их самые старые песни. Злой гений удалил их из летней программы. Добрый ангел присоветовал их включить в осеннюю. Появилась та самая ЭНЕРГИЯ, без которой по авторитетному мнению дяди Ко вообще нет рока. "Асфальт", "В поисках сюжета для новой песни", "Звери", "Мои друзья", "Я тот, кто каждый день...", "Он ест" - упомянутые хиты войдут прочно в золотой фонд советского рока. С их появлением установилось оптимальное соотношение между "лирикой"** и забоем. Естественно, что в результате и всё остальное зазвучало по-новому.
Обратите внимание, что нагнетание аффекта в песнях КИНА происходит без мелодраматического пафоса /Майк/ и без символизма/БГ/, а за счет точного сопряжения 2-3 бытовых деталей:
Я вчера слишком
поздно лег, сегодня рано встал
Я вчера слишком поздно лег, я почти
не спал
Мне сегодня с утра нужно было пойти
к врачу
А теперь электричка везёт меня
Туда, куда я не хочу!
/"Электричка"/
Масса повторов. Информативная ценность минимальна, как и во всех песнях КИНА, зато прекрасная музыка как бы вколачивает в сознание каждое слово. Переход от быта к высокой трагедии просто великолепен. Простая электричка перерастает в некое почти мистическое ср-во передвижения, наподобие чичиковской тройки у Гоголя.
В тамбуре холодно,
и в то же время как-то тепло
В тамбуре накурено и в то же время
как-то свежо
Почему я молчу? Почему не кричу -
молчу?!
Электричка везет меня туда, куда я
не хочу!
Из вышеизложенного ясно, что КИНО - всё-таки электрическая группа.
Не случаен особый успех её электрического диска, записанного при помощи др. ленинградских групп. Не случайно и то, что куда клевее проходят те концерты, на которых качественная подзвучка отчасти заменяет.
Так почему же мы слушаем КИНО? А?
P.S. 18 янв. они начали студийную запись нового электрического LP на хорошем аппарате. Это просто высоко.
*Не
удивительно. Статья "Романтики в
лайковых перчатках" как раз
совпала по времени поступления с
новыми, более удачными гастролями
КИНО. Мы сочли её уже неактуальной и
постарались по возможности изымать.
- РЕД.
**"Лирика",
по мнению напр. "Мухоморов", -
это любое муз. произведение, где не
орут истошно и не ругаются.
Ухо № 3 /1982г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым