В ВАШУ АНТИБИБЛИОТЕКУ
Министерство
культуры СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
О
ПРОВЕДЕНИИ ВТОРОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ
АТТЕСТАЦИИ
САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ЭСТРАДНЫХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ
КОЛЛЕКТИВОВ, ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ
АНСАМБЛЕЙ
/Инструктивно-методическое письмо/
Москва 1986
Вторая аттестация любительских эстрадных музыкальных коллективов будет проводиться в целях дальнейшего упорядочения практики организации и деятельности любительских эстрадных музыкальных коллективов, повышения их роли в идейно-эстетическом и нравственном воспитании советских людей, особенно молодежи. Аттестация будет проводиться в установленном порядке повсеместно в 1987 году, в соответствии с инструкцией "О порядке проведения общественной аттестации коллективов самодеятельных эстрадно-музыкальных, вокально-инструментальных ансамблей, дискотек, других эстрадно-музыкальных коллективов", утвержденной Ми-нистерством культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и действующей с августа 1984 года.
Период проведения аттестации совпадает с мероприятиями П Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В связи с этим признано целесообразным провести аттестацию в первом квартале 1987 года, совместив ее со смотрами-конкурсами самодеятельных эстрадных музыкальных коллективов, которые будут проводиться в трудовых коллективах, учебных заведениях, районах, городах, воинских подразделениях, - в соответствии с графиком Всесоюзного фестиваля.
Таким образом, жюри смотров-конкурсов выполняет и задачи аттестационных комиссий.
Помимо организационных особенностей второй аттестации, при ее проведении следует учесть опыт аттестации 1984 года.
Основными, важнейшими результатами первой аттестации любительских эстрадных музыкальных коллективов стали упорядочение концертной деятельности эстрадных ансамблей, паспортизация и учет коллективов, значительное сокращение фактов проникновения на сцену незрелых в идейном и художественном отношении прог-рамм, произведений, несущих отпечаток мировоззренческой всеядности, эстетической серости - то есть аттестация выполнила контролирующую и организующую функции, которые следует закрепить.
В то же время общий уровень любительских эстрадных музыкальных ансамблей, их творческий потенциал, идейная и художественная состоятельность, жанрово-стилевой диапазон развиваются мед-ленно - сказывается недостаточность конструктивных мер методического, организационного и творческого порядка.
В ряде территорий органы культуры, советы профсоюзов пошли по "линии наименьшего сопротивления", расформировав многие ансамбли, не получившие в результате аттестации права выступления на сцене. Таким образом, большое количество молодежи было "отлучено" от клубных учреждений, ушло из под их влияния, а многие группы продолжили свою деятельность в нерегламентированных бытовых условиях, пополняя частные "коллекции" магнитофонными записями своих программ.
Недостатки первой аттестации особенно отчетливо проявляются при сопоставлении с направлениями и задачами идеологической и культурно-воспитательной работы, сформулированными в материалах ХХУП съезда КПСС, с конкретными мерами перестройки клубного дела, определенными в постановлении ЦК КПСС "О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений".
Понимая главное направление культурной политики партии как все более полное удовлетворение духовных запросов людей, выявление способностей, обеспечение необходимых возможностей для самодеятельного художественного творчества народа, а главную стратегию политической системы нашего общества как развитие инициативы, самодеятельности широких масс, следует абсолютно отказаться от администрирования, бюрократизма и формального подхода к проведению аттестации популярных в молодежной среде эстрадных музыкальных коллективов.
В целях повышения эффективности аттестации любительских эстрадных музыкальных ансамблей, дальнейшего роста идейно-художественного уровня коллективов, их программ, широкого привлечения молодежи к проведению досуга в клубных учреждениях предлагается решить следующие вопросы:
- повысить компетентность аттестационных комиссий путем обязательного и преобладающего привлечения в них, помимо представителей заинтересованных ведомств, специалистов учебных заведений культуры и искусства, творческих союзов и обществ, руководителей профессиональных и ведущих самодеятельных эстрадных музыкальных коллективов;
- при оценке представленных на аттестацию /смотры-конкурсы/ программ любительских эстрадных ансамблей и при оказании консультационной помощи их руководителям в формировании репертуара способствовать широкому отражению в программах патриотической тематики, соответствующей задачам П Всесоюзного Фестиваля;
- проводить аттестацию гласно, открыто, в основном при зрительской аудитории, в трудовых коллективах, широко используя такие демократические формы, как опрос и учет мнения зрителей /возможно зрительское жюри/ при подведении итогов;
- широко рекламировать сроки и условия аттестации, предоставляя возможность для участия в ней самодеятельным ансамблям и группам различных музыкальных направлений, в том числе любительским эстрадным музыкальным группам, функционирующим вне каких-либо учреждений: организовать работу специальных подкомиссий для просмотра и решения о допуске таких групп к общей аттестации;
- для коллективов, не получивших права на публичные выступления, аттестационные комиссии должны не только установить срок последующего просмотра программ, но и дать конкретные профессиональные рекомендации руководителям и представителям соответствующих методических служб, клубных учреждений по совершенствованию идейно-художественного уровня программ, повышению исполнительского мастерства;
- органам и учреждениям культуры необходимо создать условия для занятий коллективов, не получивших права на публичные выступления, и для других молодежных групп, изъявляющих желание заниматься в клубных учреждениях, используя такие формы люби- тельских объединений, как клубы любителей эстрадной музыки, творческие мастерские, лаборатории и другие;
- собеседования, проводимые в рамках аттестации с руководителями эстрадных музыкальных коллективов, должны не только служить выявлению уровня их политических, профессиональных, методических знаний и умений, но и стать основой целенаправленной работы органов и учреждений культуры по осуществлению действен-ной системы повышения квалификации руководителей коллективов на период между аттестациями;
- информационно-аналитические материалы по итогам работы аттестационных комиссий: копии паспортов коллективов, протоколов заседаний, решений, собеседований с руководителями, мнения по отдельным коллективам и общие выводы - необходимо направлять в областные /краевые/ и республиканские междуведомственные советы по эстрадной музыке для разработки скоординированных перспективных планов работы всех заинтересованных ведомств и общественности по дальнейшему совершенствованию самодеятельной эстрады.
Действенность, эффективность аттестации любительских эстрадных музыкальных коллективов будет обеспечена не только и не столько собственно аттестацией и контролем за выполнением решений аттестационных комиссий, сколько повседневной целенаправленной работой органов, учреждений культуры, методических служб и творческого актива в период между аттестациями.
Осуществление системы дифференцированного, постепенного повышения квалификации кадров руководителей самодеятельных эстрадных музыкальных коллективов; постоянно действующие при РДК, ДМШ, высших и средних музыкальных учебных заведениях, отделениях Союзов композиторов, Союзов писателей, музыкальных обществ консультационные пункты для руководителей любительских коллективов; творческие лаборатории самодеятельных авторов, клубы любителей эстрадной музыки, в том числе дискуссионные, джазовые, рок-клубы и другие; новые формы пропаганды и внедрения лучших эстрадных песенных и инструментальных произведений советских композиторов в репертуарную практику самодеятельной эстрады - вот та последовательная работа культурно-просветительных учреждений, которая может и должна конструктивно повлиять на повышение идейно-художественного уровня любительских эстрадных музыкальных коллективов. Следует подчеркнуть, что аттестация не самоцель, а только составная часть этой работы.
В рамках перестройки всей клубной работы в духе требований партии необходимы и новые, более действенные формы организационно-методического руководства художественной самодеятельностью, в том числе самодеятельной музыкальной эстрадой.
Одной из таких форм являются целевые комплексные программы интенсификации организационно-методической деятельности культ-просветучреждений по дальнейшему развитию различных видов художественной самодеятельности, в том числе эстрадных музыкальных коллективов, разработанные Всесоюзным научно-методическим центром совместно с рядом методических учреждений и направленные на места.
Материал подготовили: | Н.В.Сапрыкина В.И.Горлинский |
Ответственный за выпуск | Е.И.Илюшин |
Редактор | М.Г.Казакевич |
Корректор | М.Г.Казакевич |
№ А 11535
Подписано в печать 21.10.86г.
Объем 0,3 уч.-изд.л.
Тираж 250 экз. Бесплатно
0,3 а.л. Зак. 1685 Тип. Мин-ва культуры
СССР
(с) Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры СССР, 1986 г.
УрЛайт № 16 /1987г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым