В то время даже случайное упоминание знакомого названия в статье было редкостью, а тут целая подборка статей!
Эстрада:
проблемы, поиски, дебюты
На сцене - любители
Гитара, флейта и "Тамбурин"
Кто нужен "Зоопарку"?
Эстрада: проблемы, поиски, дебюты
Поначалу письмо показалось просто раздраженным: "В своей новой рубрике по эстраде вы дали высказаться Д. Тимофееву, Р. Паулсу, которые говорят о профессиональных группах, их проблемах. Но нам, компании десятиклассников все эти "Поющие гитары", "Веселые голоса" с их бедами просто неинтересны. Записываем на магнитофоны совсем другие голоса и гитары, тоже ленинградских, но любительских групп. Так что учли бы и наше пожелание, рассказывали бы не только о профессиональных артистах, а то мы ведь только и знаем, что названия "Аквариум", "Тамбурин", "Зоопарк", а что там за ребята играют, чего хотят добиться...".
Писем с аналогичными просьбами, но уже выраженными в спокойных тонах, интересных размышлений на эту тему в почте "Эстрады" становится все больше. О ленинградских любительских группах нас просят рассказать, например, инженеры В. Булавенко и А. Сигалсв, девятиклассник 481-й школы А. Алексеев, студент ЛЭТИ А. Иванов, наладчик М. Алексеев. Действительно, сегодня группы городского рок-клуба - кстати, единственного в стране - это интересное, хотя и спорное явление в ленинградской молодежной эстраде. Письма в "Смену", переполненные залы, магнитофонный бум - все это показатели явного интереса. О его истоках, проблемах размышляет сегодня наша рубрика.
По-прежнему ждем писем в адрес "Эстрады". Разговор об ее проблемах, интересных явлениях будет продолжен.
На сцене - любители
В конце мая состоится второй городской смотр-конкурс любительских рок-групп Ленинграда. Ансамбли, зарегистрированные в рок-клубе, а также новички (вспомним, на прошлом конкурсе победу одержала именно новая группа "Мануфактура") должны пройти прослушивание, и лучшие выступят в концертах второго тура. Нынешний конкурс посвящен 40-летию Победы и проводится в рамках Всесоюзного смотра художественного творчества.
Активную концертную деятельность в последнее время ведет группа Бориса Гребенщикова "Аквариум". Недавно музыканты приняли участие в днях фирмы "Мелодия" - концертах, проведенных во Дворце молодежи. Группа подготовила новую программу, причем в ее постановке воспользовалась помощью Кинорежиссера А. Сокурова.
После успеха спектакля-обозрения "Ах, эти звезды!" несколько участников этого представления выпускников ЛГИТМиКа организовали группу "Секрет", которая стала новым членом рок-клуба. Недавно молодые музыканты выступили на сцене Дворца молодежи, их песни пользуются успехом в дискотеках, кроме того, свои варианты песен "Секрета" (авторов М. Леонидова и Д. Рубина) - "Тысяча пластинок" и "Рита" включила в репертуар известная профессиональная группа "Интеграл".
Александр Савельев и Эдмунд Шклярский - лидеры любительской группы "Пикник" не так давно начали выступать в составе профессионального коллектива Ленконцерта - ансамбля под управлением С. Лавровского (бывшей "Калинке"). Однако "Пикник" намерен продолжать студийную деятельность, готовится записать новые песни Э. Шклярского, а также известного автора Григория Гладкова.
Несколько интересных композиций "Музыка реггей", "Тяжелый рок" и другие показывает в концертных программах группа Владимира Козлова "Любители музыки рок". Особенно привлекает в их звучании использование такого необычного для рок-составов инструмента, как труба, на которой технично и эмоционально играет Олег Васильев.
После почти пятилетнего перерыва в активной концерт-ной деятельности подготовила новую программу группа "Орнамент". Вместе с известными музыкантами клавишником А. Тимошенко и барабанщиком В. Шнейдерманом выступают молодые исполнители, "Орнамент" ориентируется на сложную композиционную музыку в стиле артрок с активным использованием клавишных инструментов, в текстах затрагивает тему сохранения мира.
Новости записали М.АНТОНОВ и И. ЧЕРНОВ
Гитара, флейта и "Тамбурин"
ЕГО ПЕСНИ многим кажутся странными. То, что делает Владимир Леви в музыке, не назовешь в чистом виде ни эстрадными, ни бардовскими песнями, ни рок-композициями. Начни их анализировать, обнаружишь множество стилей - от элементов старинной, средневековой музыки до рок-ритмов. Стихи тоже "не как у всех" - много образов, недосказанности, романтизма. Даже по названиям это почувствуете: "Садовник", "Шоколадные горы", "Бабочка", "Когда ласковый ветер", "Где-то далеко-далеко", "Крутись, колесико".
Элементов много, но есть главный стержень, и он, по-моему, в том, что Леви идет от традиций народной песни. Да-да, именно народной, хотя этого он не декларирует в лоб делает все деликатно и по-настоящему творчески.
Начинал он как бард. Пел под гитару, объездил полстраны по приглашениям клубов самодеятельной песни, выступал на знаменитых туристских фестивалях в Куйбышеве, где собиралась восьмидесятитысячная аудитория. Пел и играл на гитаре в популярном московском ансамбле "Последний шанс", одно время был лидером этой группы.
В музыке бардов его привлекало вот что:
- Эти песни по настроению такие, что можно петь друзьям в компании, то есть рассказывать о своем сокровенном не на публику... Но ведь не сегодняшние барды открыли этот стиль, народные песни также очень интимны, доверительны.
Он вообще много думал об истоках того жанра, которым занимался. Думал, например, о том, что народная песня - это в принципе обыкновенная песня, но сумевшая так проникнуть в души, что и время ей стало не страшно. За счет чего проникнуть? Наверное, за счет мелодичности, простоты и музыкальной, и поэтической. Он заметил, что в народных песнях практически нет "шлягерных конструкций", то есть нет многократного повторения музыкальных и поэтических фраз, а именно этим стараются щегольнуть многие сегодняшние авторы. Зато есть недоговоренность, недосказанность, а значит, остается простор для фантазии слушателя. Не случайно ведь каждому из нас хотелось хоть раз в жизни не просто повторить чье-то исполнение народной песни, а спеть по-своему.
Хотя, несомненно, у каждого времени свой музыкальный язык, свои средства выражения, и не учитывать этого нельзя.
Полтора года назад Леви создает "Тамбурин".
Когда я пел свои песни просто под акустическую гитару, у меня в голове постоянно звучала музыка еще и других инструментов. "Тамбурин" и должен был превратить эту музыку из фантазии в реальность. Ансамбль задумывался как театр музыкальных красок и инструментов, а не как ритм-секция. Инструментов мы используем множество: двенадцатиструнную гитару и флейту - прежде всего они создают узнаваемость стиля, а также кларнет, металлофон, ксилофон, цитру (гусли), фортепьяно, разнообразную перкуссию (ударные) плюс электрические и электронные инструменты, - сказал Леви.
Естественно, для решения таких задач и музыканты нужны "не с улицы". Состав "Тамбурина" выделяется среди групп рок-клуба: клавишник Максим Логвинов и бас-гитарист Дмитрий Филимонов вскоре заканчивают музыкальное училище имени Римского-Корсакова. Флейтист Юрий Данилов - инженер-программист, но владеет инструментом умело. Специалисты отмечают еще и такую деталь:
флейта у Данилова часто звучит, как рожок а это также дает колорит народной музыки.
Итак, "Тамбурин" сегодня - именно та группа, чьи песни поначалу кажутся странными, но прислушайтесь - и убедитесь, что они расширяют ваши представления об эстрадной музыке, воспитывают хороший вкус, трогают душу, возвращают к истокам жанра, а не просто завораживают модными ритмами. Каждый концерт "Тамбурина", каждая запись - это небольшой урок музыки и эстетики.
Только вот жаль, таких уроков группе удается дать пока немного. Выступает "Тамбурин" редко - нет своей высококачественной аппаратуры, а как ее достать? Наверное, можно было бы дать столь интересному и профессионально подготовленному коллективу право на платные выступления, но для этого нужно тарифицировать музыкантов. "Тамбурин" в принципе имеет на это право как лауреат первого городского смотра-конкурса ленинградских любительских групп и, пожалуй, заслуживает этого права как никто другой - именно за счёт не только оригинальности, а еще и воспитательного воздействия своей музыки. Но совет рок-клуба вопрос о тарификации "Тамбурина" пока отложил в долгий ящик. Думается, что такой нестандартный коллектив должен привлечь внимание и Ленконцерта, группа вполне могла быть прослушана на художественном совете и получить возможность для разовых выступлений. Да и Ленинградское отделение фирмы "Мелодия", которое несколько лет назад так удачно открыло фолк-рок-группу "Яблоко", могло бы, обратив внимание на "Тамбурин", продолжить хорошее начинание пропаганды молодых ленинградских групп, синтезирующих современные ритмы с традициями русском песенной мелодики.
М.САДЧИКОВ
Фото М. Анастасьина
РЕПЛИКА
Кто
нужен "Зоопарку"?
ГОЛОС с магнитофона даже не пел, выкрикивал: "И нам всем нужен кто-то, кто бы нас любил, и если хочешь - ты можешь полюбить меня",- с необычайной легкостью решая не только проблему любви, но и вопросы посерьезней: "И нам всем нужен кто-то, кого бы мы могли помучить, покалечить или даже убить..."
Н-да... О поэтических и эстетических достоинствах этой песни группы рок-клуба "Зоопарк" говорить не приходилось, духовный мир героя песни, написанной Михаилом Науменко, также вызывал недоумение. Между тем песня "Н всем нужен кто-то" входит в магнитофонный альбом "Зоопарка", который есть на плеках у множества меломанов и тиражируется активно. Назван он "Вчера и позавчера в уездном городе N". Название, согласитесь, тоже позиция. Так вот музыканты сами выбрали для альбома название песни про... сумасшедший дом, именуемый ими "город N". Там довольно фривольно и попшло обходятся с такими, например, именами, как... Лев Толстой и Маяковский. Где записывался этот альбом? Установить трудно, так как при современном уровне звукозаписывающей техники подобные весьма качествеиные записи могут быть сделаны даже в обычной квартире.
Проблема в другом: как же повлиять на поток этих самодеятельных записей? Ведь от фривольностей "Зоопарка" рукой подать до того, чем занимается, например, Александр Розенбаум, специализирующийся на "блатном" репертуаре или религиозных опусов Юрия Морозова, записанных на пленках.
Но почему, собственно, стала возможной такая ситуация?
Наверное, в уставе рок-клуба нужно предусмотреть пункт о записях; и предварительно музыканты должны обязательно показывать материал на совете клуба. Но настоящим решением проблемы станет, конечно, создание в клубе студии звукозаписи. Естественно, это дело времени, а пока можно было бы закрепить официально эти записи за студией Дома пионеров и школьников №2 Красногвардейского района, где работает Андрей Тропилло интересный, знающий специалист своего дела. Он давно и интересно записывает ленинградские любительские группы, но пока все это делается лишь на энтузиазме.
В. ВЛАСОВ
"Смена" 1984г.