Вернуться в 1987 год

1986

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1988

В разных жанрахВ разных жанрах

ЕСЛИ внимательно присмотреться к панораме сегодняшней . музыкально-концертной жизни Ленинграда, то нельзя не заметить тех перемен, которые произошли в ней в последнее время. Процесс обновления, затронувший и сферу музыкальной культуры, дел слушателям возможность познакомиться с сочинениями, исполнение которых еще недавно было сопряжено с немалыми трудностями.

Одним из ярких примеров нового подхода к решению проблем молодежной музыкальной культуры может служить выход на концертную эстраду представителей различных направлений советской рок-музыки. Это заметно оживило ленинградскую афишу, сделало ее более насыщенной и интересной. Вообще многообразие жанров, предлагаемых в последнее время любителям как "серьезной", так и "легкой" музыки, стал едва ли не определяющим фактором нынешнего состояния музыкальной жизни города.

Но, разумеется, демократизация музыкального искусства вовсе не означает, что то или иное событие не нуждается в критическом осмыслении. Напротив, наряду с констатацией безусловных достижений сегодня особенно необходимы анализ и оценка сложных. а иногда и спорных музыкальных явлений. С этих позиций я и попытаюсь осветить отдельные концерты первых месяцев года, прошедшие в различных залах города и представившие слушателям довольно широкий спектр бытующих сегодня музыкальных жанров и форм.

Встречи с молодыми

То, что музыкальное исполнительство стремительно молодеет, - факт, не нуждающийся в доказательствах. Хорошо это или плохо - покажет будущее. Пока же слушатели пытаются найти ответы на два непростых вопроса: может ли юноша, еще не прошедший естественных жизненных испытаний, познать и раскрыть всю глубину гениальных творений, и не принимаем ли мы за подлинное творчество лишь яркую музыкальную одаренность и техническое совершенство?

К счастью, однозначного ответа на эти вопросы не существует, ибо, как известно, истина конкретна. Концертная же практика свидетельствует, что в исключительных случаях - и здесь лучшим примером может служить тринадцатилетний Женя Кисин - юные музыканты способны покорить, даже самых искушенных скептиков.

Среди многих встреч с молодыми ленинградскими музыкантами выделился концерт 19-летнего виолончелиста Леонида Горохова, выступившего в Малом зале имени М. И. Глинки в ансамбле с пианисткой Ириной Никитиной. Недавняя победа этих музыкантов на труднейшем конкурсе в Женеве принесла им широкую известность, обусловила тот повышенный интерес, который проявили к концерту многие поклонники виолончельного искусства.

Что же продемонстрировал молодой артист? В первую очередь редкую красоту и выразительность звучания инструмента, глубокую осмысленность исполняемой музыки, естественность и ясность музыкального мышления. Наиболее ярко эти качества проявились в исполнении Сонаты Ф. Шуберта и Дивертисменты Й. Гайдна. Что же касается второго отделения концерта, в котором прозвучали Соната Д. Шостаковича и Вариации Б. Мартину на тему Россини, то оно показалось менее удачным. Во всяком случае философская углубленность музыки Шостаковича оказалась пока еще недоступной молодым артистам.

Памятным событием минувших месяцев явился авторский концерт молодого ленинградского композитора Анатолия Королева, состоявшийся в зале Академической капеллы. Помимо "Трех напевов" для органа и уже известной слушателям композиции "В шуме ветра", в программу вечера вошла премьера - оратория "Житие князя Владимира", созданная на тексты из "Повести временных лет" и других русских летописей и былин.

Толчком к созданию оратории послужил живой интерес автора к отечественной истории и вполне понятное стремление положить в основу музыки текст старейшего из сохранившихся литературных памятников Древней Руси. С первых же звуков музыка оратории захватила, слушателей и не отпускала до тех пор, пока не завершилась последняя, 7-я часть. Сложность композиторской работы состояла в том, что подлинная музыка тех времен не сохранилась, и композитор должен был силой своего воображения воссоздать такую интонационную сферу, которая бы слилась в нашем сознании с современными представлениями о периоде прихода христианства на Русь и славных деяниях Владимира Красное Солнышко. Судя по восторженной реакции зала, с поставленной задачей А. Королев справился блестяще.

Нельзя не отметить и исполнителей - в первую очередь артистов хора Академической капеллы имени М. И. Глинки под управлением Аркадия Штейнлухта. Полноценному слушательскому восприятию помогла и то обстоятельство, что к программке концерта был приложен русский перевод со старославянского языка, которым, как известно, изложены древние рукописи и на котором пел хор.

Опера в концертном зале

"Любите ли вы оперу?" Ясного ответа на этот вопрос нелегко добиться даже от профессиональных музыкантов. "Да, - говорят одни, - мы любим оперу, но не любим те режиссерские и актерские решения, которые предлагают большинство оперных театров". "Нет, - отвечают другие, - оперу мы не любим. В ней, кроме музыки, одна лишь помпезность и мишура. Неясно, в каком веке осуществлена постановка, как правило, не слышно слов. Лучше уж обратиться к грамзаписи".

К сожалению, и с тем и с другим мнением приходится во многом соглашаться. Так, может быть, опера устарела как жанр и вовсе не нужна сегодняшним слушателям? С другой же стороны, известно, что попасть, к примеру, на "Евгения Онегина" в Кировском театре почти невозможно. Следовательно, дело не в жанре - а в том, как опера поставлена, как она спета и сыграна артистами.

Лучшим доказательством жизнеспособности жанра является тот интерес, который проявляют слушатели к концертному исполнению самых различных опер. И дело здесь не только в отсутствии большинства из этих опер на афише наших театров, но и в том, что в концертном зале нет места той пресловутой оперной "вампуке", которая так раздражает современную публику.

Говоря о концертном исполнении классического оперного наследия, нельзя не сказать и о подлинно просветительской работе, которую вот уже четвертый сезон ведет группа молодых солистов ленинградских театров под руководством артистки "Ленконцерта" пианистки Эмилии Блюминой.

Особенностью этой "труппы" является то, что, во-первых, она ставит оперы преимущественно XVIII века. некогда звучавшие в Петербурге, а во-вторых, пытаясь воссоздать эти оперы в том виде, в каком они звучали два века тому назад, работает в интереснейшем жанре камерного "интерьерного" театра. Отсюда и костюмы, и элементы театрализации, и стремление ставить спектакли в дворцовых залах Ленинграда и пригородов.

В репертуаре артистов оперы В. Пашкевича. Д. Бортнянского, А. Алябьева, различные концертные программы. Особой популярностью пользуется постановка "Севильского цирюльника" Д. Панзиелло. Недавнее представление этой оперы в театральном зале ДК работников просвещения (в спектакле, кроме Э. Блюминой, приняли участие Л. Касьяненко, М. Булатов, В. Лукьянов, М. Калиновскнй и В. Кочкин) продемонстрировало высокий профессиональный уровень артистов, их незаурядное вокальное и актерское мастерство. Жаль только, что спектакли этой труппы обходятся практически без рекламы.

И джаз, и рок

Те, кому уже исполнялось сорок, не могут не помнить времени, когда джаз начал завоевывать сердца молодежи. Сегодня, четверть века спустя, искусство джаза превратилось во вполне респектабельный вид музыкальной эстрады, и уже ничто не напоминает о тех трудностях, о той борьбе, с которой джазовые музыканты добивались общественного признания. В какой-то мере тот же путь врошли и ВИА, и молодежные рок-группы. Однако нынешнее время позволяет надеяться, что недавние гонения на рок-музыкантов уступят место спокойной доброжелательности, впрочем, не исключающей и взыскательной требовательности.

Последнее замечание представляется мне принципиально важным, ибо прямую параллель между джазом и рок-музыкой проводить все же нельзя. Если джаз - это в первую очередь исполнительское искусство, со своей строго очерченной музыкальной стилистикой, то рок-музыка - ярчайшая разновидность современной молодежной культуры - представляет собой синтез чрезвычайно широкой амплитуды музыкальных пристрастий с литературно-поэтическим творчеством. Именно это обстоятельство и объясняет необычайную сложность анализа и оценки этого явления, прогнозирования его развития и оказания профессиональной помощи.

Но сначала о джазе, точнее в концерте ленинградских джазовых пианистов, состоявшемся в Ленинградском концертном зале в рамках абонемента "Панорама джаза". Сложнейшее искусство джазовой импровизации а этот раз было представлено Аркадием Мемхисом, Сергеем Циркуновым, Давидом Голощекиным, Александром Гавриловым и Евгением Масловым, выступившими вместе с контрабасистом Дмитрием Колесниковым и ударником Олегом Бутманом.

Музыканты разных поколений и различных стилистических пристрастий, они тем не менее представили очень яркую к красочную картину современного состояния ленинградской фортепианной джазовой школы. Блестящий комментарий музыковеда Владимира Фейертга способствовал созданию творческое атмосферы, и концерт в целом, а особенно выступление Д. Голощекина и Е. Маслова, доставили слушателям немало радостных минут. Огорчало лишь то, что публики в зале собралось немного.

Совсем иная картина наблюдалась в концертном зале "Октябрьский" на вечерах цикла "Музыка для молодежи", в которых приняли участие ленинградская рок-группа "Аквариум", возглавляемая Борисом Гребенщиковым, и оркестр старинной и современной музыки под управлением Равиля Мартынова. Надо ли говорить, что зал не смог вместить всех желающих попасть на эти необычные по своей жанровой направленности встречи.

Успех этих концертов у слушателей превзошел самые смелые ожидания, и я уверен, что даже те, кто сомневался в самой идее проведения подобных вечеров, после концертов пересмотрели свою точку зрения. Однако бесспорность самой идеи не означает бесспорности всех моментов организации и содержания состоявшихся концертов.

Что же в представленной программе показалось не совсем убедительным? Прежде всего удельный вес участия в концерте камерного оркестра. Сложилось впечатление, что оркестр сыграл лишь роль некоего академического обрамления программы, в центре которой оказался "Аквариум". Мне же представляется, что цель подобных концертов состоит не в простом соединении классической и рок-музыки, а в попытке сопоставления устоявшегося наследия минувших веков и современной серьезной музыки с остро социальной направленности рок-культуры.

Не во всем удовлетворил и репертуар оркестра. Включив в программу произведения лишь старых мастеров, частично известные молодежи по различным эстрадным обработкам, организаторы концерта лишили слушателей возможности услышать острую и тревожную суть серьезной музыки, рожденной в нашем веке, уловить в ней яростный пульс современности.

Оставляло желать лучшего и качество звукорежиссуры. Если для рок-группы звукоусилителъная аппаратура является непременным атрибутом, то для камерного оркестра она абсолютно чужеродный элемент, требующий тщательной предварительной выветренности звучания.

Что касается "Аквариума", то нельзя не отдать должного таланту Б. Гребенщикова, великолепно обрабатывающему труднейшую для вокала фонетику русского языка. Однако не всегда оригинальные музыкальные интонации ряда его песен и отвлеченная символика некоторых текстов свидетельствуют о том, что перед нами явление отнюдь не бесспорное. Бесспорно лишь то, что коллектив находится в постоянном поиске. Об этом говорят и последние концерты, в которых "Аквариум" представил более половины новых песен.

Главное же заключается в том, что первый шаг по пути действительно широкой пропаганды существующих музыкальных явлений сделан. Хочется верить, что практика приведения подобных концертов будет продолжена и наша молодежь получит отличную возможность ближе познакомиться с самыми различными представителями музыкальной культуры Ленинграда.

Б.БЕРЕЗОВСКИЙ

"Смена" (25.03.1987г.)


Вернуться в 1987 год

1986

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1988