Вернуться в 1999 год

1998

Предыдущая статья

 

Следующая статья

2000

 

"Аквариум":
в центре пространства,
прозрачного со всех сторон

Традиционный летний концерт "Аквариума" состоялся. В перерыве между репетицией и выступлением музыканты группы позировли нашему фотографу. Б.Г., как водится, находился в медитативном расположении духа. На предложение присовокупить к фотографии интервью, пробормотал: "Мне сейчас нечего сказать. Это последний в сезоне концерт."
- Как так?
- Я знаю, когда можно говорить, а когда нельзя.
- Когда же?
- В сентябре.
В сентябре, так в сентябре. Успели поймать Олега САКМАРОВА, одного из старожилов группы. Он не полез в карман за оракулом. Но ответы его оказались интересными и содержательными.

- Всегда много разговоров о составе "Аквариума". Какова программа нынешнего, чего можно ожидать от него?

- Свою программу мы уже выполнили в этом году. Была отыграна программа "Электрический пес", в России было дано огромное количество концертов, все участники вложили в нее много своих душевных сил. Я считаю, что сезон прошел достойно.

- А дальнейшая работа с сегодняшним "Аквариумом" планируется?

- Об этом надо спросить Гребенщикова. А принцип любого состава: сначала рождаются песни, а потом уже они выбирают себе материальных носителей. Та программа, которая игралась весь этот год прямо связана с людьми, которые ее играли.

- Есть, видимо, в музыкальном отношении, какая-то константа и какая-то часть, которая меняется. Какую константу олицетворяете вы?

- Мне трудно судить, вам легче судить об этом. Но мне интересно находиться рядом с Гребенщиковым, рядом с этими песнями, в них, наверно, есть что-то родное для меня. Я не думаю, что это случайно. А новое, оно появляется естественным путем,практически не бывает нового как "нового вдруг", какие-то эволюционные изменения накапливаются, иногда прорываются, иногда формируется что-то, меняются технологии. Сейчас гораздо эффективнее использовать компьютерные технологии. Но при этом суть "Аквариума" не должна меняться. Она и не меняется. Ну, конечно, оболочка может меняться, а суть никогда. Если говорить высокопарно, есть неизменные общечеловеческие, общедуховные составляющие, которые стоят за песнями.

- "Аквариум" в течение продолжительного времени находился вне рамок традиционной культуры.

- В этом смысле некая уникальность, в общем, всегда существовала.

- И тематика нашей газеты связана с крайними проявлениями нашей культуры, а название "Сенатская площадь" само за себя говорит. Каково отношения "Аквариума" к явлениям, которые пытаются изменить, сломать общественную структуру и, в частности, к декабристам?

- За себя могу ответить, что бывают разные формы прогресса: революционная и эволюционная. И бывают моменты, когда люди хотят использовать прогресс просто для своих целей, своего Я, во имя корыстного интереса. Это ни к чему хорошему не приводит. Но когда людей какая-то идея толкает на активные действия, это бывает плохо, но может быть и хорошо. Я думаю, что декабристы не искали никакой корысти, они за идею переживали.
То же касается и истории искусства: если новаторство ради новаторства или ради собственных амбиций, часто оно проваливается. Если новые средства появляются из ощущения необходимости выразить новое чувство, это вполне естественно и хорошо. Мне кажется, что "Аквариум" всегда шел по естественному пути в поиске выразительных средств. По-этому "Аквариум" не был ни в аутсайдерах, ни в лидерах, ни в каком-то другом месте культурного пространства. "Аквариум" сам создавал свое культурное пространство и был его центром.

- Получается, что это замкнутая культура.

- Скорей это открытая культура, но сторонящаяся всего пошлого.

- Представьте себе картину: лет десять назад ночью идет по Васильевскому острову молодой человек. В карманеу него томик Сартра, а в руках - чемодан, где лежит несколько бутылок портвейна. Он идет на квартиру одного из своих знакомых, чтобы выпить с ним и со своими друзьями этот портвейн. Какое-то мощное поле вокруг "Аквариума" было и иногда проявлялось в таких, на первый взгляд, забавных, но реальных вещах. Можно ли сказать, что "Аквариум" создает вокруг себя некое культурное поле?

-Несомненно. Песни собирают вокруг себя людей, которые им близки, эти люди создают вокруг себя общее эмоциональное напряжение. Я не думаю, что это касается только "Аквариума". Любые серьезные люди, которые занимались искусством, всегда создавали вокруг себя какое-то поле.

беседовал Андрей КУДРЯШОВ
Сенатская ПЛОЩАДЬ (№2 29.07.99)


Вернуться в 1999 год

1998

Предыдущая статья

 

Следующая статья

2000