Одесские страсти.
12-15 февраля в Одессе проходили дни молодежной музыки. Фактически, это отмечалась годовщина создания одесского рок-клуба. Каковы же результаты года работы клуба с точки зрения стороннего наблюдателя, следившего за событиями в Одессе с лета 1986 года?
Мы не будем громко кричать о "22-х группах!", входящих в состав молодежного объединения сравнительно небольшого города. Не будем повторять за местной газетой "Вечерняя Одесса" от 13.02. весьма нелестные, но справедливые оценки очень низкого художественно-исполнительского уровня большинства выступавших групп. Хотелось бы разобраться в другом. От посещения площадок, где проходили концерты фестиваля, осталось тягостное и грустное ощущение. Почему?
Десятки милиционеров, в расстегнутых ..., засунув руки в карманы, по-хозяйски покрикивают на публику, выводят из зала не понравившихся им ребят, в мешочки собирают аксессуары "металлистов".Они чувствуют себя полновластными господами и хозяевами на молодежном форуме. За четыре дня феcтиваля можно было пронаблюдать охлаждение публики, появление выражения страха и скуки в глазах ребят. Помимо угрюм-бурчеевщины забывшихся пред-ставителей органов милиции, есть и еще моменты, наводящие на грустные размышления. Непонятно почему и в Одесском рок-клубе, и в Московской рок-блеватории отчетливо проступает тенденция собрать больше и больше любых групп, чтобы потом гордо заявлять: "у нас зарегистрировано 85 групп", или "в состав клуба входит 22 группы". Но рок-группы - это не поголовье крупного рогатого скота: чем больше, тем лучше. Ведь всего несколько групп играют рок-музыку. Все остальные - модификации ВИА и свадебно-танц-площадочных ансамблей. В Одессе - это "Серпантин", "Престиж", "Фокус", "-273", "Скорая помощь" и другие.
А те проблески, которые можно увидеть в выступлениях групп "Бастион", "Кратер", "Монте-Кристо", старательно гасят. Группа "Бастион", например, отлично выступила в Москве по приглашению Гагаринского РК /кстати, в этом районе сейчас организован рок-клуб/.
За эту "провинность" ребятам очень крепко попало от дирекции ОМК /объединение молодежных клубов/, они долго были лишены возможности выступать, постоянно где-то оправдывались, объяснялись. Осложнению ситуации в Одессе немало способствовало более чем странное поведение Московской рок-блеватории в этом вопросе.
Интересно выступила группа "АПМ", но ее руководитель - профессиональный музыкант, настоящий энтузиаст рок-музыки К.Швуим с горечью говорит о трудностях, с которыми столкнулась группа/ объясняясь с дирекцией ОМК по поводу своей программы. И не "Бас-тион", не "АПМ", не чудесный рок-дуэт "МБ" поедет в Киев на показательные концерты, а ВИА-подобная группа "Игрушка" /в Киеве, мол, все начальство будет, там ничего "такого" нельзя показывать/. Правда, В.Марочкин из московской рок-блеватории опрометчиво наобещал вывезти в столицу "всех-всех-всех", но ведь все это "слова, слова, одни слова", как пел в 19 Борис Гребенщиков.
Кстати, о словах. Сколько сейчас говорится о молодежной культуре, о рок-культуре. А ведь неотъемлемой частью рок-культуры является одежда, прическа, лексика, стиль поведения. Все это может нравиться или не нравиться, но это объективная реальность, с которой нужно считаться. Откуда такое недоверие к молодым, та-кое постоянное грубое и бестактное вмешательство различных должностных лиц в мероприятие, громко названное днями "молодежной" музыки? Почему не разговор молодых на сцене с молодыми в зале, а грубое заламывание рук представителями власти. Ведь уже есть опыт общения и влияния на публику на мероприятиях рижского рок-клуба, когда сами музыканты объясняют зрителям специфику их взаимоотношений с администрацией зала и просят, бурно реагируя на музыку, не портить казенное имущество. Несколько "воспитательных" мер, предпринятых самими музыкантами /как-то: прекращение концерта после поломки одного стула, сделало рок-концерты в Риге такими, какими они и должны быть: шумными, горячими, но внутренне дисциплинированными. Чего, увы, нельзя сказать об одесских мероприятиях.
Администрация ОМК также показала себя не с лучшей стороны. Даже вел концерты три дня из четырех не представитель рок-клуба, а какой-то случайный человек, позволяющий себе некорректные организационные ляпсусы /что также отметила местная пресса/.
Руководство ОМК не производило впечатления людей, ратующих за развитие рока в Одессе. Вообще, сейчас бы пора как-то прекратить нездоровую тенденцию назначения на работу с молодежью людей, совершенно не готовых к такой работе, всего боящихся, не желающих рисковать своей так называемой "репутацией хороших работников", не умеющих идти в ногу со временем. И, главное, работая с рок-музыкантами, такие люди совершенно не понимают специфики общения с рокерами, вообще специфики рока.
Неоднократно высказывалось утверждение, что рок-музыка - это единство ритма, текста и имиджа. При выпадении одного из этих компонентов нарушается стилистическая фактура рока.
О каком имидже может идти речь, когда перед выступлением музыкантов тщательно осматривают и умывают за кулисами /как было с вокалистом группы "Волны гасят ветер", который попытался выйти из "металлической" колеи одесского саунда и создать образ нью-вэйвера, немного напоминающий ленинградскую группу "Алиса", но тем не менее интересный для города, где в фаворе хэви-металл. Естественно, после "обработки" за кулисами, на сцене получилось что-то аморфное и непонятное. Зачем и кому это нужно?
Зрители и музыканты рок-музыки должны существовать в едином ритме, в едином текстовом слое. И если ряды молодых людей в зале не встают, взявшись за руки, ритмично раскачиваясь и подпевая музыкантам, если они не скандируют название любимой группы - значит, что-то не так. Организаторы концертов в политехническом институте г.Одессы расстарались вовсю. Очень редко на сцене чувствовалась реакция и тепло зала. Больше было "филармонических" аплодисментов и испуганных пауз.
Неприятно поразило и запрещение фотографировать, и засвечивание кинопленок любительских камер. Последний раз мы сталкивались с такими глупыми и неуместными запретами в конце 1985 - начале 1986г. на мероприятиях московской рок-лаборатории.
Короче говоря, пробыв 4 дня в "пыльной" Одессе, мы как бы вернулись в прошлое, не очень приятное рок-прошлое Москвы и Ленинграда. Зачем же повторять ошибки и заблуждения, которые можно учесть и избежать? В музыке, в организации, в отношениях.
УрЛайт № 16 /1987г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым