ЕЩЁ
ОДИН РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД
НА МУЗЫКУ "НОВОЙ ВОЛНЫ"
Новая волна - это лицо современного рока, его авангард. Это интересное, но и неоднозначное явление. Появление музыки "новой волны" было неожиданным, развитие шло различными и часто непредсказуемыми путями. Вначале это явление было трудно как-то оценить. Но сегодня уже можно увидеть какую-то внутреннюю нить развития.
В середине
семидесятых годов, в 1976-77 годах
наступил какой-то кризис рока. Хард-рок,
бывший в начале семидесятых
новаторским явлением, потерял
актуальность, и даже такие группы,
как "Дип Перпл" и "Лед
Зеппелин" в поздних вещах не
могли выйти из созданного ранее
образа, стали повторять себя.
Интересным течением в 70-х годах был
"прогрессив-рок", но и здесь
развитие шло в сторону усложнения
музыки, тяготения к абстрактным,
символическим образам и известному
отрыву от реальности.
Все большее значение приобретала
кропотливая работа в студии,
использование дорогой техники.
Иногда рок-альбом готовился и
записывался почти целый год.
Это привело к кризису. Рок превратился из музыки улицы, музыки острой, приятной, отражающей настроение и мироощущение молодого поколения /каков он был в лучших своих проявлениях/ в музыку лишь для небольшого круга любителей усложненной музыки, либо в удобную музыку, лишенную всякого духа протеста, неискреннюю и загнивающую.
В этих условиях возникла диско-музыка, имевшая большой успех, но её конформизм чужд року, и, конечно, она никак не могла его заменить.
Но в это время уже происходили какие-то пока незаметные глубинные процессы. И вот в 1977 году они вышли наружу - возник панк-рок. "Секс пистолз" затмили по популярности все старые группы, новые панк-группы возникали, "как грибы после дождя". Общее у всех панков - яростный стихийный протест против существующего общественного порядка, и потому музыка играет подчиненную роль, главное - протест.
Типичен для панка своеобразный, форсированный вокал, наложенный на четкий и даже жесткий ритм, никаких музыкальных украшений, никаких инструментальных соло, одни гитары и принципиально никаких электронных клавишных и синтезаторов. Мелодии песен просты, одна и та же фраза навязчиво повторяется и фиксируется в подсознании.
Расцвет панка был быстрым и ярким. Но вскоре стала проявляться и его неоднородность. Многие не пошли дальше стремления покричать в микрофон о своем презрении к буржуазному обществу имитировать обывателей, и большинство ранних панк-групп быстро исчезло. Распались и "Секс пистолз? Вообще это была далеко не самая талантливая из панк-групп, но она примечательна тем, что смогла раньше и лучше других уловить дух времени и начать играть новую музыку.
Панк исчез. Но наиболее интересные из панк-групп остались и смогли подняться на более высокий уровень. В первую очередь это касается таких групп, как "Клэш" и "Стрэнглерз". Уже в 1977 году на пластинке "Rattus Norvegicus" группы "Стрэнглерз" использовались клавишные инструменты и были хотя и короткие, но выразительные соло на гитаре и клавишных, органично вписавшиеся в общую панковую направленность.
В 1977 году возникла группа "Джэм" и возродила начатое еще в середине шестидесятых движение модов. Тогда во главе движения была группа "Ху". Новые моды - "Джэм" - принесли в это направление и элементы панка. В музыке "Джэм" - мелодичной, искренней, можно найти ряд черт рока второй половины шестидесятых годов, но исполняется она уже в новой манере.
Таким образом, возникло новое музыкальное течение. Вместе с названными выше группами, такие группы как "Полис", "Dire Straits", "Бумтаун Рэтс", "Сквиз", "Talking Heads", "Devo", певец Элвис Костелло и еще многие другие представляли новое направление "Новая волна". Это довольно широкое понятие, ведь все эти группы имеют свое музыкальное лицо, не похожее на других, но у них есть целый ряд схожих черт.
В музыкальном отношении композиции новой волны сравнительно короткие, без длинных инструментальных вставок. Лаконизм и в аранжировке, и в исполнении - как правило, не используются синтезаторы и различные звуковые эффекты, или же используются весьма скромно. Мелодия всегда наложена на четкий роковый ритм.
Тексты песен стали гораздо более конкретными, они всегда повествуют о каких-то реальных событиях и отражают какое-то отношение, и всегда довольно-таки критическое к действительности. Очень часто тексты песен ироничны, полны сарказма или даже трагичны.
Третий момент, характерный для рока "новой волны" - это сильная его политизация. Никогда прежде рок-музыканты не стремились так активно участвовать в политической борьбе, как теперь. Большинство рок-музыкантов старшего поколения, хотя и отделяли себя /по крайней мере, внешне/ от буржуазного истеблишмента в непосредственной борьбе с ним не участвовали, считая, что можно ограничиться исполнением ряда нонконформистских и более или менее обличительных вещей. Теперь же возникли целые организационные движения при активном участии рок-групп, таких как "Рок против безработицы", "Рок против расизма", "Рок против атомной войны". Различные группы по разному участвуют в политической деятельности. Наиболее последовательной и неутомимой в этом отношении является группа "Клэш".
Группа не только участвует в политических движениях, но и своему творчеству стремиться придать известную политическую направленность. Музыка группы всегда разнообразна, но всегда демократична, без нарочитой усложненности, но, впрочем, ее нельзя назвать простой или примитивной, в ней многое взято от народной музыки. В текстах тоже много остроты и политических проблем. Примечательно, что один из дисков так и называется "Sandinista".
Другие группы не так активны, но и те из них, которые исполняют нейтральную или просто развлекательную музыку, как, например, "Мэднес", участвуют в антивоенных выступлениях и передают известную часть сборов в фонд антивоенных организаций.
Таковы основные черты, характеризующие развитие рока после 1977 года. Новая волна выдвинула и новые имена.
Но наряду с огромным количеством групп, возникших в 1977 году /как например, "Клэш", "Джэм", "Секс пистолз"/ можно отметить и ряд групп и музыкантов, которые начали свою музыкальную деятельность раньше. В Англии - это группы "Стрэнглерз" и "Ультравокс", возникшие в 1974 году. В США - Джерри Харрисон - впоследствии лучший гитарист американской группы "новой волны" "Talking Heads" и Робинсон из группы "Cars". Эти музыканты не вписывались в общую картину рока семидесятых годов, и потому были мало кому известны. Лишь после того, как в 1977 году новый рок вышел из подполья, и глубинные течения вынесли их на поверхность, они смогли в полной мере реализовать свой, в ряде случаев очень большой, творческий потенциал. Довольно скоро стало понятно, что, оставаясь в рамках только пайковых методов выражения, невозможно более продвигаться вперед. Множество панк-групп быстро исчезло, в том числе и "Секс пистолз" - группа, положившая начало всему направлению. Другие, более стойкие, пытались найти новые пути. В то время, пока угасал панк, возникло новое направление электронной музыки, которое иногда называют "холодной волной".
Отличительная особенность его - использование массы различных синтезаторов, ритм-компьютеров и тому подобных средств для предания музыке своеобразного-электронного холодного звучания. Такая музыка как нельзя лучше передает образ общества, в котором она возникла - мира высокоразвитой индустрии и технологии, из которого исчезает все естественное, мира, который все буквально пытается втиснуть в рамки бездушной модели.
Ортодоксальные панки принципиально не использовали электронные клавишные. Лишь некоторые группы, как "Стрэнглерз" или "Devo" в США вводили их в свою музыку. В 1977-78 годах "Стрэнглерз" последовательно шли по усложнению своей музыки, с этой целью все больше привлекая клавишные. Однако тут клавишные все-таки играли подчиненную роль и еще не имели такого большого значения. В 1980 году Харри Ньюман, "Human League", "Ультравокс" и другие вывели синтезатор на главное место в рок-музыке. Безграничные технические возможности электроники стали притягательными для множества самых различных музыкантов.
Ряд групп /таких, как "Soft Cell", "Depeche Mode" и др./ играют просто ритмичную и, по возможности, приятную танцевальную музыку. Но, наряду с этим, другие ставят перед собой более сложные творческие задачи. В творчестве группы "Ультравокс" звучание электронных инструментов соединяется с несколько минорно звучащим роком, в котором можно уловить интонации позднего панка. Другая группа "Cure" использует электронику гораздо скромнее, нежели "Ультравокс", но общее тяготение к панку здесь проявляется еще в большей степени. Особенно его усиливает вокал, который у "Cure" играет по меньшей мере такую же роль, как и музыка.
Экспрессивная,
временами доходящая до просто
трагизма, яркая музыка двух этих
групп, пожалуй, наиболее сильная во
всем этом направлении /в этом
смысле выделяется пластинка "Вена"
/1980 год, группа "Ультравокс"/.
После панка не возникло течений,
которые могли бы претендовать на то,
что им удалось полностью захватить
и перевернуть рок-музыку,как это
удалось сделать панку. Но причины,
породившие панк, породили и еще
одно, совершенно противоположное
ему, течение.
"Новые романтики" появились в 1981 году. Представителей этого направления объединяет отнюдь не их музыкальная схожесть. Напротив, к "новым романтикам" примыкает масса играющих самую различную музыку групп. "Адам и муравьи" - пожалуй, наиболее яркая из них - строит свою музыку на основе рока, с четкой ритмической основой и гитарными ритмами. Их музыку называют еще пиратским роком. В то же время у группы есть и мелодичные, хотя и относительно коротенькие вещи. Другие, как "Дюран Дюран" и "Спэндау Баллет" играют музыку, основанную на фанке. И, наконец, к "романтикам" примыкают более-менее электронные группы, такие как "Visage" и "Human League".
Итак, музыкально-новые романтики весьма неоднородны. Объединяет их и нечто более общее: поведение в жизни и отношение к действительности.
В отличие от панков, которые хотели разрушить ненавистную им действительность, романтики предпочитают бегство в выдуманный ими красивый иллюзорный мир. Общим для всех них является демонстратив-ный "выпендреж", поза. Это отражается в поведении на сцене и в жизни, экстравагантных костюмах и вообще непомерном преувеличении зрелищности. Естественно, что внутренней глубины в них нет. Ни один выдающийся рок-музыкант не примыкал к этому течению. Группы "романтиков", как правило, живут недолго, новые зарождаются чуть ли не каждый день. Это течение, будет, видимо, существовать долго и пользоваться успехом, но сомнительно, что оно даст еще что-нибудь ценное.
Для современного рока характерна следующая тенденция: весь музыкальный поток разделяется как бы на два рукава. Одна, и большая, часть музыкантов стремиться играть музыку относительно простую,и как можно более доходчивую. Они делают упор прежде всего на массовость.
Но в 80-е годы и здесь наблюдаются новые черты. Речь идет о широком проникновении в рок элементов музыки реггей, африканской музыки и др. В 70-е годы эти течения были мало известны в Европе. С приходом "новой волны" отдельные рок-музыканты, такие как Элвис Костелло, группы "Полис" и даже "Клэш" стали время от времени вводить в свое творчество элементы музыки реггей. Поначалу такие заимствования носили лишь внешний, поверхностный характер. Тот же "Полис" вначале исполнял приятные и простенькие поп-песни. Но это в итоге привело к знакомству широких масс с вест-индской музыкой, росту интереса к ней. Тогда на первый план вышли исполнители уже неадаптированной, чистой музыки. Помимо реггей, широко исполняется также музыка в стиле "ска". Очень ярко и интересно интерпретируется "ска" в музыке группы "Мэднесс", которая подчеркивает прежде всего веселую непосредственность и эмоциональную раскованность, свойственную этому направлению. Другие группы, и в их числе "UB 40" используют реггей в социальном контексте, исполняя политически острые песни /взять хотя бы песню о безработных "One In Ten"/.
В настоящее время неевропейская музыка довольно прочно слилась с роком "новой волны". Рок от этого стал разнообразнее, интереснее. Как пример такого удачного соединения можно привести позднее творчество группы "Полис" - два последних диска гораздо серьезнее и куда интереснее, чем ранние вещи.
Однако стремление к простоте и ясности приводит к несколько иным результатам, когда простота понимается только как искусственная упрощенность. Подобные тенденции также присутствуют в современной музыке. Это, например, возрождение стиля "рокабилли" - стилизация под рок-н-роллы конца 50-х годов. Это направление, которое представляют группы "Stray Cats", "Match Box", пользуется большим коммерческим успехом.
Свое крайнее выражение тенденции упрощения достигли в течении, которое зародилось в ФРГ и известно как "новая немецкая волна". Трудно что-либо сказать об этом течении, т.к. преобладают в нем группы, играющие механический, примитивный рок зачастую с правой окраской. Пожалуй, наиболее интересной и в то же время характерной группой является "Трио", примечательной еще и в том, что ей удалось пробиться и в английские хит-парады.
Но в "новой волне" наблюдается и противоположная тенденция, представленная тоже ярко, но далеко не так отчетливо и многочисленно. К одному направлению можно отнести ряд музыкантов, стремящихся не только раздвинуть границы рока, но и как он, духовно углубить, интеллектуализировать его. Надо сказать, что это течение не следует отождествлять с тем, чем был для рока в 70-е годы "прогрессив-рок"; в "новой волне" - это экспериментаторы, создающие ориги-нальные, но экспериментальные и подчас весьма сложные для восприятия вещи. Ориентируясь на непосредственность и дух самовыражения, который вообще присущ "новой волне", они в то же время стремятся усложнить и разгрузить свою музыку. Большое значение при этом придается различным синтезированным звучаниям и использованию всех достижений звукозаписывающей техники, которая в наше время обладает просто фантастическими возможностями. Интересно, что гитара, которая с момента зарождения всегда была главным инструментом для рока, играет при этом уже подчиненную роль, а иногда и не используется вообще. Как особо интересную, можно отметить музыку Руперта Хайна -представите ля нового уже поколения клавишников, который сам исполняет и записывает всю свою музыку, и творчество группы "Japan", в котором элементы национальной японской музыки сочетаются с необычным, оригинальным использованием электронных звучаний /диск "Tin Drum"/.
В заключении надо сказать о группе, которая, пожалуй, содержит в себе все лучшее, что дала року "новая волна". Это - нью-йоркская группа "Talking Heads". Она стала известна в 1977 году с появлением "новой волны", и с тех пор ее творчество становилось все интереснее, дойдя до уровня высокой художественной ценности. Этого удалось достичь благодаря непрерывным поискам новых методов выражения. Группа долго сотрудничала с известным экспериментатором Брайаном Эно, и этот союз оказался весьма плодотворным. Вначале "Talking Heads" играли обычный рок. Но и это уже благодаря необычной и крайне интересной манере исполнения, заслуживало большого внимания. Умелое использование различных электронных инструментов придавало музыке ирреальный, сказочный, чуть зловещий характер. В дальнейшем группа пошла еще дальше, используя для своих композиций ритмы африканской музыки. В результате удалось достичь по-разительного эффекта выражения. В сочетании с большим мастерством всех участников и странным, холодным звучанием это приводит к созданию красочной картины мира, реальной, но в то же время с высвеченными фантастическими связями, подчеркнутыми диссонансами. Музыка "Talking Heads", как, впрочем, и других лучших групп "новой волны" - это развитие рока в целом. И можно быть почти уверенным, что за одной "новой волной" появится другая, и не одна.
УрЛайт № 2 /1985г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым