Ц. Глагольский
ВИЗА для "КРУИЗА" ИЛИ
ПОХОЖДЕНИЯ ДИЛЕТАНТОВ
"Чувак", - слышалось по сторонам, - "иду на модный сейшн-рок-бэнд "Круиз" в белокаменной мочит". Я оставался один и по-прежнему слухал крик соседки из окна напротив и прононс некоего ленинградского барда, с яростным умилением напевавшего из динамика моего мага: "Он любит роскошь". Но одиночество не терпит суеты и некая магическая сила привела меня через некоторое время на концерт героев моего рассказа, сразу замечу, весьма и весьма печального.
В зале было жарко: пахло потом, разгорячёнными бёдрами герлов, казалось, сам воздух был напоен томительным рок-н-ролл ожиданием, и под слова печально-известного ВИА-поэта В. Харитонова и оглушительные хардроковые риффы на сцену вылетело пятеро весьма умильных бойцов. Звучал боевик менеджера бэнда Моти Аничкина "Виза дал Круиза".
Отступление первое: "Мы придерживаемся традиций хард-рока, особенно танцевальной его части", - из интервью с музыкальным руководителем группы соло-гитаристом Валерием Гаиной в новосибирской молодёжной газете.
МУЗЫКАНТЫ
Одеты были, словно сошли с телеэкранов - на ум живо приходила передача "Мелодии и ритмы ненашенской эстрады", но длинные хайры отличали наших "гениев" от приглаженных павианов ихнего шоу-бизнеса. Они неистово дёргались, выражая свой "экстаз", демонстрируя нелепые движения в духе африканских шаманов на Пляс-Пигаль. Играли громко, несколько заунывно, но лишь гитарист Гаина показал всю свою музыкантскую крепость. Остальные не впечатляли, хотя ритм секция звучала вполне прилично /бас - Саша Кирницкий, ударные - Всеволод Королюк/, но лидер-вокалист Монин просто .... своей вертлявостью /"болванчик"- бросил реплику за моей спиной какой-то благонамеренный юноша/. Клавишник Сарычев удачно заполнял синтезаторами пустые места, однако стоило позволить ему немного поимпровизировать, как сразу становилось заметным полное отсутствие такого нужного музыканту понятия, как вкус.
МУЗЫКА
Играли всё подряд, без всякой системы и элементарного чувства публики. Вначале шли хард-роковые номера, о которых трудно сказать что-то, кроме: пугают, а мне не страшно. Некоторые номера уводили в радостный мир новой волны, если понимать её на европейский лад и забыть про "Аквариумы", "Зоопарки", "АвтоУ" и иже с ними. Сделано это было неплохо, но вот чувства удовлетворения от услышанного я не выносил. А потом музыкальная тропка "Круиза" затолкнула меня в мир тусклого электронного диско-рока наподобие "Супермакс", который и передавал отечественному бэнду свой пламенный привет.
ТЕКСТЫ
Признаюсь, некоторые тексты, которыми баловали в тот вечер пятеро идолов я сам бы повторить, тем более, в обществе, отказался. Можете представить себе: "Я дерево, ни рук, ни ног", а после этого школьная банальная констатация: "на языке твоих наук вся жизнь - обмен веществ в природе и как источник кислорода, я больше, чем твой верный друг". Именно эти строчки, посвящённые, как позже выяснилось охране окружающей среды, вышли из-под пера кандидата физико-математических наук Валерия Сауткина, начинавшего поэтическую карьеру при банде Градского "Скоморохи", и в последнее время решившего сменить плен точных наук на плен гуманитарного призвания. Но, видимо, трудновато сразу перестроиться и отключиться от формул к интеллектуальным истинам. /"Бьют его слова, словно молотки, в руках орущего попсового народа", - каламбур неудачников - прим. автора/. Но в целом замечание верное - трудно себе представить, чтобы после прослушивания двадцати песен не была понятна главная цель группы - зачем петь? Но в голове мелькало: "Музыка Невы, вертится волчок, я шёл вперед, но вот однажды" - фразы, каждая из которых была лишена своего строгого смысла, а любое из понятий не становилось символом. /Да-с, печально - прим. посторонне-го/.
Иногда в область музыки "Круиза" вовлекался текст известного поэта Заболоцкого - он прославился своими размышлениями в нашем бренном мире по поводу борьбы добра и зла. Тексты иногда случались у поэта поистине клёвыми, правда, несколько старомодными, но вот в творчестве нашей пятерки они почему-то теряли смысл, превращались в поверхностные и формалистичные строчки. /Уважать старину надо, покойников беречь - прим. девушки, лежавшей голой с автором/
Помимо Харитонова, приписался к творчеству модной рок-группы и поэт Завальнюк, написавший столь "изумительные строчки": "Гражданственно лишь то, что современно" - великое откровение, признаться /Надо же - прим. дяди Ко/.
Лавры поэтические не оставили в покое Мотю Аничкина, который тоже разразился парочкой шедевров рок-поэзии - "Кто-то должен быть первым, первым ломать себе нервы"?! или же "Все дальше к далёким мирам, но вот что ещё неизвестно, стремится ли кто-нибудь к нам?"-какое это имеет отношение к рок-музыке, занимающейся отражением проблем реальной сегодняшней жизни?
Итог невесёлый - всего понемногу поётся, но как поётся и зачем? - это не понимают, наверное, в глубине душа и сами участники группы /прим. незаинтересованного поэта/.
- Отступление второе: Сейчас стало модно петь о проблемах, а иначе можно популярность потерять - мнение случайного человека, матюгнувшего автора за недачу сигареты.
ИСТОРИЯ
Она весьма краткая. С 1974 года существующий АИВ /в простона-речии ВИА/ стал из "Молодых голосов" рок-группой "Круиз".
СЕГОДНЯ "КРУИЗА"
Ушёл и создал, из непонятно кого, свою бестолковую команду "Альфа" клавишник Сергей Сарычев. Барабанщик Королюк нашёл пристанище в весьма профессиональном поп-бэнде "Круг" /экс-"Цветы"/, слава Богу, рок-музыку не играющем. В "Круиз" пришёл из кабака мотеля "Солнечный" гитарист Григорий Безуглый /наверняка, рокер со стажем - прим. другой голой девушки/, из С. Н. "Цветы" вернулся перкуссионист Николай Чунусов /прежде бемцал в "Молодых голосах"/, сел за ударные, новым клавишником стал Владимир Капустин из группы "Сентябрь" - по-моему, единственный рок-мен с самого начала. Делают новую программу с помощью Валеры Яшкина - бывшего режиссёра "Ариэля", "Песняров", других.
АНАЛИТИК
Когда мы поймем, что разностилевая рок-музыка далеко не рок? Что подобные рок-герои только отвлекают массы народные от настоящего музыкального искусства? Что слово в рок-музыке - далеко не второстепенная категория и его автором не может быть любой проходимец? Когда научимся ценить музыкальную самостоятельность? Наверное, никогда /мнение пессимиста - прим. автора/.
ГОЛОСА
А. Меня удивляет рок-группа в костюмах от Зайцева!
Б. Меня удивляет рок-группа, вся программа которой построена по принципу винегрета.
В. Меня удивляет рок-группа, лет шесть певшая без устали "Тебя люблю я иногда так сладко..."
Г. Меня удивляет рок-группа, лишенная человеческих индивидуальностей. Ведь хорошо сузить гитару - не главное в рок-музыке.
СЛУЧАЙНЫЙ ГОЛОС
А, может, наконец пора научить публику понимать, что рок - это субъективная идеология объективного мира, это личность, это, да простят мне многие за цитату, - "отсутствие пустоты внутри" ./Прим. автора/
СОВЕРШЕНННО СТРАННЫЙ ГОЛОС
Эх, да когда только, батенька, наступят эти вот времена?
РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
Я пишу статью "Похождения дилетантов". Завтра будет концерт "Трека". Браво! Нет, всё же рок - великая вещь...
Цицерон
Глагольский
/авторские права: изд. "Искусство",
Москва, Собиновский пер.,
душеприказчик-редакция "Уха"./
Ухо № 3 /1983г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым