Сomment. ЗВУКИ МУ.
Мне довелось услышать П. Мамонова и его группу в трех различных редакциях, но, увы, это только запутало ситуацию и мешает однозначно, по возможности объективно, дать оценку. Все же попытаюсь это сделать.
Наибольшим откровением для меня было то, что оказывается, даже музыку, идущую от самого сердца, можно с успехом исполнить в нескольких различных вариантах. Но ближе к делу. Существуют три способа познакомиться со Звуками Му:
а/ квартирный концерт Мамонова, б/ выступление Звуков Му в ДК им. Курчатова, имевшее место, в/ отдельные студийные вещи. Каждый способ создает облик группы Мамонова.
Начну с квартиры. В акустическом варианте Мамонов по-своему неплох. Особенно это становится заметно в небольших размерах комнате, где в полумраке на полу тесно усаживаются фэны Звуков Му. Такой концерт создает удивительный и приятный эффект камерности. Тут особенно заметен юмор и артистизм ПМ. Фэны смеются, не сводя глаз с доброго задумчивого лица своего кумира, подбадривают и вдохновляют его на удачную имитацию любовных воплей особо, в крутых вещах, типа "Люси". В общем, это замечательный сейшен. Можно два часа потащиться, сидя на полу и ни о чем не думая. При этом важно только не пытаться выискать смысла всего происходящего равно как и в текстах песен.
Менее благоприятное впечатление оставила несовершенная студийная запись ряда вещей с их 1-го альбома. В ной явно чего-то не хватает. Но об этом позже.
Лучше всего же оказалось выступление Зв. Му на сцене МРК. Собственно, те, кто не слышал этого выступления, во-первых, много потеряли, а во-вторых, вообще не имеют права говорить о Звуках Му. На сцене и в электричестве ПМ непередаваем. Он заряжает своей энергией и вас, и членов группы.Могучий, как любовный вопль муравьеда перед случкой, голос его соединяется с гипнотическим басом Л. и аккордами клавиш и томными вздохами саксофона. И вот, в результате, отличные хиты, такие как "Турист" или "Бутылка водки". Концерт в МРК показал всем, что в Москве появилась новая сильная команда.
Что же будет, если суммировать и вывести что-то общее? Звуки Му сильно обогатили московский рок. Интересная команда. Но если попробовать её рассмотреть пристально? Нет, этого не стоит делать. Что останется от группы, если применить к ней уже сложившиеся критерии? ПМ - это душа группы, её успех целиком покоится на его артистизме. Когда ПМ поет: "Не верь мне, если я краснею, когда на тебя залез, не верь, если я краснею -это просто диатез".
"Я так хочу, чтобы голая ходила ты, чтобы пьяная ходила ты" и т.д. У него это выходит очень искренне. Мы ему верим. Но если бы это спел Лещенко? Что бы мы думали? А если бы пел Макаревич? Макаревич был бы сейчас далеко. Подчеркиваю еще раз главное, не искать смысла. Его просто нет. Поэтому и не слушаются студийные записи, что на них не передалась замечательная энергия ПМ. А без нее Звуки Му - просто набор музыкального хлама и бессодержательных фраз.
Еще о музыке. ПМ недаром прослушал массу последних пластинок западного рока. Похвальный интерес к рок-музыке, но свое лицо найти важнее. Мне довелось говорить о западной музыке с некоторыми известными советскими рок-музыкантами. И вот один, например, сказал, что уважает только Хендрикса и Фрэнка Заппу. Другой заявил, что ничего не слушает вышедшего после 80 года. Тем не менее эти люди создали отличные группы и играют новую волну. А вот Вася Шумов охотится за последними альбомами за-падных рок-звезд. Но "Центр" все равно делает парашу.
Басист научился хорошо играть на басу. Но играет он все время в одном стиле, подражая все той же английской панк-группе. В таких вещах, как "Турист" это выглядит хорошо, но в целом эротическому духу Зв. Му совершенно не соответствует. Нет у группы и хорошей лидер-гитары. К сожалению, во всей Москве сейчас не хватает лидер-гитаристов. Шутка ли, в городе с 9-миллионным населением только 2 по-настоящему хороших лидера - занимающийся сейчас известно чем Ситковецкий и осевший в "Весе-лых картинках" Яншин.
В целом музыка у Звуков приятная, хотя и поражает необычными сочетаниями крутого позднепанковского баса и варьетешных клавиш, например. Вредит ей только некоторая однообразность аранжировок. Мне кажется, в отдельных вещах надо стремиться к большей камерности за счет акустики, введения флейты и т.д. Поучительным для Звуков Му мог бы оказаться пример другой московской группы "Крематорий". Звуки Му, пожалуй, первая настоящая /"Центр" считать не будем/ московская команда неоромантиков подобно тому, как "Футбол" был первой московской панк-группой. Правда, романтизм Зв. Му немного странен, но все же это именно романтизм. Пока неизвестно, насколько привьется это деревце романтизма на московской почве. Но уже сейчас Зв. Му могут составить конкуренцию своим северным предшественникам - ребятам Цоя из группы "Кино".
УрЛайт № 7 /1986г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым