ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
КТО НУЖЕН "ЗООПАРКУ"?
"КТО нужен "Зоопарку" - так называлась реплика, опубликованная в "Смене" 28 марта. Напомним, речь шла о любительской группе "Зоопарк", входящей В состав городского рок-клуба, которая записывала на магнитофонные ленты песни, незрелые по идейно-художественным качествам.
Реплику мы направили в Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества. Прошло больше месяца, но ответа "Смена" дождалась лишь после вторичного напоминания.
"В ответ на реплику "Кто нужен "Зоопарку", сообщаем, что в январе 1981 года при Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества было создано массовое творческое объединение - городской рок-клуб.
Рок-клуб создан с целью организации методической помощи многочисленным рок-группам и контроля за их творчеством. ЛМДСТ объединил около пятидесяти групп, четыреста участников, организовал обучение членов клуба в музыкальной студии и на поэтическом семинаре. Внимание оркестрового и репертуарно - библиографического отделов к творчеству ансамблей и солистов (репетиции, прослушивания и обсуждение программ, редактирование текстов) обеспечило возможность организации выступления наиболее качественных групп в театре народного творчества и в культпросвет-учреждениях Ленинграда.
По положению о любительских объединениях рок-клуб занимается организацией только концертной деятельности коллективов - членов клуба. Повышению идейно-художественного уровня исполняемых произведений могла бы помочь фонотека, которая обеспечила бы возможность многократного прослушивания и обсуждения концертных программ для их доработки и совершенствования. Но отсутствие в ЛМДСТ помещения и материально-технической базы ограничивает эти намерения. В настоящее время ведутся поиски студии звукозаписи с оплатой по безналичному расчету для накопления фонограмм в учебно-методических целях.
Директор ЛМДСТ А. А. Иванова".
Этим oтвет редакции исчерпывается. Но, к сожалению, острые проблемы, затронутые в реплике, остаются, и в ответе они просто обойдены вниманием. Ведь, говоря о широко распространенной практике записей любительскими группами своего творчества на пленки, мы ставили вопрос: может ли руководство рок-клуба безучастно взирать на то, что входящие в его состав ансамбли выпускают в свет записи сомнительных идейно-художественных достоинств, которые потом весьма широко распространяются? Нормально ли такое положение, когда тот же "Зоопарк" на концертах, исполняет одно, а на пленки записывает другое?
Вопросы эти остались без ответа. Так же, как и конкретное предложение газеты, которое бы помогло прекратить подобную практику: внести в устав рок-клуба пункт, запрещающий его участникам исполнение, запись и распространение песен с текстами, не зарегистрированными в Доме самодеятельного творчества. Предложение это осталось безо всякого внимания. Потому, надо думать, что "рок-клуб занимается организацией только концертной деятельности коллективов - членов клуба".
Но разве это так? В том же ответе редакции сообщается, что клуб осуществляет методическую помощь группам, проводит обучение членов клуба в музыкальной студии и на поэтическом семинаре, ищет студию звукозаписи - разве всю эту разнообразную работу можно свести к организации только концертной деятельности?
Да и как можно один компонент творчества отделить от других? И уж если рок-клуб чем и призван заниматься в первую очередь, так это постоянным повышением идейно-художественного уровня авторов и исполнителей. А что делается для этого? Какие конкретные меры были предприняты после выступления "Смены"? Из ответа неясно. Обсуждалась ли критическая заметка на правлении клуба, на его общем собрании? Судя по ответу, нет, а ведь прошло больше месяца с момента появления реплики. Как восприняли музыканты группы "Зоопарк" появление критической публикации? Никаких официальных разъяснений и на этот счет мы не получили.
Зато были свидетелями того, как лидер "Зоопарка" Михаил Науменко, именующий себя на сцене и в записях на западный манер "Майком", начинал некоторые свои недавние выступления с иронической реплики: "Этот концерт посвящаем В. Власову", имея в виду автора публикации "Кто нужен "Зоопарку" и явно не задумываясь о том, что публикация в газете - это отнюдь не субъективное мнение одного человека, а точка зрения газеты.
Подобный фривольный, вызывающий стиль поведения на эстраде, к сожалению, вошел в обиход многих ансамблей рок-клуба. Даже такой стабильный, давно существующий коллектив, как "Мифы", позволяет себе исполнять на публичных концертах песенку откровенно пошлого содержания про.-.." любовные похождения" молодого механизатора. Гитарист группы "Аквариум" А. Ляпин на концертах редко когда способен удержать себя от возбужденного состояния: соло в одной из композиций он заканчивает, падая на колени, в вызывающей позе, грызя (!) струны гитары, издающие при этом какофонические звуки.
Сумрачная, истеричная обстановка постоянно сопровождает концерты группы "Странные игры", в последнее время довольно часто выступающей на разных площадках города.
Вот как описывает один из таких концертов группа учащихся Педиатрического института, обратившаяся в редакцию "Смены": "Под рев и истошные вопли публики, среди которой, судя по нарядам, было немало поклонников "панк-стиля", на сцену вышли молодые, в узких темных очках ребята и заиграли музыку нарочито примитивную, задергались в механических движениях, которые к концу выступления поддержала и часть публики, высыпавшая в проходы. Музыканты пели тексты, слов которых было не разобрать, и не столько из-за дефектов аппаратуры, сколько из-за нарочитой антивокальной манеры исполнения. Позже мы с удивлением узнали, что ансамбль пел на... стихи крупных французских поэтов, но в такой трактовке они представлялись пародийно".
Все это факты из концертной деятельности групп, считающихся одними из ведущих в рок-клубе, - все три названных коллектива стали лауреатами прошлогоднего смотра-конкурса. Но, вдумываясь в эти факты и "картинки" концертов, неволько задаешься вопросом: сознают ли молодые музыканты рок-клуба, что любое подобное проявление несет в себе не только отрицательный эстетический, но и идеологический заряд? Имеют ли они право выносить свои незрелые музыкальные, текстовые и сценические "эксперименты" на достаточно широкую и большей частью молодежную аудиторию? Почему многие группы рок-клуба стремятся отличиться экстравагантностью, но не активной общественной и социальной позицией в выборе репертуара и в концертной деятельности? А ведь рок-музыка - жанр, который прижился на нашей почве, так как способен быть социально и общественно активным. И именно этим, а не оглушающими ритмами, воздействовать на молодежную аудиторию.
Отдел литературы
и искусства "Смены"
"Смена" 1984г.