Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья


ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ.
О ЧЕМ ПИСАЛИ 30 ЛЕТ НАЗАД

/А.Крон "Заметки писателя"/

Мысли писателя, на наш взгляд, можно отнести и к проблемам в нашей рок-музыке.

"Новатор - в какую бы эпоху он ни жил - всегда бывает не сразу понят и в чем-то опережает восприятие своих современников. Там, где вкус одного человека становится непререкаемым, неизбежны нивелировка и грубое вмешательство в творческий процесс, вредная опека, травмирующая талант, но вполне устраивающая ремесленников. В этих условиях быть непонятым - значило быть осужденным. Там, где истиной бесконтрольно владеет один человек, художникам отводится скромная роль иллюстраторов и одописцев. Нельзя смотреть вперед, склонив голову...

... Три основные причины, тесно связанные между собой и являющиеся прямым следствием культа личности, породили этот застой: игнорирование объективно существующих законов художественного творчества, гипертрофия редактуры, создание бюрократической иерархии в искусстве...

... Далеко не все чиновничьи заблуждения получили стройное теоретическое оформление. От этого они не менее живучи. Прочно въелось убеждение, что тема художественного произведения не является авторским изобретением, и поэтому "тематика" так же поддается планированию сверху, как промышленный ассортимент. Что сюжет пьесы - это нечто вроде евангельской притчи, заключающей нравоучение в себе са-мой. Что у зрителя более всего развита потребность в подражании, он только и ждет случая скопировать в жизни увиденную на сцене схему. Что всякая попытка отрицательного персонажа как-то аргументировать свое мерзкое поведение есть предоставление автором трибуны врагу. Что всякое произведение, в котором порок остается ненаказанным, есть произведение пессимистическое. Что так называемый "второй план" и подтекст, в значительной степени определяющие идейный и эмоциона-льный итог пьесы и спектакля, суть лукавые измышления, плохо поддающиеся учету и контролю, а посему героям надлежит формулировать свои мысли недвусмысленно и внятно. И наконец - совершенно извращенные представления о законах художественной типизации. Одно из самых ядовитых заблуждений: произведения искусства бывают плохие, посредственные и хорошие. Наш советский читатель /зритель/ неустанно трудится, у него нет времени читать /смотреть/ всё, что выходит в свет. В нашей власти отсечь все слабое и посредственное и дать советским людям ограниченное количество образцовых произведений.

Те, кому приходилось присутствовать при сдаче готовых спектаклей, знают, в каком безапелляционном тоне привыкли давать свои указания многочисленные инструкторы и инспекторы. /Кстати, в переводе на русский язык это обозначает: наставники и надзиратели./ Сейчас эта процедура обставляется несколько либеральнее, но сущность мало изменилась.

По-прежнему существует порядок, при котором хуже пишущие и меньше знающие имеют полную возможность править тех, кто лучше пишет и больше знает. Выбрасывать и вписывать целые абзацы считается в порядке вещей. Отсюда и отношение к газетной рецензии: "Неважно, кто пишет, важно, где напечатано". Искусство знает только одну иерархию - это иерархия таланта. Её устанавливают время и народ, когда это делается поспешно и келейно, все сводится к обычному табелю о рангах, несправедливому в глазах потомков. Вообще изобилие чинов и регалий не увеличивает количество талантов. Дипломы подобны казначейским знакам, - когда за ними нет достаточного золотого обеспечения, они падают в цене.

Среди драматургов иерархия устанавливается несколько иначе. Для этого существуют обзорные статьи. Подписывают эти статьи обычно никому не ведомые люди, но это и не важно, так как пишутся они от имени народа: народ знает и любит таких писателей, как ... Не выполняют своего долга перед народом такие писатели, как ... Народ-ное признание получили такие пьесы, как ... Народ отверг такие пьесы, как ... За этой формулой, полностью освобождающей от аргументации, следует перечень фамилий или названий. То, что переживаемые трудности являются издержками культа личности, не снимает с творческих работников личной ответственности за судьбы театра. Ведь даже во время землетрясений люди ведут себя по-разному:одни мужественно, другие трусливо, одни благородно, другие подло, одни спешат на помощь пострадавшим, другие грабят опустевшие дома.

Театр не может жить без критики, выражающей общественное мнение. Нужна широкая дискуссия, печатная и устная. Но такая дискуссия, где истина известна президиуму еще до начала. Каждый участник должен быть уверен, что его точка зрения получит объективное освещение в печати. Газетам необходимо восстановить забытый жанр - опровержение. Честь мундира не должна цениться выше чести человека и художника.

УрЛайт № 1 /1985г./
Статья сохранена Владимиром Ивановым


Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья