РОК-ХРОНИКА
23.01 ДК МЭИ. Фестиваль "МОЛОДЫЕ ЗВЕЗДЫ МОСКВЫ"
АЛЬЯНС/ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ/МИФЫ/ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ/НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС
Прежде всего - фестиваль проводился под чутким руководством МГК ВЛКСМ, газеты для московских комсомольцев и прочая. Нормальному безбилетному рок-фэну проникнуть туда было почти невозможно. Корреспонденту удалось пролезть лишь благодаря чуду и рок-мафии.
В кафе-буфете смотрели по видео подольские ролики.
Первым выступал "Альянс", маскировавший свою попсовость утяжеленным электронным звучанием. журавлевским вокалом и барабанными очередями. Называлось все это "неоромантик/ой!/". Но последняя "На заре" высветила их кружевное белье настолько грубо и зримо, что говорить о расцвете неоромантики было все равно, что хвалить Новое платье короля. Уже само слово "альянс" напрашивается на две ассоциации - перевод его означает "союз" /совковость налицо/, а во-вторых, оно является составной частью слова "мезальянс" или, говоря по-русски, "промашка вышла..." Ну да Бог с ними, для упражнений в остроумии можно отыскать что-нибудь посерьезнее.
К группе "ВК" автор не может относиться беспристрастно, потому что одноименный детский журнал - его любимый. Ёрники-майоры, пристально вглядывающиеся в нее, в мать нашу низовую культуру, заслуживают уважения хотя бы за неханжескую позицию.
В конце концов, кто из нас в далекой юности не пел "Солнечный круг", а потом "Шизгару"? И если с достаточно тонкой иронией дается модель всех "этапов большого пути" нашего мозга по музыке, да и не только по ней, то это очень по кайфу.
"Мифы" - легенда, да к тому же еще живая, и общем-то все легенды однообразны и примитивны в своей иносказательности, и рок-легенды, в том числе живые, тоже. "Мифы" лабали довольно простую, да к тому же морально устаревшую еще во времена Царя Гороха /Леонида Ильича/ поп-музыку, но сквозь эту амебную аморфность проглядывало лицо старого рокера того периода "бобов и героев", когда один только вид человека с гитарой вызывал у публики восторг. Все-таки они милые старички, и не стоит судить их слишком строго.
О "Вежливом Отказе": в солянке абсолютно не смотрятся, тем более с такими далекими от них по стилю и направлению командами. ВО надо смаковать отдельно, без каких-либо дополнений. Публика по инерции хлопала, но для них, привыкших к освистыванию, и эта сдержанность стала теплым приемом. Делались прелестные вещи: "Завертелись бы планеты". "Эй, кузнец" и др. Отпахав не более, получаса, "Отказ" скромно удалился.
Потом "я сижу и слушаю блюз" группы "Алиби". Несмотря на пролетарский имидж Сергея Попова они, как мне кажется, олицетворяют собой этаких честных бородатых дубненских физиков, которые в наш век больших скоростей, ускорений и перестроек немно-го отстали, оказались в зоне "красного" допплеровского смещения, но, не смутившись этим, решили продолжить петь обо всем, что заело и продолжает, до сих пор ест/ь/. Можно вспомнить БГ: "...десять лет учат роли...", но на роли это не очень похоже, вроде и вправду им больно.
На "Наутилусе", как водится, разномастный пипл заторчал, пошло стихийное массовое братание рок-фанов и комсомольцев. Все как обычно.
31.01. Химки. ДК "Родина" АУКЦИОН/АВИА
Концерт шел в два сеанса: 17.00 и 20.00. "Аукцион" по-прежнему блистал Гаркушей. оставаясь без продавшегося с молотка Рогожина. Основная масса московских рок-фанов, не видевшая "Аукцион" с осени, с удовольствием отметила, что уровень его шоу не упал, во всяком случае, не упал заметно. Началась все с каких-то сугубо азиатских мотивов, наигрываемых на сугубо восточном электрифицированном инструменте. Потом постепенно начала разворачиваться вся церемония аукциона имиджей с хитрым подтекстом /за что купили, за то, мол, и продаем/. Практически все вещи были старые, изменения были лишь в некоторой корректировке сценического действия. Выглядели они, правда, по сравнению со своими возможностями несколько виновато, может быть, просто устали после первого концерта. Но когда шоумен, изображавший какую-то нэпманшу, остался после стриптиза в плавках и ринулся по зрительному залу - это было круто! Он по креслам, по спинам, по головам лез прямо к пульту, а публика бурно выражала глубокое одобрение. Правда, этим шоумен нанес некоторый /не только моральный/ ущерб организаторам сэйшена, потому что кто-то предупредил их после первого концерта, что таких выходок, как пляска с раздеванием на рояле, повториться не должно, а то... "Аукционщики" сказали, что этот вопрос они обсудили и приняли по нему решение, в со-ответствии с которым и собираются действовать /хороша формулировочка!/. И своими бесшабашными действиями осложнили жизнь и деятельность хорошим людям /организаторам/. Но, в конце концов, анархия - мать или не мать порядка?
Началось выступление анти-ВИА. АВИАторы особо не взлетали, катились по надежным, давно уложенным рельсам. На хите "Я не люблю тебя" поднялась такая волна восторгов, что грешным делом подумалось: "А не импотенты ли собрались в зале?". Но оставим решать этот вопрос редакции журнала "Зомби", благо там секс-вопросами занимаются не первый год. В общем-то, страшный образ сурового мужчины в строгом сером костюме близок и понятен каждому советскому человеку, и когда публика по его приказу подхватывала: "Уря-а!", то "каждый думал о чем-то своем". Но хотелось бы, чтобы все это было по-другому, покруче, а то ведь так и до прокрустова ложа гласности можно дойти.
Варьете из шести женщин в черных юбках и узких черных галстуках - здорово, но мало. Все же нет соответствия древнему изречению: КАКОЕ ВРЕМЯ, ТАКИЕ И ИГРЫ - СТРАННЫЕ. Попытка раэобраться во всем этом - ниже...
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С ОЛЕГОМ ГАРКУШЕЙ
Вопрос. Кто оказывал влияние на вас, на ваше творчество?
Ответ. Мы слушали, конечно, много всего, как, впрочем, и любой человек нашего поколения, нашего круга, но когда стали играть, старались сказать что-то свое.
В. Сейчас главным в творчестве группа является шоу. Не будете ли вы делать новую программу с более сложной музыкой и текстами?
О. Дело в том, что это - наша четвертая программа. Вторую и третью мы делали, усложняя музыку и тексты, но это как-то не нашло отклика...
В. Недавно вы снялись в документальном Фильме "РОК". Фильм вышел не очень глубоким по мысли, к сожалению...
О. Разумеется, его же снимали чужие а рок-культуре люди. Но, несмотря на слабости. все эти фильмы помогают изменить обшественное мнение в пользу рокеров. Ведь даже после "Взломщка" нам стало намного легче жить.
В. А как в обыденной жизни ваши взаимоотношения с людьми, с близкими? Это к тому, что вы в таком прикиде не только на сцену выходите; и жене вашей по этому поводу говорили, что связалась, мол, с подонком...
О. Ну, как у всех наверное... И жена, если б считала меня подонком, ушла бы. Все нор-мально, в общем...
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С НИКОЛАЕМ ГУСЕВЫМ
В. Николай, в какой мере можно говорить о преемственности между "Авиа" и "Странными Играми"?
О. Хмм... Примерно в той же мере, в какой можно говорить о преемственности между нами, нашим состоянием раньше и теперь. Тогда еще с нами были братья Сологубы...
В. Конечно, но существует мнение, что стеб СИ был гораздо более элегантным, чем бьющий в упор сарказм "Авиа".
О. А почему так сразу и стеб? То часть, конечно, элементы есть, но как часть самовыражения. Мы просто играем, "несем радость людям..." А в том, что эта радость стала иной, более конкретной, я не вижу ничего плохого. Я надеюсь, что в этом ракурсе /сатирическом, так сказать/ у нас получились более точные, более острые вещи.
В. Социально направленные, как это принято называть?
О. Ну хотя бы так.
В. А если взять ваше творчество чисто музыкально, то что вы сейчас играете? В СИ слышалось ска...
О. Сейчас - нет, сейчас мы играем "попс". Да, хороший такой "попc". Мало групп, которые могут делать это качественно, квалифицированно. В Москве, в частности, есть "Бригада С", "Манго-манго", они в какой-то степени близки нам.
В. А в Питере, что вам нравится? В некоторых кругах, например, ругать БГ стало признаком хорошего тона...
О. На мой взгляд, у БГ все-таки изначально панк, и, оторвавшись от корней, он ослабил себя. Но ругать его, разумеется, не стоит, как и других "китов", ведь без них что было бы? А теперь очень нравится Юра Шевчук. Можно, конечно, поэстетствовать, придраться к отдельным местам, но сам по себе он тянет дай боже. И вообще в нынешней расстановке сил в рок-мире он занимает особое место.
В. Вы принимали участие в "Рок-панораме", которая обернулась каким-то хилым смотром-конкурсом второсортной филармонии из-за того, что не участвовал ряд крутых групп.
О. Да, примерно так оно и вышло. Не многие группы не выступали из-за того, что организация этого мероприятия была из рук вон плохой, то есть не было гарантий, оплатят проезд или нет... В этом отношении мы были более свободны - мы на хозрасчете, и возникают чисто экономические преимущества. Поехали и выступили, вроде удачно...
13.02. Химки. ДК "Родина" НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС/ТЕЛЕВИЗОР
После ряда концертов в Лужниках в жуткой смеси с прочими призерами "Звуковой дорожки" "Наутилус" вновь появился пред светлые очи родной феновской публики. Приехало какое-то англоязычное телевидение, долго приноравливалось снимать /из-за чего все началось на час позднее/, потом снимало, в тексты не въезжало из-за языкового барьера, но в конце очень заторчало от единственных родных и знакомых слов "Гуд бай, Америка". Остальное - как обычно.
Представляя ТЕЛЕВИЗОР, Илья Смирнов упомянул, что выступлению предшествовала какая-то странная история в рок-административных кругах. Вроде как ТВру кем-то /их было три-четыре.../ было запрещено появляться на сцене. Во всяком случае, редакция располагает информацией о том, что еще за два часа до начала концерта судьба его была под угрозой.
Борзыкинские агитки, "несмотря на поэтическое улюлюканье", трудно назвать "поэзией самой высокой квалификации", но душу отвести на них ой как как приятно! "Неформальная" публика приняла его теплее НП. В зале было душно, пот с Борзыкина лил в три ручья, "но в то же время как-то свежо"было в зале! Жаль, поджимало время, и все спеть не удалось...
21.02 - ДК МЭИ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ/АВТОР/ЧАЙ-Ф
За день до того в том же зале - АЛИБИ и НАУТИЛУС. Все было в том же ключе, что и прежде, единственное - последняя вещь НАУ. Бутусов в сопровождении гитары с небольшими вкраплениями "Ямахи" спел песню "Бриллиантовые дороги", посвятив ее памяти Саши Башлачева.
А с утра в воскресенье были две каких-то слабеньких ерунды и ЧАЙ-Ф. Свердловчане - полный восторг. Сошедшие словно с экрана, персонажи из детектива, об одесской шпане 20-х годов, они давали что-то вроде народного панка, традицию житейского чудачества с элементами стеба. Диссонансом прозвучали лишь две последние вещи, где Володя Шахрин попытался без, дураков сказать о всей мерзости. Что ж, это редко кому удается...
Вечером должен был быть сейшн ЧАЙ-Ф/ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ, но из-за конфликта с НеКим известным менеджером... не состоялся. Кто виноват? Пусть об этом судит история, но тех, кто из-за этого не увидел ЧАЙ-Ф, мне искренне жаль...
27 -28.02. ДК им. Горбунова. "Фестиваль надежд"
"Надежды"оставили нелегкое впечатление. В первый, "металлический" день из пяти
команд можно было слушать только бибиревское трио ЭСТ /"Электро-Судорожная Терапия"/, отличившееся на общем утомительном фоне предельной раскрепощенностью сценических прыжков. Свежо /хотя не очень отчетливо/ звучали и тексты, кое-где не-
ожиданно для металла отдававшие Свиньей. Остальные четыре коллектива именовались: ДИВ /не путать с ростовским Днем и Вечером/, ДЕТОНАТОР, АЗИМУТ и АДАПТЕР.
Второй, "неметаллический" день, разбитый на два концерта, вылился в утомительный праздник недоучившихся паталоганов.
АНТРАКТ, назвавшийся симфо-роком, вывел на сцену 13 человек, из них 4 телки играли на смычковых. Все с мрачными лицами сидели на стульях. и что-то сосредоточенно выводили, лишь два гитариста вяло шлялись вдоль рампы. Все вместе сильно напоминало безжалостную пародию на пепловский "Концерт для группы с оркестром".
УДАFF тотально переродился из былой веселой банды в сонную волну. Сонливость усиливали отсутствие гитары и скованная саксофонистка, вбитая, как осиновый кол, между некогда резвыми старожилами группы Валерой /вокал/ и Гошей /бас/. Общую дрему слегка развеивали три девицы в колготках, создававшие на переднем плане сложные пластические композиции с налетом авангардной эротики.
НЕБО & ЗЕМЛЯ экс-ДДТэшника Вовы Сигачева с экс-рыженковско-футбольным Шороховым на басу представляло немногие светлые пятна фестиваля, несмотря на слабоватый вовин вокал. Это была, пожалуй, единственная команда мероприятия /не считая разве ЭСТ/, которая нормально держалась на сцене. Концертный саунд Сигачева намного превосходил записанный им в прошлом году дебютный альбом, а хит "Мой дедушка - панк" с медленно-плясовыми русскими гитарными риффами убрал на фестивале все и вся, включая ортодоксально-рок-н-рольный хвост сигачевской программы. Другой хит - "Пятиконечный крест" лаборатория Вове исполнять запретила строго-настрого.
ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ деградировала даже в сравнении с тем, что было раньше. Солист ансамбля Серж Ломакин походил на очень усохшего и забитого до мелкой истерики Юру Орлова в уменьшенных же черненьких очечках, что провоцировало крики "Встреча с Николаем Коперником", "Домой" и т.п. Между криками зал судорожно зевал - до вывиха челюстных суставов.
От нового волнистого детища эстета Димы Лаптева под названием ДИАНА остались в памяти кошмарная несценичность музыкантов и рифма "Тюмень - Пном-пень".
Прихиппованная ЗАДОРИНКА, успевшая прописаться в "МК", делала когда-то в виде трио сносный "Гран Фанк". Увеличение состава привело к тому, что исполнители торчали на сцене где попало - как козлы на лугу. Завершавшая программу группы песня памяти Башлачева отталкивала ВИА-шными интонациями и раз восемсот кряду пропетой фразой "Город Ленинград на заре, уу".
Открывший вечерний концерт ЛУННЫЙ ПЬЕРО массой технических изысков не по делу вызвал в памяти ранний НЮАНС. Запомнился назойливый, как слепень, гитарист с пламенеющей штаниной.
АРТ-КОНЦЕРТ бывшего коперникианца Игоря Леня усугубил растущее ощущение зверинца настоящим живым карликом, который подпрыгивал под сытое ржание зала /совершенно неадекватное несущимся из колонок джапанизмам/ и лупил в какие-то тантамы. Музыка оставалась в рамках инструментала.
Группа ТУПЫЕ, объявленная как "мусульманский джаз", довела паталоганство до апофеоза и поэтому оказалась сравнительно занятна. Солист Дима Голубев косил под арабского панка, был выбрит и имел конский хвост, росший откуда-то изо лба, а также одет в черную фату и черные же трусы. В шоу группы участвовала скандально известная своими рекламными до бесстыдства статьями там-сям о кинофильме "Асса" мажорка Дуня Смирнова. Она резво оборачивалась то нэпманшей, то негритоской, а ее удлинненые голые ноги предполагали декадентски-половой магнетизм. Шоу также украшали какой-то неуклюжий гермафродит и пара возрастных мужиков /один - подобострастный, с некрасовской бородкой, другой в имидже лукавой старухи/, сигавших по сцене под текст:
А наши русские амбалы –
Эх, да как замочат европейцев,
И грянет страшный русский ренессанс!
Музыка ансамбля представляла собой какой-то вымороченньй панк с симпатичным гитарным тембром. Творческий уровень держался в пределах допившихся до мерзких видений уездных циркачей.
ДЕД МОРОЗ запомнился ухарским кривлянием и неожиданной леммой "А все таксисты - токсикоманы!"
Зеленоградское М-ДЕПО /производное от одноименного сокращенного нейролептика/ звучало человеческой нотой в хоре моральных уродов, но пугливость солистки Инны Желанной смазала общее светлое впечатление.
Зеленоградское же РАЗБУДИ МЕНЯ В ПОЛНОЧЬ утомило унылыми блюзами с аквариумистскими текстами.
Наконец, завершившая фестиваль группа ПИЖОН И КОМПАНИЯ представляла собой зеркальную копию БРИГАДЫ С, только солист походил скорее на пьяного комсомольца.
Автор заметки понимает, что она похожа на политическое завещание Ленина и на характеристику, данную Собакевичем лучшим людям города N, но сделать с собой ничего не может.
5.03. ДК МГУ /ул. Герцена. 1/ КАЛИЙ/ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ/БОМЖ
Омрачающая небосклон андеграунда Комета продолжает свои черные дела. Подольский постпанк КАЛИЙ смахивает сразу на очень много. Вокал - ВИА, две девочки из шоу - на недоделанную КОСМЕТИКУ, шоумен в треухе - просто на ублюдка, ни к селу, ни к городу, шатаюшегося по сцене. Муэыканты, правда, не очень плохие, но говорить о каком-либо постпанке не приходится. Запомнилась веселая песенка: "Проститутке Кате холодно зимой, проститутку Катю взяли мы домой..." с рвущим душу припевом "Пррроститу-у-тка Катя!", который с энтузиазмом подхватывала вся команда.
Комета села за пульт... ИНСТРУКЦИЯ в связи с этим утопла совсем, так как не выстроилось даже плоского жестяного саунла, необходимого для панк-рока, поэтому интересная /по слухам/ команда до сердец москви-чей не дошла. Да еще не все пресекли стебовость прикидов "а-ля комсомольский босс".
Правда, можно поставить Н.К. в заслугу - вывоз БОМЖа. Новосибирские мрачнюги нагнали столько жути, что даже московская панкота, которой все равно, что слушать, лишь бы поорать, приутихла. Воодушевленный Джоник скакал по сцене в течение почти двух часов, пока не стали раздаваться вопли: "Сколько же можно!!!".
Еще одна ее заслуга - вывоз на то же мероприятие фильма "РОК" из-под носа самого Ю.Филинова. Комета, отрекомендовавшись старой партийной кличкой "Наталья Марьина", сделала это элегантно. Думается, что если б автор "Барбароссы" узнал н а с т о я щ у ю фамилию журналистки, с которой вел переговоры, к нему вмиг бы пришел наш старый друг Кондратий. Фильм-то чешуевый, но операция проведена красиво!
Панк-безобразие в центре Москвы, в пятистах метрах от Кремлевской, стены!. Силы небесные, утихомирьте Комету!
6 марта. ЗЕЛЕНОГРАД. КЛИНИКА/ПМК ОНИ/ЭСТ/ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ.
Этот сейшен был фактически посвящен реабилитации ИпВ, коя и имела место на всю катушку. Вождь тюменских панков Рома Неумоев сразил местную публику своим сильнейшим энергетическим аарядом и текстами типа "СОЮЗ происходит от слова БОЮСЬ". Крайне приятен был и уместно-симпатично попиливающий в русском ключе гитарист - с добрым пузом и в тельнике. Увы, ИНСТРУКЦИЮ здесь накрыла очень локальная аудитория - большинство же московских рок-фэнов составило о ней превратное представление по концерту в ДК МГУ. В Зелёном же с ИпВ кое-как конкурировал лишь ЭСТ (около двадцати прометаллически настроенных субъектов бесились от счастья - кстати, стандартная ситуация на ЭСТ сейшенах). Аборигены же совсем не проканали (подробнее о зеленоградском роке см. "Зомби" № 11 - "Секретный город").
6 марта. ДК им. Горбунова. НОЧЬ/НЮАНС/НОЛЬ/ИГРЫ
Химкинский молодежный культурный центр (МКЦ), продолжая свою деятельность по организации самых крутых концертов, провел в Горбушке 4 московско-ленинградских сейшена в два дня. Участвовали, разумеется, только группы-корифеи (другими МКЦ пока брезгует - не считая их крайне субъективное протеже - невразумительный псевдопанк НОЧЬ).
О НЮАНСЕ мое мнение расходится с мнением отдельных членов редакции. На мой взгляд, его музыка - результат механического усложнения, рассудочных потуг сделать что-нибудь "не-попсовое". "Авангард на коленях".
После него вышел НОЛЬ и начал с "наивно-восторженной от скромных радостей жизни" песни "Болты". Задиристо кричащий в микрофон большеротый дядя Федор был похож на лягушонка с баяном, провоцирующего ответный квак публики. Крутые образы типа гомосексуалистов, гоняющихся по всему парадному за юрким фединым лирическим героем или доктора Хайдера в качестве Робина Бобина плюс ко всему этому дразнящийся баян-пересмешник, да еще плюс долговязый бас, почти ко всему, вплоть до "танца с саблями" находящий квазирок-н-ролльный рисунок - все выглядело очень свежо. "Лягушонок" Федя потенциально очень хороший. возмутитель спокойствия в своем болоте, но, к сожалению, его выступление в мощный хэппенинг не переросло. За что ценю его - ни тебе дзена с философичностью (больше смахивающее на позерcтво мудрствования), ни лиричности, похожей на нарциссизм, ни рваных рубашек на груди от "злободневной" социаль(истич)ности.
После всего этого нас уже поджидали на перекрестке ИГРЫ. Незаигранные ИГРЫ играли играючи, но игру проиграли (и т.д.) со страшным счетом. Даже хиты времен СИ, звучавшие (несмотря на режущее ухо в некоторых местах отсутствие сакса и клавиш) очень сильно, на "презренную толпу" не подействовали. Выглядели они - как иностранцы, какими их представляют деревенские бабушки, да и атмосферу нагнетали своим мрачным юмором странную, беспроглядно темную и таинственную, которую не развеивали даже образы встающих над городом солнцеподобных идолов. В тяготеющей к неоконформизму футуристического толка (сбросить Лермонтова с парохода...) вещи "Москва, как много в этом звуке..." довольно к месту вылилась справедливая желчь на наших неврубных сограждан.
7 марта. ДК им. Горбунова. ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ/ВЕСЕЛЫЕ КАР-ТИНКИ/ЗООПАРК
В наш исторически переломный момент, когда весь советский пипл начинает торчать в свете гласности под рок-н-ролл, ОТКАЗ со своими джазовыми заморочками остается непобежденной территорией "непонятного для масс искусства". Даже относительно простую вещь "Летаргический сон" ("Статуи отцов...") эти самые массы воспринимать отказались, причем невежливо. Разозленный Рома ругал их урлой и др. нехорошими словами.
КАРТИНКИ - как о выставки, с новой программой. Замечательная "Коричневая пуговка", разухабисто-блатные и вместе с тем лиричные "Люберцы родные" и др. неплохие вещи стали "гвоздями", на которых держатся КАРТИНКИ в своей последней ипостаси. Единственный недостаток, если можно так сказать, - это то, что новая программа закономерно вытекает из предыдущей: раньше чуть ли не каждый альбом ДыК, елы палы, заставлял гадать об авторстве, а теперь то, что это - В К, прослушав запись, поймет любой урел.
ЗООПАРК пошел на сплошная "ура" (ожидаемая вторая питерская победа), драйв был отличный, оттягивались кто как мог, но при всем уважении к Майку приходится констатировать, что уровню последних требований он соответствует с большим трудом.
9 марта. ДК МГУ. Фестиваль местных групп плюс незапланированные гости
Боевая группа воинствующих анархистов ЗАПИСКИ БАКУНИНА вылезла на сцену совершенно осатаневшая от сознания, что вот наконец-то, они дорвались до оной. Сразу вспомнились и "детская болезнь левизны, и классовая борьба, и прочие анархизмы-анахронизмы-анахренизмы. Саунд был абсолютно безобразным, ни зрителю музыкантов, ни музыканты себя почти не слышали, но чисто визуально все выглядело очень энергично. По обрывкам звука, изредка вырывающимся из динамиков и мониторов, можно было понять, что играются блюзы и рок-н-роллы. После того, как гитарист запустил в какого-то тамошнего секретаря парткома очищенным апельсином, группе обрубили звук.
Аналогично поступили с уже знакомой нам тюменской группой ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ после того, как они с порога заявили о том, как трудно выжить в существующих условиях.
Нудные университетские группы после этих бандитских вылазок были абсолютно невыносимы.
12 марта. ДК МЭИ. М-ДЕПО/ЭСТ/ЗООПАРК
В МЭИ, как всегда, было шумно, людно, тесно и тусовочно. Главным достоинством М-ДЕПО (играющего занятную смесь рэггей с женским эмигрантским романсом), безусловно, является Инна Желанная - и это без скидок на пословицу "На безрыбье и рак - баба", т.е. у нее отличный вокал и без поправок на острую дефицитность поющих рокерш. Неплох соло-гитарист Бубякин, да и вся команда работала вроде бы грамотно, оставив приятное впечатление. Малька подпортил его лишь уход басиста С.Юрченко, имевший место в ночь перед концертом - и, соответственно, левизна заполнителя бреши, провоцирующая общую неуверенность коллектива. Поговаривают, что Желанная женственна, а у С.Юрченко (в миру - басист зеленоградской же ВОДЫ) - ревнивая жена.
ЭСТ, обозванный "панк-металлом", типично "металлюжные" гитарные риффы и трясение хайрами соединил на сей раз с весьма необычным для металла действом, когда шоумэны (читай: встречные-поперечные тусовщики) электро-судорожно сношали ЭСТетов. Впрочем, восторги по отношению к ним, мне кажется, преждевременны.
Старый конь борозды не портил, но, как говорится, "шла лошадь вдоль борозды, а мне до ....." В передвижном ЗООПАРКЕ, живущем показом одряхлевшего марковского рок-Пегаса, явно нуждаются в ветеринаре-геронтологе. Что случится, когда люди насытят желание посмотреть на взаправдашнего Майка, поющего свои взаправдашние хиты - как много-много лет назад? Одного его обаяния и зоопарковского драйва, боюсь, будет мало.
20 марта. ЗЕЛЕНОГРАД. КЛИНИКА/ХРОНОП/СРЕДНЕРУС.ВОЗВЫШЕННОСТЬ
Самое ценное, что было в зеленоградской КЛИНИКЕ - это крутая бакинг-вокалистка-шоумэнша Лубкина - эдакая роковая женщина "с прошлым", нечто вроде Кинчева другого пола. На этом, собственно, прелести КЛИНИКИ и заканчиваются.
ХРОНОП (Горький) понравился мне сейчас несколько меньше, чем в Подольске. На гастроли его, как выяснилось, сейчас зовут, и не в какой-то там Питер, а ДАЖЕ в Москву. Оттолкнула же меня некоторая романтичность, а также, сродни хипповскому стремление к чему-то светлому, взгляд на мир через призму несколько устарелых идеальностей, и, как следствие, манерность. Вот вещь "Я на стуле" - она естественна, а пресловутые "Мы - шланги", хоть и выдержаны в духе времени, но неестественность в них присутствует, порождая (для меня) скучноватость.
ВОЗВЫШЕННОСТЬ была, разумеется, на высоте. Ряд вещей, например, про таракана, шпионски ползущего к нашей границе под мелодию "Не думай о секундах свысока" (а знаете ли вы, что это - первый рэггей в истории советского искусства?), или про СПИД - орудие сексуальной контрреволюции - запади в душу моментально. Важный, увешанный медальками, как Брежнев, Свен Гундлах преисполненным достоинства а'lа кобзоновским голосом выводил (средней русской возвышенности чувств) гимны сталинским домам и героям космоса.
25 марта - 17 апреля. ДК МЭЛЗ. АССА плюс сейшнз
(КИНО, НП, "А", ЗООПАРК, КАЛИНОВ МОСТ (особенно случайный и неуместный на мероприятии), БРИГАДА С, БРАВО, НЮАНС, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, ЗВУКИ МУ, СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ (экс-ОТРЯД ВЧК, впервые и не вполне удачно вылезший из студии на сцену), театр мод Лены Зелинской (экс-шоумэнши покойного столичного КАБИНЕТА), выставки, тусовки, авангардизмы, галдежи етс)
Это тема для отдельного большого разговора, а пока можно констатировать бросающиеся в глаза следующие факты:
1) Фильм явно не соответствует раздутой рекламе.
2) Почти все обладатели билетов - обыватели, для которых рок - такая же экзотика , как эскимосу - ящерица.
3) Сейшена стали парадом угасающих звезд.
4) Толпа.у входа - свидетельство того, что нашим недавним героям недалеко до аллопугачевского всенародного признания.
29 марта. МФТИ. КАЛИНОВ МОСТ
Походя выдернувшие калиновцев в Москву шалавые физтеховцы, относящиеся к самой безвестной из многочисленных рок-тусовок МФТИ, к приезду гостей оказались абсолютно не готовы (видимо, не верили в удачу вызова, а то и просто забыли об оном). Барабанов на точке не оказалось. В последний момент кто-то вспомнил, что пару лет назад что-то барабаноподобное заперли в какой-то общажный чулан. Ключи рассосались, видимо, тогда же. Поросшее быльем помещение взломали и "барабаны" (советские) -о, чудо! - нашли. На них-то, плюс на чуть более пристойном аппарате МОСТ отыграл великолепный концерт, обозначив серьезный крен в безысходно-мрачное славянство (новые комп. "Помнишь, бредил Запорожской Сечью", "Наша вольница" и др.)
В Москве калиновцы бесплодно тусовались до 6 апреля (успев поиграть разве на АССЕ, да в ДК МГУ), когда, вконец запутанные столичными интригами вокруг них, укатили на фестиваль в Горький.
31 марта. ДК МИИТ. НИИКОС/СРЕДНЕРУС.ВОЗВЫШ. (не выступала)
Старушка у входа, ощущая себя спасительницей-хранительницей родного вуза от нечистых ирокезов, стояла насмерть. Внешне благопристойных калиновых мостов, притащенных на НИИКОС, как в террариум, она тоже "не пущала", святым классовым чутьем уловив где-то крутизну.
Звук был хреноват, держалось все на Мефодии, который шел в атаку наперевес о надутыми презервативами и резиновыми перчатками - сцена из-за этого напоминала первомайскую демонстрацию. Начальство хмурилось, и все могло кончиться камерной игрой винт. Итог: КОСметику смыло, как дождем, а ВОЗВЫШЕННОСТЬ до сцены так и не добралась. Общее смурное настроение от маячившего на сцене лысого дядьки из местных ороговевших властей усугубилось провокационными Действиями СТАСА НАМИНА, Сукачева и К°, пытавшихся завлечь не понимающих всей тонкости московской ситуации МОСТов в свои сети. Дело кончилось каким-то смурным контрактом наивного КМ с наминсклм центром, осыпавшим сибирских гитаристов трехсотрублевыми струнами с барского плеча и хлебосольными посулами. Чем вое это кончится покажет будущее: во всяком случае,трудно себе представить, как наминская коммерция сможет разъесть природную калиновскую идеалистическую чистоту.
2 апреля. ДК им. Горбунова. ПРОЩАЙ,МОЛОДОСТЬ/ТУПЫЕ/ВЕЖ.ОТКАЗ
ПРОЩАЙ,МОЛОДОСТЬ - ну что же, оригинально талантливо, музыкально. Шутники еще в неэапамятные молодые времена окрестили ее ЗДРАВСТВУЙ,СТАРОСТЬ - но она и поныне здравствует, чего и всем желает. Единственный и основной ее недостаток - недостаток злости (слишком принципиальный), старческая беззубость (хотя концептуальности - по ноздри). Ну, да ладно, группы нужны разные и хорошие (точнее, наоборот).
Как и положено панкам, сногсшибательный имидж ТУПЫХ (замещавших обещанных ЗВУКОВ МУ, якобы простудившихся в Венгрии) отражал музыкальную и текстовую концепцию в удесятиренном порядке.
Раздражала некоторая назойливость их панка, к концу разрядившаяся вещами "Русские идут" и "Я - негра" (за точность названий не ручаюсь). Последняя вещь вызвала смешанные чувства своим бичеванием обилия негров в Москве: с одной стороны, от фактов не уйдешь, с другой - все-таки расистский душок.
Чудеса, да и только! После этого сейшена я впервые за много месяцев видел довольного Рому. Дело в том, что в середине программы порвалась струна у баса (!) /"то ли нечаянно, то ли всерьез”, и они покинули сцену чиниться, хотя, наверное считали, что ждать никто не будет. Однако, где-то 1/3 зала "твёрдых отказофи-лов" набралось, и Рома, не ожидавший, что его любят не так уж мало людей, раскрылся и стал выкладываться. Чувствуя живой отклик, он дошел до того, что в одной из своих новых вещей - про моряка (где с 96 по 100 такт посвящены какому-то батальону строителей), принялся, отбросив гитару и шатаясь, имитировать марширование по сцене. "Три портрета - как три дула пистолета" и прочие яркие мысли, положенные по-отказовски безукоризненно на великолепную музыку, действовали завораживающе и убедительно. Может, пожелать Роману всякий раз что-нибудь ломать при выступлении?
9-10 апреля. ДК МЭИ. АЛИСА
Соскучившиеся по Кинчеву фаны штурмовали ДК. Группа моих знакомых, например, пролезла через крышу. Честно говоря, АЛИСА меня слегка разочаровывает. Началось это год-полгода назад, потом от кинчевской акустики я неожиданно воспрянул-духом и посмотрел на него с большими ожиданием и надеждой. Увы, сцена и электричество резко "эстрадят" его довольно клёвые "Тоталитарный рэп", "Армия жизни", "Там иду я" и др., а с фанов - как с гусей вода от размахивания руками и красными стягами.
Ночь с 9 на 10 апреля, к/т "Балтика". АУТОДАФЕ/КАЛИЙ/ ОРКЕСТР АСПИРАНТУРА/АЛИСА
Н.К. (все та же, небезызвестная) долго совращала Кинчева-Тимошенко сначала ОБЛАЧНЫМ КРАЕМ, затем КАЛИНОВЫМ МОСТОМ, следом - большими бабкаии, потом "стращала охраной порядка и страшным судом" (нашим, народным), и, наконец, вытащила его к себе. Звук был хорош, но света не было, кроме только на АЛИСЕ включенного фонаря из кинобудки. Комета (в своем стиле) совершенно затретировала все группы, кроме гвоздя программы, на котором и даже тушинская пьяная урла (включая каких-то 40-летних мужиков) полезла на сцену. Жаль мне зрителей: обещали пир на весь мир и сейшн на всю ночь, а закончили в 2 часа - т.е. обрубив метро и трамваи. Впрочем, Пятый лен-фестиваль кончался, напомним, примерно так же.
Отметим, что в темноте и суете незаслуженно затерялись вторые за ОК в архангельском топе АУТОДАФЕ, которым в пределах Кольцевой дороги не везёт совершенно хронически.
23 апреля. МИУ. АЛИСА
В зале - ужасно холодная, незаводная публика, только пара десятков человек "духовно поддерживает" алисян, которые, естественно, халявят спустя рукава. Песенка "Это - рок-н-ролл" похожа сразу на две майковские: "Это - гопники" и "Право на рок". Возникает ильфопетровский вопрос: "И ты, Брут, продался большевикам?"
24 апреля.Химки. ДК "Родина". АЛИСА/ДДТ
АЛИСА была всё та же - ну, может, еще малость похуже. В кулуарах была даже высказана мысль, что Кинчеву пора идти во ВГИК, и он будет на своем месте - девичий кумир, типа Боярского. Я остаюсь пока лучшего мнения о нём.
А Шевчук работал намного лучше! Единственный минус - все вещи хорошо, даже слишком хорошо известны. А, с другой стороны, в этом был и плюс: когда на "брейк-дэнсе" внезапно отключили микрофон, Юра обратился к залу с просьбой подсобить своими голосами - и все вместе дружно прокричали до конца слова "Конвейера". Да и
новая программа, одну вещь из которой ("Пластун") он исполнил, скоро прозвучит на питерском фестивале. Так что за Шевчука опасаться пока не приходится.
5 мая. МИРЭА. ОРКЕСТР АСПИРАНТУРА/НИИ КОСМЕТИКИ
Попс-волновая АСПИРАНТУРА отыграла под электронные барабаны программу на основе записанного в начале года альбома "Контрацептив" - непритязательную смесь Лозы с ранним Кузьминым и легкими элементами эротизма. Мефодий же начинает пожинать плоды долгожданного введения в свой состав умеющих играть инструменталистов. Так или иначе, имело место редкое чудо: красивый саунд концертного НИИКОСа. С особым успехом прошел центральный хит "военно-половой". программы "Института" - "Доктор Субботы" ("Сексопатолог"). Косметофаны дохли от сексуально-звуковой нирваны.
21 мая. ДК МЭИ. ВЫХОД/НАТЕ!
Закрытие рок-сезона - последний концерт супер-абонемента "Рок-театр"-совпало с дебютом новой московской ипостаси группы ВЫХОД - тернистой судьбы детища экс-питерца Сер. "Сили" Селюнина, одного из пионеров первой ленинградской текстовой волны (наряду с БГ, Майком и Цоем). Оказавшись в столице в конце 1986 г., Силя ушел в подполье, взял в руки бас и надолго увяз в поисках общ. музыкального языка со столичными кандидатами в нью-выходианство (в осн. - тёмными лошадьми). В ДК МЭИ нью-ВЫХОД начал с новой вещи "Веселись, народ - перестройка идет", но вскоре перешел на старые лен-хиты: "Вандализм", "Мой лучший друг" и т.п. Для дебюта концерт был неплох (хлопали), но кроме Силиных баса и вокала (и, ест., текстов) серьезных достоинств группы не просматривалось. Особенно ощущалась нехватка блестящего гитариста покойного питерского состава ВЫХОДА Коли Фомина (ныне - во ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ).
НАТЕ! в новом составе (Силя-мл. на клавишах и пр.) выступило триумфально, обнаружив гигантский сценический и аранжировочный скачок в ср. с вариантом-87. Задерий решил в столице оторваться и был великолепен, извиваясь на полу в секс-пароксизмах и моделируя трах микрофонной стойкой. Его ставка на весёлые гормоны прекрасной половины зала приносит 100%-й успех: у самых застенчивых дев начинают течь слюнки. У продюсеров концерта даже возникли серьезные, опасения, что в финале юные московские вакханки просто растерзают Славу... Да, пока Северная Пальмира умывает нас раз за разом.
Статья сохранена
Владимиром Ивановым