ЭТОТ ВЕСЕЛЫЙ РОК-Н-РОЛЛ
За те десть лет, которые Михаил
Науменко играет рок, каких только
противоречивых мнений он и его
группа "Зоопарк", созданная в
1981 году, не удостаивались.
Но, пожалуй, только сейчас дня самих
музыкантов, для их критиков и
поклонников пришло время трезвых
оценок, откровенного разговора о
проблемах не только этого
коллектива, не только
Ленинградского рок-клуба, но и
вообще рок-жанра.
Именно к такому диалогу наш
корреспондент и пригласил Михаила
Науменко, встретившись с ним в
Спортивно-концертном комплексе,
где сегодня начинается программа
"Рок-аттракцион"-2 с участием
группы "Зоопарк".
- Михаил, я вот вспомнил, как два года назад увидел вас с музыкантами "Зоопарка" здесь же, в СКК, - на концертах Владимира Кузьмина. Помню, удивился уже самому факту: музыканты из рок-клуба пришли на концерт профессионального исполнителя. Ведь тогда у каждой "стороны" существовали свои залы, своя "территория" - вступать в контакты, выступать вместе было как-то не принято. Признаюсь, не думал, что "Зоопарк" когда-нибудь будет давать свои концерты в СКК...
- Вероятно, и я не думал. А пришли мы тогда, потому что сам Володя Кузьмин пригласил. Мы и сейчас никому не навязывались. Ленконцерт попросил показать программу, после концерта во Дворце молодежи приняли ее без изменений. решив "дать музыкантам ставки первой категории артистов ВИА"... Затем нас и пригласили выступить в СКК. Некоторые наши поклонники, узнав об этом, недоумевали. Однако давайте посмотрим, как пройдут концерты, а потом уже ответим. Кстати, в самом ансамбле у нас тоже мнения разделились: выступать - не выступать. Повторилась ситуация, когда в ноябре прошлого года мы решали: будем ли выступать в программе "Диско-телетайп" Театра эстрады? Действительно, мы привыкли к своей публике, она привыкла к нам. Но привело это к тому, что на концерты "Зоопарка" приходили одни и те же лица. Вот нам и захотелось попробовать себя в новых условиях, на новом зрителе - ведь многие любители эстрады только помнят критические рецензии про "Зоопарк", слышали наши некачественные записи, порой многолетней давности...
- Действительно, лучше раз увидеть... Тем более что посмотреть есть на что! В прошлом году на IV Ленинградском фестивале любительских рок-групп "Зоопарк" предстал в новом варианте: пополнив состав вокальной группой, которая и музыкально и внешне эффектна, пластична. Эти перемены добавили новые краски.
- Нам нравится рок-н-ролл и ритм-энд-блюз - музыка живая, бодрая, неглупая.
- Новый образ "Зоопарка", однако, дал повод для упреков в том, что раньше ваши песни звучали более остро, сатирично, теперь же захлестнул игровой момент...
- Но "Зоопарк" и прежде не пытался морализировать, поучать. Много споров, я помню, вызвали песни "Пригородный блюз", "Песня простого человека", "Отель под названием "брак", однако это не "программные сатирические полотна", а скорей иронические зарисовки с натуры. Если слушатели узнали в них свои круг, себя самого, улыбнулись - это уже немало. Ирония - сильное оружие. Многие рок-группы - особенно начинающие - ударяются в сатирический пафос, "сокрушая" в своих песнях "все и вся", другие же ВИА, напротив, страдают помпезностью, "ни слова в простоте". Нам эти обе крайности не близки. Поэтому мы избрали иронию, стараемся говорить о вещах серьезных, но в игровой форме рок-н-роллов. Стихи в песнях, я считаю, должны быть без всякого пафоса, такими, как разговор с друзьями.
- В последнее время фирма "Мелодия" обратила внимание на любительские рок-группы. Вслед за диском "Аквариума", который в один день был раскуплен в магазинах грампластинок, готовится диск группы "Алиса", сборный альбом коллективов рок-клуба. Как у вашей группы складываются отношения с фирмой "Мелодия"?
- Андрей Тропилло. звукорежиссер пластинки "Аквариума", подвижник, записавший многие рок-клубовские группы в условиях любительской студии, недавно сказал мне, что он намерен "пробить" в Москве на "Мелодии" и наш диск. За основу, видимо, будет взят наш магнитофонный альбом "Белая полоса" двухлетней давности. Не могу сказать, что меня очень обрадовала эта новость. Если раньше "Мелодия", ТВ, радио любительские рок-группы вниманием не жаловали, то теперь говорят, предлагают: давайте записи, вас будут показывать, транслировать. Берут лаже старый, некачественно записанный материал. было бы куда полезнее помочь нам, дать возможность записаться с новыми песнями на профессиональной студии.
- Получив тарификацию для разовых выступлении в программах Ленконцерта, "Зоопарк по-прежнему остался любительским коллективом. Вокалистки Галина Скигина и Наталья Шишкина поют вечерами в ресторанных ансамблях, Александра Донских мы видели в "Землянах", в "Рандеву", остальные участники "Зоопарка" - гитарист Александр Храбунов, басист Сергей Тесюль, барабаншик Валерий Кирилов представляют немузыкальные профессии. Это наверняка создает трудности и на репетициях. Так почему бы вам не сосредоточиться на главном - попробовать стать профессиональным ансамблем?
- Знаете, больше всего боимся встать "на конвейер". Сейчас играем тогда, когда этого хотим, и слово "концерт" существует для нас в единственном числе. Мы играем концерт, а не концерты! Мы помним и обсуждаем каждое свое выступление. Любим выезжать в другие города по приглашениям различных рок-клубов, но не представляем, что гастроли могут затянугься на два-три месяца и петь "Мажорный рок-н-ролл" придется по нескольку раз в день. А именно такова жизнь артиста-профессионала - вам платят за каждый концерт, а заполнен зал или пуст - второй вопрос.
- Но не есть ли ваша позиция - уход, отстранение от сегодняшней реальности эстрадного жанра?
- А почему нужно принимать эту реальность как данную раз и навсегда? То, что гастрольная "гонка" вредит творчеству, ясно на примере множества солистов и групп, у которых все замыкается на стремлении набрать побольше концертов, "вписаться" в престижные телепрограммы.
- Действительно, ленинградские любительские рок-группы предложили иную модель творчества. Но сегодня, когда талантливым рок-музыкантам открыты все двери, когда жанр окружен таким вниманием, не будет ли меняться ситуация?
- В этом сезоне наш рок-клуб перешел на самоокупаемость. Теперь лучшие коллективы дают платные концерты - доход же перечисляют в "общий котел", на счет клуба. Все мы работаем на одно общее дело, надеясь, что самоокупаемость даст результаты и на заработанные деньги будет куплена аппаратура для концертов и записей. Следующим должен быть такой шаг: нужно тарифицировать музыкантов десяти-пятнадцати ведущих групп, что, кстати, в московской рок-лаборатории уже сделано. А в недалекой перспективе, думаю, созрев идея хозрасчетного подхода, когда главным критерием станет не число концертов, а число зрителей. Эта модель подходит и любительским ансамблям, и профессиональным, заставит музыкантов думать о зрителе, знать его интересы Тогда неизбежно плохие концерты в полупустых залах, станут никому не выгодны, тогда каждый выход на сцену будет событием н для музыкантов, и для зрителей.
Беседу
вел М. САДЧИКОВ
"Смена" (10.03.1987г.)