Вернуться в 1987 год

1986

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1988

ПеревертышиПеревертыши
Кто мешает работе творческой мастерской

Представьте ситуацию. Ложитесь вы спать нормальным человеком, а просыпаетесь чуть ли не "антисоветчиком". Конечно, за спиной шепоток "А с виду не подумаешь..." Начальство при вашем появлении шумно вздыхает. Друзья здороваться перестают. Старушки у подъезда откровенно вслед плюют. В чем дело? А в том. что кто-то отстучал на машинке пасквиль с душком и, что называется, за здорово живешь - вашу фамилию под ним поставил. Конечно, справедливость в конце концов торжествует. Доброе имя вам возвращают.

Именно в такую ситуацию попала немалая часть руководства и актива Московской рок-лаборатории. Впрочем, обо всем по порядку.

Полтора года существует Московская рок-лаборатория. Совместное детище единого научно-методического центра Главного управления культуры Мосгорисполкома, МГК ВЛКСМ и МГСПС. Не имеющая аналогов организация. Главная ее цель - помочь встать на ноги, самодеятельным группам. "Встать на доги" - понятие широкое. Это и поиски помещения для репетиций, в приобретение аппаратуры, и проведение концертов. На совести лаборатории не только оргвопросы, но и более серьезные задачи - такие, как, скажем, формирование музыкального вкуса начинающих певцов в музыкантов, вывод самодеятельных групп из "подвалов".

Большим в очень нужным делом занята рок-лаборатория. Но КПД ее мог быть выше, если бы ей не мешали, если бы не было людей, кто в лаборатории видит чуть ли не личного врага.
Кому ж мешает лаборатория?

Прежде всего всякого рода подпольным менеджерам. Теперь, когда большая часть этих самодеятельных групп вошла в состав лаборатории, взявшей на себя функции организатора концертной деятельности, они остались "не у дел", лишились "кормушки". Не продашь теперь в "красный уголок" комплект билетов по 10 рублей. Разве можно "простить" подобное?

"Костью в горле" встала эта лаборатория у тех, кто до недавнего времени метил на роль вождей подпольного рока. Они пытались сплотить многоликую массу непрофессиональных рок-групп под своим началом. В начале 80-х негативное отношение многих инстанций к рок-музыке создавало своего рода питательную среду для подобных настроений. Однако перестройка в культуре, новый, конструктивный подход к молодежной музыке выбили почву из-под ног "подпольщиков". Противоборство с организовавшейся а конце 1985 года рок-лабораторией новоявленным "вождям" оказалось не по силам. Один за одним самодеятельные коллективы выходили из-под влияния подпольных менеджеров. "Вожди" остались без подчиненных. Ораторы - без аудитории.

Отсюда и берет начало кампания, направленная на уничтожение лаборатории. Параллельно взят жесткий курс на компрометацию ее руководства (вспомним об эпизоде с подставкой чужих фамилий под клеветнической писаниной). Вот излюбленный прием подпольных рок-дельцов. Проводит, скажем, лаборатория концерт где-нибудь на окраинах столицы, они тут как тут. Подбивается окрестная "улица" на избиение музыкантов. ЧП пресекается, но начинает распространяться "утка": мол, не может лаборатория обеспечить порядок на своем мероприятии.

Другой пример. Приглашает какой-нибудь столичный клуб или Дворец культуры рок-коллектив из другого города. Однако, концерт из-за чисто хозяйственных неувязок срывается. Музыканты ругают культработников. Культработники оправдываются как могут. Для рок-дельцов такая ситуация - праздник. Моментально распускается слух: виновата во всем лаборатория, якобы "запрещающая" неугодные ей концерты.

В середине февраля в Одессе группа лиц под руководством опытной рок-менеджерши Н. Комаровой, представившись активистами лаборатории, учинила серию скандалов на концертах фестиваля, проводимого Одесским рок-клубом. Итог - письма местного руководства о недостойном повелении "руководства рок-лаборатории". На репутации - грязное пятно.

В то же время некто А. Гильдевбрандт, используемый подпольными менеджерами "на побегушках", спровоцировал рок-группу "НИИ-косметики" отказаться от участия в "Фестивале надежд" и написать жалобы на руководство единого научно-методического центра и лаборатории.

Люди, занимающиеся подобными "штучками", неплохо организованы, располагают основательными личными связями. Иные из них нет-нет да в прорываются на страницы печатных органов. И не в какие-то там многотиражки, а в авторитетные газеты и журналы. На страницах печати появились в последнее время материалы М. Сигалова (публикуется обычно под псевдонимом), набившего руку на переводах зарубежных статей о рок-музыке. Несколько лет назад он вместе с И. Смирновым и некоторыми другими молодыми людьми занялся изданном подпольного журнала "Ухо", позже переименованного в "Урлайт". Преследуемые при этом цели - прямое и косвенное охаивание деятельности рок-лаборатории, науськивание лидеров неформальных молодежных объединений на рок-музыкантов, смакование "жареных" фактов из мира отечественного рока. М. Сигалов в своих "официальных" публикациях предпочитает славословия в адрес Ю. Антонова, И. Николаева или Тото Кутуньо. На страницах "Уха" он смешивает с грязью ансамбль "Круиз", одновременно отвешивая ему же комплименты в официальной прессе.

С грустью следует признать, что большинство ваших газет и журналов просто не готовы к серьезному разговору о таком значительном и самобытном явлении отечественной культуры, как рок-музыка. В редакциях подчас отсутствуют специалисты, способные ориентироваться в этом явлении. Прежние подходы и. критерии оказались безнадежно устаревшими, но жизнь требует публикаций о рок-музыке. Стоило бы иным доверчивым редакторам почитать самоиздатовские выпуски, где их авторы преподносят новости из мира отечественной рок-музыки, непременно сдабривая их откровенной клеветой.

Для членов рок-лаборатории, ее актива вопрос ясен. Всех, кто "мутит воду", они знают поименно и в лицо. Давно мозолят им глаза "рыжий Сергей", "человек с квадратной головой" - Илья, которые, прикрываясь справками об умственной неполноценности, ставят палки в, колеса рок-движению. Давно знакома им некая Наташа по кличке Комета, прославившаяся устройством нелегальных концертов, заканчивающихся драками. Известен и "журналист" Миша, мастер по написанию подметных писем в инстанции.

Впрочем, возня вокруг концертов самодеятельных рок-групп не что иное, как обычная накипь, сопровождающая всякое большое дело. В том числе в такой сложный я противоречивый процесс, как становление советской рок-музыки.

Б. ЗЕМЦОВ.
"Комсомольская правда"


Вернуться в 1987 год

1986

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1988