Вернуться в 1987 год

1986

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1988

ПОИСК ГАРМОНИИ

"АКВАРИУМ"

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ансамбль был образован в 1972 году. В первое время "Аквариум" выступает редко, круг его поклонников состоит, в основном, из знакомых и друзей. Но постепенно популярность ансамбля растет, а после всесоюзного фестиваля "Весенние ритмы. Тбилиси-80" уже многим любителям рок-музыки становится понятно, что "Аквариум" ожидает большое будущее.

В последующие годы "Аквариум" неизменно становится лауреатом всех фестивалей, в которых принимает участие, его самобытная творческая манера привлекает внимание все большего количества слушателей. Ансамбль много и с успехом гастролирует. Ленинградские музыканты побывали в Москве, Таллине, Риге, Вильнюсе, Куйбышеве, Новосибирске, Архангельске, Ярославле и других городах нашей страны. В составе "Аквариума" - девять человек. Это руководитель и основатель группы Борис Гребенщиков, лидер-гитарист Александр Ляпин, барабанщик Петр Трощенков, бас-гитарист Александр Титов, Андрей Романов - флейта, Всеволод Гаккель - виолончель, Михаил Васильев - перкуссия, Андрей Решетин - скрипка и Иван Воропаев - альт.

"МОЯ РАБОТА ПРОСТА - Я СМОТРЮ НА СВЕТ..."

В чем же заключается секрет популярности "Аквариума"? Почему название коллектива не сходит со страниц журналов и газет, а музыка ансамбля постоянно звучит в теле- и радиопередачах?

Ответить на эти вопросы вроде бы несложно - высокий профессиональный уровень исполнения, оригинальная музыка, своеобразные тексты... В то же время многие слушатели признаются, что не понимают, о чем же, собственно, поют музыканты и их лидер, автор музыки и текстов Борис Гребенщиков.

В самом деле, тексты большинства песен "Аквариума" довольно сложные, в них много непростых ассоциаций, неожиданных метафор, не поддающихся иногда буквальной расшифровке. Поэтому тем, кто хочет, чтобы все сразу стало понятно и доступно, становится неуютно в необычном поэтическом мире Бориса Гребенщикова.

Моя работа проста - я смотрю на свет,
Ко мне приходит мотив, я подбираю слова...

Как все просто, не правда ли? Сидит себе человек, смотрит на свет и подбирает слова... Да так любой сможет. Но эта простота - кажущаяся, далеко не каждый наделен таким даром. И обратите, кстати, внимание на слово "подбираю". Ведь речь идет не о стихах, а о текстах для песни, и значит, слово надо найти, подобрать, чтобы оно ожило, "заиграло" и соединилось с музыкой. Может быть, Гребенщикову это не всегда удается. Но...

"Я пишу так, как умею, я не могу иначе. А разве интересно, когда все сразу понятно? Я не пишу песен специально для молодежи, но я знаю, что наша музыка и молодым интересна, я знаю это из тысяч писем, которые приходят ко мне. Нет ничего страшного, если кто-то, послушав музыку "Аквариума", захочет прочесть несколько поэтических книг. Хуже не будет, если человек задумается над тем, чего не знал раньше".

"ДАЙТЕ МНЕ СПЕТЬ ПЯТЬ МЕЛОДИЧНЫХ НОТ"

Многие из вас знают, наверное, эти слова. Они - из песни "Глаз", которая вошла в диск "Аквариума", выпущенный в конце 1986 года фирмой "Мелодия". Однако давайте задумаемся - что стоит за этими словами?

Группа "Аквариум" существует с лета 1972 года. Первая пластинка выходит в свет зимой 1986 года, спустя пятнадцать лет! Между тем последние несколько лет ансамбль является одним из лидеров советской рок-музыки. Пластинка, выпущенная "Мелодией", состоит из двух студийных альбомов "Аквариума" - "День Серебра" и "Дети Декабря", представленных в сокращенном варианте. То есть из двух пластинок сделали одну... Хорошо, конечно, что есть хоть такая, ведь в недавнем прошлом ни Гребенщиков с друзьями, ни многочисленные поклонники группы о собственной пластинке и мечтать-то не могли...

Сейчас в нашей стране очень многое меняется в лучшую сторону, в том числе и отношение к рок-музыке. Ее уже не считают, как раньше, "музыкальной чумой", о ней пишут и говорят всерьез. Ну, а в семидесятые годы относились к ней совсем по-другому. Сколько талантливых групп исчезло, сколько одаренных музыкантов сошло со сцены - далеко не каждый умеет сражаться с бюрократами и чиновниками от музыки. Какие только злоключения не выпадали на долю "Аквариума"! Им запрещали играть, придирались к каждой строчке, на них писали жалобы и останавливали концерты. Были минуты, когда все хотелось бросить, когда уже не было, казалось, сил на бесконечную, изматывающую борьбу.

Дайте мне шанс,
Дайте мне ход.
Дайте мне спеть эти пять
Мелодичных нот...

Поддержку искать было негде, только друг в друге. И они опять начинали все сначала, и вновь репетировали, и выходили на сцены маленьких зальчиков, веря в то, что когда-нибудь все же должны настать другие времена. И вера в себя, в свое призвание оказалась сильнее всех препятствий!

"ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ"

Иногда это странно
Иногда это больше, чем я.
Едва ли я могу сказать.
Как это заставляет меня,
Гонит меня Двигаться дальше, двигаться дальше,
Как страшно двигаться дальше...

"Когда мы начинали все это, когда мы поднимали советскую рок-музыку, то скептики говорили - ничего у вас не получится. Не может быть рока на русском языке, все, что вы делаете, - это только подражание. Однако прошли годы и кое-что получилось", - говорит Борис Гребенщиков.

Теперь голоса скептиков звучат все тише. Рок на русском языке существует, его голос с каждым годом звучит громче и уверенней.

...В октябре 1986 года "Аквариум" дал серию концертов на сцене Ленинградского Дворца спорта "Юбилейный". В течение шести дней огромный зал - семь с половиной тысяч зрителей - был заполнен до отказа. Даже знаменитая английская группа ЮБИ-40, выступавшая в этом же зале двумя неделями раньше, имела меньший успех. Тут следует напомнить, что "Аквариум" не является профессиональной группой, это - любительский коллектив, входящий в состав Ленинградского рок-клуба. Музыканты не стремятся стать профессиональным ансамблем, чтобы избежать коммерческого отношения к музыке. Но все они - настоящие мастера своего дела, великолепные инструменталисты. Так, например, Александр Ляпин - один из лучших гитаристов Советского Союза. Недаром Ленинградский оркестр старинной и современной музыки под руководством дирижера Равиля Мартынова не "побрезговал" выступить вместе с "Аквариумом" в одной программе на сцене концертного зала "Октябрьский". Более того, оркестр, исполнявший Баха, Вивальди, и группа "Аквариум" поочередно сменяли друг друга.

"ГАРМОНИЯ МИРА НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ"

Раньше Борис писал песни довольно-таки "злые", остропроблемные. А потом, когда он стал постарше, в его репертуаре стали преобладать песни лирические, философские по содержанию. Кое-кому эта лирика кажется бегством от действительности в мир красивых слов. Однако это не так. Гребенщиков не забывает о сложностях реальной жизни, но для него очень важным является ощущение красоты и гармонии окружающего нас мира.

Гармония мира не знает границ.
Сейчас будем пить чай.

Чай и... мир! А ведь действительно, в жизни нет ничего несущественного и незначительного, только, к сожалению, об этом часто забывают. И Гребенщиков напоминает людям, что каждый час, а может быть, и каждый миг нашей жизни должен быть наполнен стремлением к добру и красоте.И тогда самые малые, обыденные дела станут важными, и только тогда можно будет стремиться к чему-то большему, потому что большое вырастает из малого.

Стремление к гармоничной, разумной, духовной жизни - главная цель сегодняшних поисков "Аквариума".

О. ВАЛЬКО
Фото В. Барановского

Статья сохранена Борисом Сагайдаком


Вернуться в 1987 год

1986

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1988