Фотомост
Ленинград-Тарту
Из стенограммы
встречи
Поэтому слушают...
Создать Полигон
Им не хватает друг
друга?
От редакции
"Телемост" — слово известное. Фотомост... Что это? Фотомост "Собеседника" связал два фестиваля молодежной музыки — в Тарту и в Ленинграде.
Фотомост
Ленинград-Тарту
Молодежный. Музыкальный. Фестиваль. Фестиваль не профессиональных — сугубо любительских групп. Концертные залы, на сценах которых молодежь поет то, что ей хочется петь, и так, как ей хочется, фестиваль самодеятельный в лучшем смысле этого слова. Десять лет назад о таком можно было только мечтать. Пять лет назад мечты начали воплощаться в реальность. Сегодня фестивали проводятся в Москве, Тарту, Ленинграде, Вильнюсе, Киеве, Одессе. Фестиваль молодежной музыки – реальность. Каким ему быть?
Коротко и ясно
В ленинградском конкурсе участвовали 16 групп, отобранных из 50 претендентов. На тартуском фестивале выступали 30 ансамблей, приглашенных оргкомитетом без предварительного прослушивания.
В Ленинграде конкурсные концерты проходили в одном зале. В Тарту – в трех и на открытой площадке.
На ленинградских конкурсных концертах побывали более десяти тысяч зрителей. Общее число зрителей тартуского фестиваля установить не удалось.
Ф.И.О. Захарченко
Андрей
Проживает: город Лениград
Место работы: студент Академии
Гражданской авиации
Из стенограммы встречи.
Н. Р. Мордасов (слесарь, Иркутск): Что мы, как маленькие? Если сами молодым новых песен послушать не дадим, они же все равно до них доберутся.
А. Н. Захарченко: Я тоже думаю, лучше не прятать, а показывать и обсуждать - хорошо это или плохо? Я знаю, проводятся фестивали молодежной музыки. Они вполне могут диктовать вкус. Почему о них практически не пишут?
Николай Михайлов,
председатель
ленинградского рок-клуба:
"Поэтому слушают..."
Наш главный принцип я бы сформулировал так — мы хотим показать, представить максимально широкому зрителю все направления, все стили ленинградской рок-музыки. Но все стили — это еще не значит все группы. Поэтому мы организовали специальный отбор перед смотром. У всех ансамблей есть возможность продемонстрировать, на что они способны. Наше дело — отобрать лучшие. Профессиональные певцы и музыканты в смотре не участвуют. И это тоже принцип. Я считаю, что любительская рок-музыка ярче, проблемнее, разнообразнее, чем рок-музыка профессиональная. Между тем нельзя даже сравнивать возможности профессиональных групп выйти на широкого зрителя с возможностями любительских. У любительских их практически нет. Цель нашего смотра, его задача и заключается в том, чтобы дать такой выход. Но это не все. Более того, это, пожалуй, даже не главное. Мы стремимся к тому, чтобы максимально откровенно говорить о наболевших проблемах, мы стремимся называть вещи своими именами, не пытаясь что-либо смягчить или завуалировать. На ленинградском смотре молодежные рок-группы поют о тех, кто их слушает. Собственно, и слушают их именно поэтому. Мы ставим социальные проблемы "в полный рост". Ленинградский смотр рок-музыки продолжает более современными средствами традиции бардовской поэзии, традиции Окуджавы, Высоцкого — традиции, которые мы противопоставляем обезличенности эстрадной индустриии.
Рихо Иллак, заместитель председателя оргкомитета тартуского фестиваля:
"Создать полигон!"
Главный критерий отбора групп, с нашей точки зрения, это их способность совершать открытия в музыке. Именно поэтому мы сразу отказались от метода предварительного прослушивания. По одному выступлению трудно судить о творческих возможностях ансамбля. Да и не нужно. Вместо этого оргкомитет фестиваля в течение года внимательно следит за всеми концертами. Ни одна удача, ни одно новое имя не должны остаться незамеченными! В этом году мы еще больше расширили и без того очень широкие рамки фестиваля, пригласили некоторых лауреатов районных конкурсов ВИА. Безусловно, мы понимаем, что творческий уровень многих таких коллективов не слишком высок. Но где, как не на фестивале, повышать его? Для начинающих мы выделили специальный зал - получилась своего рода "площадка молодых". Здесь можно увидеть, кто придет на смену сегодняшним лидерам. Мы не считаем, что на фестивале должны быть представлены группы только одного, пусть и очень перспективного направления. Надо показать всю палитру современной музыки: и рок, и кантри, и тяжелый металл, и ретро. Цель — не только расставить группы в "табели о рангах".
Мы стремимся создать музыкальный полигон, творческую лабораторию, где могут проходить обкатку самые неожиданные решения. На фестивале идет постоянный обмен мнениями - прессконференции, обсуждения продолжаются чуть ли не круглосуточно. И этот обмен тем интереснее, что на сцене фестиваля выступают и любительские, и профессиональные группы. Им есть чему поучиться друг у друга. Молодежная музыка развивается сегодня отнюдь не в тепличных условиях. И в какой-то мере это нормально. Новое всегда сталкивается с жесткими требованиями естественного отбора. Важно лишь следить, чтобы оно не погибло, отстаивая себя.
Этого мы и добиваемся!
Артем Троицкий, музыкальный критик:
"Им не хватает друг друга?"
Музыкальный критик Артем Троицкий был и на фестивале в Тарту, и на смотре любительских рок-групп и Ленинграде. "Сравните" - с этой просьбой мы обратились к нему.
Если раньше название "Дни легкой музыки" существовали для того, чтобы не произносить лишний раз опальное слово "рок", то теперь это настоящий праздник, где представлены все направления современной популярной музыки. Рок оказался в меньшинстве. Его потеснили другие стили. И в этом есть свои плюсы и минусы. Я не сторонник музыкальной ограниченности - хорошо, когда у зрителя есть возможность выбирать. Но, с другой стороны, в таком варианте теряется рабочая атмосфера: трудно проводить конкурс, если на сцене представители разных направлений, как их сравнивать?
С точки зрения организационной фестиваль в Тарту - завтрашний день Ленинграда. Но ленинградцы выигрывают в другом. В этом году неожиданностей в Тарту было немного. Лидеры остались прежние - те же, что и год и два назад: "Рок отель", "Мюзик-Сейф", группа Гуннара Грапса. Новое поколение музыкантов заявляет о себе пока что достаточно робко. Особенно это заметно, если следить о чем поют: лишь некоторые коллективы позволяют себе выступать с острыми песнями на злобу дня. Чего конечно, никак не скажешь о Ленинграде. В музыкальном отношении выступления на фестивале в Тарту были очень качественными, но, пожалуй излишне академичными. Развитие идет по пути чисто музыкальных экспериментов. К примеру, попыток синтеза классики, рока и джаза: группа "Руйя" исполнила композицию Игоря Гаршнека вместе с симфоническим оркестром, а коллектив "E-mc2" показал программу песен Шуберта. Эти эксперименты нередко свежи и интересны и по исполнительскому мастерству превосходят многое из тог, что можно было услышать в Ленинграде.
Бросается в глаза более узкая направленность ленинградского смотра-конкурса - рок. Может быть, это идет от того, что долгое неприятие рока вызвало ответную реакцию - стремление прозвучать только так, а не иначе, в своем кругу ценителей. Между тем реакция эта во многом уже осталась в прошлом. На последнем конкурсе не было прежнего болезненного ажиотажа, зато в полной мере проявились "детские болезни": весьма несимпатичное идолопоклонство, как следствие неожиданной, возникшей из ничего, из атмосферы почитания вокруг иных исполнителей.
Вообще, если сравнивать методику отбора групп для выступлений в Тарту и Ленинграде, я бы сказал, что в Тарту - слишком широко, а в Ленинграде - слишком узко. Мне кажется, разумнее всего проводить конкурсы для групп по одному музыкальному направлению и их победителей выставлять на фестивали. В отличие от Тарту поставленный в более жесткие условия борьбы за существование, ленинградский конкурс пошел по иному пути. Многие группы, такие как "Телевизор", "Кино", "Алиса", выступили с острыми проблемными и социальными программами. Молодые музыканты почувствовали, что время требует их слова, их четкой социальной гражданской позиции. Но хотелось бы чтобы и другие ленинградские коллективы последовали этому примеру вместо самоповторов и реминисценций. Это тоже, к сожалению было в Ленинграде. Между тем в Тарту как раз и не хватало "Телевизора", "Кино", "Алисы". Да наверно не только их Кого еще? Трудно сказать! К сожалению, на одном фестивале очень мало знают, что происходит на другом, и ничего не знают о том, что творится в других городах, где фестивали и конкурсы вообще не проводятся.
В Ленинграде, кстати говоря, была сделана импровизированная попытка провести конференцию представителей рок-клубов. Шаг нужный и верный. Клубы появляются в стране один за другим, а информации об их работе, встречах и выездных концертах почти нет. Замыкаясь в своих стенах, они обречены на весьма скудное существование.
Вполне реально сегодня создать стройную систему по принципу клуб - конкурс - фестиваль, в котором участвуют и любители, и профессионалы. Все на глазах у молодого зрителя. Широкие контакты, выступления в других городах, общие фестивали помогут молодежной музыке скорее обрести свое лицо. Сегодня тяга к творчеству у молодежи огромная. Это доказывают и фестиваль в Тарту, и смотр-конкурс в Ленинграде. Музыканты идут разными путями, но цель у них одна: сделать молодежную музыку полноправной частью нашей культуры. Получится ли это - покажет будущее. Ну а каким оно будет - зависит не только от музыкантов.
От редакции
Фотомост соединил два фестиваля. Два фестиваля, во многом не похожих друг на друга. И все же у них есть общее - оба они проводятся самодеятельными молодежными организациями. И оргкомитет "Дней легкой музыки в Тарту", и рок-клуб в Ленинграде появились по инициативе энтузиастов, которые помогают новому музыкальному направлению утвердиться в своих правах, искать и находить непосредственный контакт со зрителем. Они работали не один год, а те, кто должен бы им помогать по долгу службы, в основном ограничивались лишь бесконечными поисками ответа на вопрос: "Нужно ли это нам?" Ответа так и не нашли, а молодежная музыка живет, независимо от того, какого о ней мнения специалисты, критики, журналисты...
Нет сомнений, новые традиции растут чрезвычайно сложно и болезненно, не без досадных ошибок и просчетов. И все же тот конфликт, который постоянно выносится на поверхность - конфликт между новым и старым, - диалектичен, В нем - источник развития. Не стоило бы уделять ему столько внимания, если б долгие годы творческое соперничество не подменялось административными запретами. Проблема не только в роке. Представьте, завтра наши десятилетние создадут некий новый стиль под названием - ну, хотя бы "бумс". Можно быть уверенным, что он вызовет протесты тех, кто привык к другому, возможно, в его неприятии объединятся и рокеры, и джазисты, и симфонисты. И что же тогда? Все сначала? Способствовать самому широкому развитию молодежного творчества должны организационные перемены. Нужна очень мобильная система самодеятельных молодежных клубов, работающих на принципах самоокупаемости, и постоянные оргкомитеты, которые будут проводить региональные конкурсы. Все это касается не только рок-музыки. По той же схеме могут работать и театральные студии, и джаз-клубы... Итогом же всех трудов будут фестивали для лауреатов конкурсов. И конечно же - всесоюзные!
Фотомост
проводили
Михаил
Карелов,
Владимир Полубояринов.
Фото
Виктории
Ивлевой,
Евгения Шелешнева.
"Собеседник" №29 июль 1986