НЕМНОГО О ДДТ И О РОК-МУЗЫКЕ ВООБЩЕ
Интересной особенностью нашего рока является ярко выраженная пространственно-временная несовмещенность. Я имею в виду не только расстояния, но и практически полное отсутствие каких-либо связей в форме концертов групп из других городов. Не выезжая из Москвы, узнать о том, что творится в Ленинграде можно только со слов - уже не говоря о Свердловске и пр. /Счастливцев, получающих оперативную и информацию, увы, единицы/. В связи с этим весьма непросто оценить нашу рок-музыку в целом.
Возьмем хотя бы пресловутый ленинградский фестиваль /мартовский смотр-конкурс/. Представим себе человека, абсолютного дилетанта, вообразившего, что итоги фестиваля что-то объективно отражают. Но если у него есть хоть капля вкуса, не будет ли он убит, услышав, что сейчас играет лауреат - группа "Кино"? Впрочем, я не ставлю своей задачей критику "Кино". Надо ли говорить только о плохом? Хочется призвать всех и каждого ликвидировать недостаток информации и как можно больше рассказывать о том, что считаешь интересным и хорошим.
Я хочу в первую очередь упомянуть ДДТ. Группа известна уже давно, правда, не в последнюю очередь благодаря своей громкой игре. Любовь к тяжелому року, по-видимому, будет вечной у наших фэнов, а значит, и любовь в ДДТ. Но серьезно говоря, у группы с самого начала было много не только тяжелых, но и умных вещей. Из ранних песен 1981-82 гг. достаточно упомянуть "Не стреляй", "Не пинайте дохлую собаку", "Свинья на радуге". В них Шевчук проявил себя не только как рок-музыкант, но и как автор великолепных текстов. Его слова никак не могут оставить тебя равнодушным.
Музыка ДДТ вначале - довольно-таки ортодоксальный хард, исполняемый на высоком уровне, но без претензий, и что особенно хорошо, без каких-либо заимствований у соответствующих западных групп. Но уже на LP 1983 года "Рок-сентябрь" можно заметить некоторые изменения в музыкальных вкусах группы. Там впервые проявилась новая волна - в удачной интерпретации реггей - "Башкирский мед". Остальные вещи в большинстве своем выдержаны в более или менее тяжелом духе. Причем создается впечатление, что тут еще есть какие-то попытки расширить и углубить /утяжелить?/ тяжелый рок, но особых результатов это не дает. Тяжелый рок неплох сам по себе, но стоит ли и дальше нещадно эксплуатировать его? Со времен "Лед Зеппелин" и "Дип Пёрпл" много воды утекло, и сейчас такая игра уже выглядит архаично. Трудно превзойти лучшие старые образцы хард-рока, возникает опасность повтора или самоповтора. Современный рок может развиваться по массе других направлений. Так стоит ли сознательно их ограничивать? По этой причине "Рок-сентябрь" выглядит относительно неудачным альбомом, хотя можно отметить "Не так уж плохо...", "Улететь, убежать, уползти".
Следующий альбом стал крупным шагом вперед. "Периферия"/1984/ поражает своим разнообразием и нетривиальностью. Это - образец хорошей новой волны. Музыкальный диапазон очень широк: от тяжелого мощного звучания /"Уфа"/ до акустики /"Счастливый билет"/. Есть и чисто нововолновые вещи: "Памятник", "Хипаны", заглавная композиция. Несмотря на такое разнообразие, альбом получился очень цельный. В какой-то степени из-за удачной чисто технической работы, но главным образом, конечно, из-за его автора. Шевчук показал еще одну свою неожиданную сильную сторону: играя разную музыку, он остается самим собой, это узнаешь сразу же. Музыкальное разнообразие еще более выявляет творческую индивидуальность. В нашем роке такого явления, пожалуй, еще не было. Если попытаться провести аналогию с западным роком, то следует упомянуть "Clash" и, конечно же, Дэвида Боуи. Пожалуй, только им удавалось, играя самую разную музыку, не разбрасываясь, ярче себя выразить.
... Увы, я впал в крайность. Увлекшись анализом музыкальной стороны, я совершенно позабыл о текстах. А они играют у Шевчука исключительно важную роль. Нельзя, однако, сказать, что решающую: все-таки их следует рассматривать вместе с музыкой. Музыка дополняет и усиливает слова. Альбом "Периферия" интересен еще и богатством разнообразных настроений, заложенных в песнях. Самоирония /"Вчера был праздник"/, веселье /"Хипаны"/ и, наконец, такие ядовитые, сатирические вещи, как "Памятник", "Периферия". Заглавная композиция удачно завершена частушками на современные темы. В Музыку удачно вплетаются скромные, но остроумные эффекты - кукареканье, шум трактора и пр.
Наконец, "Счастливый билет". Это, бесспорно, лучшая вещь альбома. То, о чем в ней поется - простая, неприкрашенная реальность /"Нас сомненья грызут, этой гадости всякий не рад..."/. От этой вещи остается впечатление какой-то личной причастности. Его еще более усиливает ненавязчивый акустический аккомпанемент и необычно сделанный задний вокал. "Счастливый билет", собственно, уже переходит границы рок-музыки, его можно рассматривать как более широкое явление. Не случайно эта вещь нравится даже людям, от рок-музыки весьма далеким. Я считаю, что "Счастливый билет" - лучшая песня 1984 года. За него огромное спасибо.
Такими примерно видятся Шевчук и ДДТ сегодня. Не за горами выход очередного LP. Как-то Шевчук немного говорил о себе, о своих вкусах. Конечно, старая любовь к Дж.Хендриксу и Ф.Заппе проявляется в его песнях, прежде всего, в серьезном отношении к року, стремлении сделать что-то по-настоящему ценное, а не внешне броское, но неглубокое. Народные песни тоже, конечно, повлияли. На LP "Периферия" упоминается Макаревич, и даже цитата из него есть - в "Памятнике" /"... о том, что куклы так похожи на людей..."/. Это не случайно, что вспомнили ветерана из "Машины". Макаревич в свое время явился первым нашим рок-музыкантом, который стал писать осмысленные, серьезные песни. К сожалению, долгое время он был одинок в этом, а сейчас уже и новые песни стали нужны.
Написать хорошую песню, видимо, трудно, но это начинание не пропало. Шевчук стал писать серьезные песни еще до того, как впервые услышал Макаревича, и все продолжает их писать... Теперь он стал для нашего рока тем, чем был в 70-е годы Макаревич. Разница между ними, впрочем, есть, и большая. Шевчук жестче, конкретнее. Он поет о реальности, не замалчивая и не приукрашивая её. В этом отношении ДДТ пошло дальше, чем МВ. Шевчук разрабатывает темы, о которых Макаревич часто лишь упоминал вскользь. "Счастливый билет", "Осень", "Наполним небо...", "Свинья на радуге", всего не перечислишь. Сейчас вообще время стало другое. Наша рок-музыка окрепла, стала сильнее и разнообразнее.
Это очень хорошо.
Ю.ШЕВЧУК -СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ -
Нас сомненья
грызут, этой пакости всякий не рад
И тоскливая тяжесть в груди
разбивает любовь.
А пока мы сидим и страдаем, скулим у
захлопнутых врат,
Нас колотит судьба чем попало, да в
глаз или в бровь...
Вот хитрейшие просто давно
положили на все,
Налепив быстро мягкий мирок на
привычных их телу костях -
Лишь смеются над нами, погрязшими в
глупых страстях,
Им давно наплевать на любое твое и
мое.
Я получил эту роль, мне выпал
счастливый билет
Вопрошаем отцов, но не легче от
стройных речей,
Не собрать и частичный ответ из
подержанных фраз.
Их тяжелая юность прошла вдалеке от
вещей -
Тех, которые так переполнили
доверху нас.
И когда нам так хочется громко и
долго кричать,
Вся огромная наша родня умоляет
молчать
И, частенько не веря уже в
одряхлевших богов,
Сыновья пропивают награды
примерных отцов.
В суете наступает совсем одинокая
ночь,
Лезут мысли о третьем конце, и уже
не до сна,
Но на следующий вечер приводим мы
ту, что не прочь,
И, тихонько сползая с постели,
отступает война.
Я получил эту роль, мне выпал
счастливый билет
Эфемерное счастье наполнило медом
эфир:
Славим радость большого труда,
непонятного смыслом своим,
Славим радость побед, по малейшему
поводу - пир,
И уж лучше не думать, что завтра
настанет за ним.
Безразличные грезы, прощаясь одна
за другой,
Улетают, навечно покинув еще одного.
Он лежит и гниет, что-то желтое льет
изо рта -
Это просто неизрасходованная слюна.
Сладость тело питала, но скоро
закончился срок,
Он подъехал незримо к черте, где все
рвется за миг,
И в застывших глазах, обращенных к
началам дорог,
Затвердел и остался навек
народившийся крик...
Я получил эту роль, мне выпал
счастливый билет
УрЛайт № 3 /1985г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым