АСТРАЛЬНЫЕ ПЕСКИ ГОРОДА
Сегодня небольшое, но емкое (как, очевидно, уже успели заметить постоянные читатели "ВП") пространство "Записок" будет предоставлено неким ментальным флюидам, возникшим в связи с новым альбомом "Аквариума" "Пески Петербурга". Перед тем как мы совершим погружение в метафизическую и трансцендентную стихию, я хочу сообщить прогрессивному человечеству свеженькую новость от "Аквариума". Хотя это и не совсем новость, а нечто вроде доброго призрака из прошлого. Один достойный человек, а именно Валерий Юрьевич Обогрелов, режиссер редакции детских и юношеских программ питерского телевидения, бывший во времена оны кем-то вреде аппаратчика "Аквариума", обнаружил у себя дома старый тамбурин, на котором была начертана дата "22 марта 1973-го или 74-го года" и также подписи членов группы, неграмотная, через "джи", надпись "Аквариум" на английском и многозначительные афоризмы типа "Бонг - это конг". Чем не сенсация? Вполне возможно, что через пару десятков лет этот тамбурин будет не самой дешевой вещью на свете.
Теперь перейдем к "Пескам". Прослушав альбом, Старый Рокер пришел к выводу, что его название не подлежит логическому осмыслению, являя собой типичный пример ассоциативного волюнтаризма. Что значит "Пески Петербурга"? На первый взгляд - ничего, ведь никаких особых песков в Питере нет, разве что на пляже у Петропавловки. Пески - это символ, передающий зыбучую эфемерность времени, его текучесть, рассыпчатость, неуловимость, неопределенность. Кстати, в начале 70-х в одной из забытых ныне песен у Бориса была строчка - "пески времен уносят нас". Кроме того, в альбом 1978 года "Все братья - сестры" входила песня под названием "Пески Петербурга", но к сборнику, записанному осенью 93-го, она отношения не имеет, хотя он и составлен из композиций самых разных лет. Фактически это очередной том "аквариумного" архива, правда, в те времена, когда песни были написаны, звучали они иначе, без насыщенных, как теперь, аранжировок, без гобоя и прочего, "Аквариуму" в прошлом совсем не свойственного.
Неискушённый слушатель легко может впасть в заблуждение, когда услышит филигранную отделку "Зачем?" или "Я не хотел бы быть тобой в тот день", а между тем это сочинения 82-го и соответственно 78-го года. Самая древняя тема - "Будь для меня как банка" из малоизвестных "циклических песен" датируется 74-м годом, а самая новая - "Юрьев день" - 1992-м, ее неоднократно играл "Аквариум" в последнее время; таким образом, пестрый сборник объемлет период длиной в восемнадцать лет.
Решительно невозможно уловить концепцию чередования номеров альбома, во всяком случае она не хронологическая, так как "Трачу свое время" (78-й год) идет после "Сельские леди и джентльмены", созданной уже в 1979-м. Скорее всего материал расположен в соответствии с неведомым нам замыслом или просто так, по наитию, что как раз и вероятнее всего. Однако не все ли равно? Если кто-то хочет получить исчерпывающую информацию по данному вопросу, то ему следует обратиться к самому Б. Г. Забавно представить, что услышал бы в ответ пытливый юноша (пытливая девушка)!
Вполне вероятно, что в будущем "Аквариум" выпустит еще не один сборник: не зафиксированных в студийных условиях песен не так уж мало, альбома на три, если не больше. Немного смущает все же некоторый едва уловимый диссонанс между новым звуком и архивными материалами, но "Аквариум" всегда был абсурдной, психоделизированной группой, поэтому особенно удивляться нечему. Да и не пропадать же добру! Есть неизъяснимая прелесть в реинкарнации старых мотивов, нездешних уже слов и полузабытых персонажей, в магическом перемещении во времени песков астрального Петеобурга.
Анатолий ГУНИЦКИИ
"Вечерний
Петербург"
(1994г)
Статья
сохранена Борисом
Сагайдаком