Вернуться в 1994 год

1993

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1995

АСТРАЛЬНЫЕ ПЕСКИ ГОРОДА

Сегодня небольшое, но емкое (как, очевидно, уже успели заметить постоянные читатели "ВП") пространство "Записок" будет предоставлено неким ментальным флюидам, возникшим в связи с новым альбомом "Аквариума" "Пески Петербурга". Перед тем как мы совершим погружение в метафизическую и трансцендентную стихию, я хочу сообщить прогрессивному человечеству свеженькую новость от "Аквариума". Хотя это и не совсем новость, а нечто вроде доброго призрака из прошлого. Один достойный человек, а именно Валерий Юрьевич Обогрелов, режиссер редакции детских и юношеских программ питерского телевидения, бывший во времена оны кем-то вреде аппаратчика "Аквариума", обнаружил у себя дома старый тамбурин, на котором была начертана дата "22 марта 1973-го или 74-го года" и также подписи членов группы, неграмотная, через "джи", надпись "Аквариум" на английском и многозначительные афоризмы типа "Бонг - это конг". Чем не сенсация? Вполне возможно, что через пару десятков лет этот тамбурин будет не самой дешевой вещью на свете.

Теперь перейдем к "Пескам". Прослушав альбом, Старый Рокер пришел к выводу, что его название не подлежит логическому осмыслению, являя собой типичный пример ассоциативного волюнтаризма. Что значит "Пески Петербурга"? На первый взгляд - ничего, ведь никаких особых песков в Питере нет, разве что на пляже у Петропавловки. Пески - это символ, передающий зыбучую эфемерность времени, его текучесть, рассыпчатость, неуловимость, неопределенность. Кстати, в начале 70-х в одной из забытых ныне песен у Бориса была строчка - "пески времен уносят нас". Кроме того, в альбом 1978 года "Все братья - сестры" входила песня под названием "Пески Петербурга", но к сборнику, записанному осенью 93-го, она отношения не имеет, хотя он и составлен из композиций самых разных лет. Фактически это очередной том "аквариумного" архива, правда, в те времена, когда песни были написаны, звучали они иначе, без насыщенных, как теперь, аранжировок, без гобоя и прочего, "Аквариуму" в прошлом совсем не свойственного.

Неискушённый слушатель легко может впасть в заблуждение, когда услышит филигранную отделку "Зачем?" или "Я не хотел бы быть тобой в тот день", а между тем это сочинения 82-го и соответственно 78-го года. Самая древняя тема - "Будь для меня как банка" из малоизвестных "циклических песен" датируется 74-м годом, а самая новая - "Юрьев день" - 1992-м, ее неоднократно играл "Аквариум" в последнее время; таким образом, пестрый сборник объемлет период длиной в восемнадцать лет.

Решительно невозможно уловить концепцию чередования номеров альбома, во всяком случае она не хронологическая, так как "Трачу свое время" (78-й год) идет после "Сельские леди и джентльмены", созданной уже в 1979-м. Скорее всего материал расположен в соответствии с неведомым нам замыслом или просто так, по наитию, что как раз и вероятнее всего. Однако не все ли равно? Если кто-то хочет получить исчерпывающую информацию по данному вопросу, то ему следует обратиться к самому Б. Г. Забавно представить, что услышал бы в ответ пытливый юноша (пытливая девушка)!

Вполне вероятно, что в будущем "Аквариум" выпустит еще не один сборник: не зафиксированных в студийных условиях песен не так уж мало, альбома на три, если не больше. Немного смущает все же некоторый едва уловимый диссонанс между новым звуком и архивными материалами, но "Аквариум" всегда был абсурдной, психоделизированной группой, поэтому особенно удивляться нечему. Да и не пропадать же добру! Есть неизъяснимая прелесть в реинкарнации старых мотивов, нездешних уже слов и полузабытых персонажей, в магическом перемещении во времени песков астрального Петеобурга.

Анатолий ГУНИЦКИИ
"Вечерний Петербург" (1994г)
Статья сохранена Борисом Сагайдаком


Вернуться в 1994 год

1993

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1995