Вернуться в 1987 год

1986

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1988

Как мы еще не писали о самодеятельной (самиздатовской) прессе, так вот, пожалуйста.


Чтиво из подворотниЧтиво из подворотни

- ДЮМА нужен? - Парень в подворотне у "Буккниги" внушительно похлопал по своему "днпломату". - Нет? А детективчик английский? Не интересует? Может быть, музыкой увлекаетесь? - "книжный жучок" воровато оглянулся - тогда по случаю могу одну штуковину предложить. Всего червонец...

"Штуковиной" оказался один из номеров самиздатовского рок-журнала "Урлайт". Перелистал. Любопытная подборка зарубежных новостей из мира рок-музыки. Рядом злобные статейки, где обливается грязью все, что принято считать в социалистическом обществе духовными ценностями. Толковый анализ творчества небесталанных отечественных рок-певцов и ансамблей. По соседству нецензурщина сродни той, что безымянные сатирики украшают стены некоторых общественных зданий...

Десятки за подобное "чтиво" я пожалел. Но встреча а подворотне "Буккниги" заставила о многом задуматься. Кустарные, плохо сброшюрованные "братья" "Урлайта" регулярно всплывают на "черных" книжных рынках Новосибирска и Ленинграда, Алма-Аты и Красноярска, Свердловска и Краснодара. Словом, география. У рок-самиздата самая обширная. Цены колеблются от пяти до десяти рублей, за экземпляр. Тиражи? И они идут в ногу со временем.

Все это значит, что мы имеем дело но с отдельным фактом, а с масштабным явлением. И, разумеется, как у всякого явления, есть у рок-самиздата свои причины и... свои последствия.

Начну со второго. С последствий. Цель и задачу иных статеек рок-журналов, кроме как дискредитация советского строя, советской современной музыкальной культуры, не определить. Достаточно вспомнить циничные издевки над известным тезисом "искусство принадлежит народу" ("Сморчок" № 116). А чего стоят восхваления бывшего советского гражданина, а ныне окопавшегося на Би-би-си ярого антисоветчика Всеволода Левенштейна, именующего себя Севой Новгородцевым ("Урлайт", № б)?

С последствиями ясно.

Попробуем разобраться с причинами.

- Собрались недоучки и решили "поиграть в журнале". Всего-то. И паниковать не надо...- запальчиво доказывал мне знакомый музыковед.

Паниковать никто не собирается. Но нельзя вовсе не замечать. Особенности психологии иных молодых людей таковы, что запретное манит и влечет.

Но не в одних возрастных особенностях дело.

Не будет громко сказано, но сегодня создание отечественной, по-настоящему молодежной музыки - одна из первоочередных задач. Успехи здесь пока только проглядываются. Что касается той музыки, что понимается под "традиционной эстрадой", то молодежь 16-20 лет к ней равнодушна. Кто спорит, Пугачева и Лещенко, Кобзон н Толкунова-"звезды". Значителен их вклад в копилку отечественной культуры. Однако социологические исследования, опрос различных групп молодежи показывают; молодежь тянется к рок-музыке. Причем чужеязычные шлягеры ее уже не удовлетворяют. Молодежь хочет слушать отечественную рок-музыку.

И такая музыка есть. В стране в последнее время появилось немало музыкантов и певцов, работающих в этом стиле. Они прекрасно владеют инструментами, за плечами у многих училища и консерватории. Они держат руку на пульсе жизни. Злободневные вопросы современности- главные темы творчества групп "Звуки МУ", "Центр", "Бригада С", "Ночной проспект" и многих других.

Но где можно прочитать о творческих планах этих коллективов? Где познакомиться с биографиями певцов н музыкантов? Почерпнуть информацию об особенностях стиля, в котором эти коллективы работают? Практически нигде.

Больше года существует при Московском горкоме комсомола "Рок-лаборатория". Активно заявляет о себе конкретными делами ленинградский "Рок-клуб". Предпринимаются попытки придать какие-то организационные начала жизни и творчеству рок-музыкантов в других городах страны. Дело это очень нужное и... очень сложное. Вот только где узнать о ценном опыте? О проблемах, с которыми сталкиваются и сами коллективы, и те, кто им помогает? Число публикаций по этим вопросам минимально.

Не спорю, в работах авторов-исполнителей Юрия Орлова, Петра Мамонова, Константина Канчева, Юрия Шевчука и других немало спорного. Бывает, рок-артистов "заносит" в оценке некоторых процессов и событий. Случается, и на сцене эти ребята могут "отчубучить" что-нибудь "эдакое". Но разве все это может служить причиной для того, чтобы на их творчество просто закрыть глаза, а их самих не замечать? Да и кто сказал, что все создаваемое молодыми должно быть непременно "причесанным", "гладким" во всех отношениях. Вот только немногие из спорных вопросов, возникающих вокруг, отечественного рока. Увы, все эти дискуссии носят в основном устный характер, не находя должного отражения на страницах газет и журналов.

В стране давно назрела необходимость создания молодежного музыкального журнала. И это не прихоть, не следствие того, что кто-то "пошел на поводу" у отдельной части молодежи. Отсутствие молодежного музыкального печатного органа порождает вакуум, который моментально заполняется поделками типа "Урлайта", "Сморчка" и т.п. Кстати, на Западе кое-кого дефицит подобной информации в СССР просто радует.

Вопрос о музыкальном молодежном журнале не нов. Еще в 70-х годах в "Комсомолке" начали раздаваться голоса, убеждавшие, что та кой журнал нужен. Для формирования музыкальное вкуса молодежи, для умелой отпора идеологическим диверсиям с Запада, для организации некоего центра современной музыкальной культуры. Однако тогда же прозвучали и железно-жесткие голоса "против". С традиционной ссылкой на трудности с материально-бумажно-технической базой. Хотя есть такая база. Вспомним журнал "Молодежная эстрада", существовании которого многие просто и не подозревают.

Окончательного решения пока не принято. А это значит: по-прежнему вокруг

отечественной рок-музыки будет возникать масса кривотолков, слухов и откровенных сплетен. И по-прежнему в подворотне у ближайшей "Буккниги" будет маячить некто, предлагающий в качестве "клубнички" свежей кий номер "Урлайта" или еще чего-нибудь в том же роде.

Б. ЗЕМЦОВ.
"Комсомольская правда"


Вернуться в 1987 год

1986

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1988