1983 год, второй курс, начало сентября, колхоз, только что отгуляли "день танкиста" (наш профессиональный - по военной кафедре - праздник). Кого-то снарядили в Питер сза новой партией боезапаса, и помимо водки была привезена новая (по крайней мере для меня) Ленинградская молодёжная стройотрядовская газета, названия которой сейчас не вспомню даже под угрозой пытки. Но эта статейка каим-то чудом уцелела, не пошла ни в дело, ни на самкрутки. "Одинаковые ботинки, а какая разная судьба" - Ш. Холмс (К чему я это процитировал, не могу сообразить;-)- просто пришло в голову).
"Дилижанс", "Аквариум" и другие
Восемь песен из нашей
конкурсной десятки написаны
профессиональными авторами. Но,
судя по почте, студенты любят и
знают творчество любительских рок-групп,
вхлдящих в состав Ленинградского
городского рок-клуба. И по вашим
письмам-предложениям мы включили в
список конкурсных две песни
ленинградских групп - "Багги-багги"
из репертуара "Дилижанса",
этот номер прозвучал недавно
втелевизионной программе "Авто-мото-рок-ревю",
и композицию
лидера группы "Аквариум"
Бориса Гребенщикова "Я вызываю
капитана Африка".
Наш сегодняшний рассказ - небольшой
обзор состояния дел ленинградской
любительской рок-музыки.
Впрочем, "Дилижанс" совсем недавно стал профессиональным коллективом, сейчас готовит к сдаче первую концертную программу. Пока же записи "Дилижанса" вовсю крутятся в ленинградских дискотеках. Я был, например, на такой дискотеке, где звучало подряд пять песен Федора Столярова и его группы "Дилижанс", и ничего, публика не расходилась, у всех было самое танцевальное настроение. Такому успеху могли бы позавидовать даже самые наши популярные группы. Однако многие из них, хоть и записывают пластинки, предназначеные для дискотек, например, "Регги-диско-рок" группы Стаса Намина, но под эту музыку, где специально "просчитан" ритм, эффекты, публика почему-то танцевать не рвется.
-Мы считаем, нельзя писать музыку только для дискотек, в ней должен быть заложен прежде всего эмоциональный заряд, контактность с аудиторией. И если это будет, тогда публика простит ритмическую шероховатость, - объяснил Федор Столяров.
Хотя, конечно, "дискотечность" - не единственный критерий для оценки достоинств музыки. Вот, к примеру, последний магнитофонный альбом Бориса Гребенщикова и "Аквариума" - принципиально нетанцевального характера, рассчитан на внимательное вслу-шивание, а не фоновое восприятие.
"Аквариум", несомненно, наиболее признанная и не только в нашем городе, ленинградская группа. Недавно их выступление по ЦТ в программе "Веселые ребята" увидели миллионы - программа эта сейчас очень популярна. Но вот на майском городском фестивале рок-групп "Аквариум" остался лишь на втором месте. А первое, к полнейшей неожиданности публики и'специалистов, получила группа с немного,странным названием "Мануфактура" (музыка дело тонкое, ручная работа - так трактуют участники группы ее название). Новичкам удалось соединить модный "нововолновый" ритмический рисунок с приятными мелодиями, сделать неброское, но убедительное театральное решение концертной программы. Жаль, что группа недавно распалась, ребята, окончив Институт холодильной промышленности, разъехались кто куда.
Приз зрительских симпатий на фестивале получила другая молодая группа "Странные игры", также тяготеющая к театрализации, играющая в стиле "новой волны". Ну и конечно, спектр ленинградской любительской рок-музыки трудно представить без "Мифов", "Россиян", "Зоопарка",составов, которые давно выступают, записываются, а также без "Пикника", что играет музыку далеко не новую - хард-рок, но выступают не так давно.
В целом, несомненно, ленинградская любительская рок-музыка представляет сейчас очень разноплановое творческое явление, и наши любительские группы выглядят интересней, чем и прибалтийские, и московские, которые прежде диктовали моду и уровень в этом самодеятельном движении.
М. САДЧИКОВ
Окончательные итоги конкурса "Десять песен лета" будут подведены в следующем номере нашей газеты.