Вернуться в 1983 год

1982

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1984

Май 1983 - первый фестиваль, что ещё говорить...


Будет музыка...

БУДЕТ МУЗЫКА...
Размышления после первого городского смотра-конкурса любительских рок-групп

 

ДО КОНКУРСА

- МЫ мечтали о таком конкурсе больше пятнадцати лет, - признался мне Геннадий Барихновский, руководитель группы "Мифы", созданной уже в далекие шестидесятые годы. Пока "Мифы" и другие пробивали дорогу жанру выросло уже и новое поколение музыкантов. Им этот конкурс также был необходим - попытаться дать бой именитым, утвердить свой стиль.

Пятьдесят групп прослушивались на первом туре, четырнадцать пробились в финал. Три дня подряд в Доме самодеятельного творчества концертный зал был переполнен в ожидании зрелища необычного, остросюжетного. Совет рок-клуба ходил в именинниках. Жюри подобралось солидное - представители композиторской и писательской организаций, фирмы "Мелодия",журналисты из столицы и Прибалтики.

КОНКУРС

ЕГО открыла группа "Меломаны", у которой, однако, дальше претензий в названии дело не пошло. Ребята играли музыку морально устаревшую - стандарты пятнадцатилетней ветхости, причем делали все на низком исполнительском уровне. А это важно - степень профессионализма, пусть даже на конкурсе любительских составов, что и доказали продолжившие смотр "Мифы". Они со своей склонностью к традиционной рок-музыке, даже к биг-биту, тем не менее не смотрелись .скучно. Были просты в выражениях мыслей и эмоций, искренни, особенно в песнях "Земляничные поляны", "Река" и в "Песне о мире", Которая в итоге получила приз обкома комсомола за лучшее воплощение патриотической тематики. А сами "Мифы" заняли второе место по лаконичному определению жюри - "За высокий профессионализм". Дневной конверт следующего дня открылся неудачным выступлением группы "Яблоко", вообще-то коллектива с именем, самобытного, но в данном случае довольно аляповато соединившего эстрадное шоу, рок-аккомпанемент и народную манеру пения.

Название очередного соискателя поначалу звучало несколько странно - "Мануфактура" (потом ребята объяснили, что хотели бы играть музыку необычную, "ручной выделки"). Улыбку зала вызвало и сообщение информатора о том, что группа выступает вместе всего... месяц. Но ирония вскоре сменилась живым интересом к композициям группы, самим исполнителям, а потом и удивлением ярким мелодизмом, современным саундом, и все закончилось вовсе неожиданно - овациями. Новички эти молоды (едва за двадцать), незаштампованы в музыкальном мышлении и в некоторых песнях им удалось почти невероятное - принести в довольно моторный стиль "новая волна" элементы совершенно самостоятельной мелодичности. Насколько мне известно, этим пока не могут похвастать даже профессионалы.

И вот итог дебюта: первое место! К тому же композиция руководителя группы Олега Скибы "Дом, который построил я" - лучшая песня конкурса, сам Олег - лучший клавишник, а певец Виктор Салтыков - лучший вокалист.

Похоже, столь сенсационное выступление дебютантов выбило из колеи выступавшую следующей группу "Зоопарк", которая значилась в претендентах на высокие места. Тексты песен затерялись в грохоте аппаратуры, а лидер группы Михаил Науменко был, вопреки обычному, скован, растерян.

Вечерний же концерт обошелся без неожиданностей. "Пикник", где собрались музыканты молодые, преданные стилю "тяжелый рок", готовые репетировать до седьмого пота, собирать по крохам аппаратуру, пробился в лауреаты, заняв третье место, такое же, как и "Россияне", выступившие, как всегда, мощно и зрелищно. Новая же группа "Пилигрим" выглядела сырой.

И вот третий день. Выступление группы "Джонатан Ливингстон" било внешне броским, энергичным, но оставляло холодным из-за отсутствия чувства меры как в музыкальном, так и в сценическом воплощении. Однако индивидуальные данные солистки Ольги Домущу были отмечены жюри. Программа группы "Странные игры" острила немного странное впечатление. Честно говоря, не совсем понятно настойчивое увлечение ребят поисками внешней подачи песен в то время, как в музыке прогресса не ощущается - полтора года играют все ту же программу. И хотя "Игры" получили приз зрительских симпатий, жюри было строже - третье место, отметив А. Кондрашкина и А. Рахова, как лучших барабанщика и саксофониста смотра.

Кульминацией конкурса могло бы стать выступление группы "Аквариум", пожалуй, единственного любительского состава, который не имеет прототипов ни в нашей, ни в зарубежной музыке. Здесь собрались такие виртуозы, как А.Ляпин, С. Гаккель, С. Курехин, ставшие лучшими гитаристом, виолончелистом и аранжировщиком, а лидер группы Борис Гребенщиков, возможно, вообще самая яркая личность на ленинградской самодеятельной сцене. Но выступил "Аквариум" неожиданно средне, статично, как на рядовых концертах, - не больше. Лишь песня "Пепел" с появлением видеоряда приобрела новый подтекст, став одним из лучших произведений на антивоенную тему. В итоге у "Аквариума" - второе место, а оно для этой группы - "только второе".

Вечерний, финальный, концерт рок-марафона познакомил с новой группой "Плюс", пока ещё очень невнятной в своих взглядах на музыку, подтвердил возросший класс группы "Выставка" и ее лидера Ю. Рулева и, наконец, назвал еще одного лауреата третьей премии - группу "Тамбурин", придерживающуюся стиля "бард-рок".

ПОСЛЕ КОНКУРСА

ЗАНЯТНО закрученный сюжет смотра, насыщенность программы, на время отдалили мысли от некоторых проблем рок-клуба, но лишь на время. Как только была составлена "табель о рангах", сразу же всплыл разговор посерьезней того, кто взял первый приз, а кто остался не у дед-Пора, к примеру, поставить вопрос о тарификации лучших коллективов, тех же лауреатов конкурса. Тарификация откроет лучшим группам путь и для разового участия в программах профессиональных концертных организаций. Такой опыт есть - "Мифы" недавно выступали в программе Ленконцерта "Джаз, рок в песня" на сцене "Юбилейного", где собиралось публики не меньше, чем на гастролях иных именитых ансамблей. И это стало еще одним подтверждением того, что интерес к любительской рок-музыке у молодежной аудитории стабильный, живой. Чего не скажешь об интересе со стороны Ленконцерта, проигнорировавшего приглашение в жюри конкурса. Между тем ВИА и рок-группы Ленконцерта нынче не могут похвастать ни творческими, ни коммерческими показателями - не случай-. но ведь не нашлось достойной группы для участия в недавнем всесоюзном конкурсе артистов-эстрады. А тут - разнообразие стилей, контакт с публикой.

Нельзя сказать, что каждая из лучших любительских групп уже сейчас достойна сольной пластинки, но у некоторых составов есть одна-две песни, отмеченные печатью таланта и удачи, что невольно наводит на мысль - не попробовать ли фирме "Мелодия" сделать сборную пластинку молодежных ленинградских любительских групп?

Конкурс вызвал широкий интерес. Даже у нас в редакции не смолкал телефон: где можно увидеть, услышать группы рок-клуба, где взять билет на смотр? Конкурс при всех его плюсах все-таки не вместил я десятой доли желающих, а два вчерашних итоговых концерта во Дворце молодежи картины существенно не изменили. Вчера в радиопрограмме "Товарищ" вышел небольшой сюжет о первом городском смотре-конкурсе любительских рок-групп.

Пора разомкнуть этот круг определенного невнимания. Конечно, музыкантам -любителям еще многого недостает, однако у них есть ряд неоспоримых достоинств, которые требуют бережного и делового отношения. Тем более что рок-клуб привлекает все больше внимание специалистов и слушателей, становится не только местной темой. Так, в самое ближайшее время комиссия Всесоюзного научно-методического центра самодеятельного творчества приедет В наш дом самодеятельности как раз с тем. чтобы обобщить опыт, разобраться в проблемах этого в своем роде уникального, единственного в стране любительского объединения - рок-клуба.

М. САДЧИКОВ ("Смена" 22.05.83)


Вернуться в 1983 год

1982

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1984