"Аквариум":
в
центре пространства,
прозрачного
со всех сторон
Традиционный
летний концерт "Аквариума"
состоялся. В перерыве между
репетицией и выступлением
музыканты группы позировли нашему
фотографу. Б.Г., как водится,
находился в медитативном
расположении духа. На предложение
присовокупить к фотографии
интервью, пробормотал: "Мне
сейчас нечего сказать. Это
последний в сезоне концерт."
- Как так?
- Я знаю, когда можно говорить, а
когда нельзя.
- Когда же?
- В сентябре.
В сентябре, так в сентябре. Успели
поймать Олега САКМАРОВА, одного из
старожилов группы. Он не полез в
карман за оракулом. Но ответы его
оказались интересными и
содержательными.
- Всегда много разговоров о составе "Аквариума". Какова программа нынешнего, чего можно ожидать от него?
- Свою программу мы уже выполнили в этом году. Была отыграна программа "Электрический пес", в России было дано огромное количество концертов, все участники вложили в нее много своих душевных сил. Я считаю, что сезон прошел достойно.
- А дальнейшая работа с сегодняшним "Аквариумом" планируется?
- Об этом надо спросить Гребенщикова. А принцип любого состава: сначала рождаются песни, а потом уже они выбирают себе материальных носителей. Та программа, которая игралась весь этот год прямо связана с людьми, которые ее играли.
- Есть, видимо, в музыкальном отношении, какая-то константа и какая-то часть, которая меняется. Какую константу олицетворяете вы?
- Мне трудно судить, вам легче судить об этом. Но мне интересно находиться рядом с Гребенщиковым, рядом с этими песнями, в них, наверно, есть что-то родное для меня. Я не думаю, что это случайно. А новое, оно появляется естественным путем,практически не бывает нового как "нового вдруг", какие-то эволюционные изменения накапливаются, иногда прорываются, иногда формируется что-то, меняются технологии. Сейчас гораздо эффективнее использовать компьютерные технологии. Но при этом суть "Аквариума" не должна меняться. Она и не меняется. Ну, конечно, оболочка может меняться, а суть никогда. Если говорить высокопарно, есть неизменные общечеловеческие, общедуховные составляющие, которые стоят за песнями.
- "Аквариум" в течение продолжительного времени находился вне рамок традиционной культуры.
- В этом смысле некая уникальность, в общем, всегда существовала.
- И тематика нашей газеты связана с крайними проявлениями нашей культуры, а название "Сенатская площадь" само за себя говорит. Каково отношения "Аквариума" к явлениям, которые пытаются изменить, сломать общественную структуру и, в частности, к декабристам?
- За себя
могу ответить, что бывают разные
формы прогресса: революционная и
эволюционная. И бывают моменты,
когда люди хотят использовать
прогресс просто для своих целей,
своего Я, во имя корыстного
интереса. Это ни к чему хорошему не
приводит. Но когда людей какая-то
идея толкает на активные действия,
это бывает плохо, но может быть и
хорошо. Я думаю, что декабристы не
искали никакой корысти, они за идею
переживали.
То же касается и истории искусства:
если новаторство ради новаторства
или ради собственных амбиций, часто
оно проваливается. Если новые
средства появляются из ощущения
необходимости выразить новое
чувство, это вполне естественно и
хорошо. Мне кажется, что "Аквариум"
всегда шел по естественному пути в
поиске выразительных средств. По-этому
"Аквариум" не был ни в
аутсайдерах, ни в лидерах, ни в
каком-то другом месте культурного
пространства. "Аквариум" сам
создавал свое культурное
пространство и был его центром.
- Получается, что это замкнутая культура.
- Скорей это открытая культура, но сторонящаяся всего пошлого.
- Представьте себе картину: лет десять назад ночью идет по Васильевскому острову молодой человек. В карманеу него томик Сартра, а в руках - чемодан, где лежит несколько бутылок портвейна. Он идет на квартиру одного из своих знакомых, чтобы выпить с ним и со своими друзьями этот портвейн. Какое-то мощное поле вокруг "Аквариума" было и иногда проявлялось в таких, на первый взгляд, забавных, но реальных вещах. Можно ли сказать, что "Аквариум" создает вокруг себя некое культурное поле?
-Несомненно. Песни собирают вокруг себя людей, которые им близки, эти люди создают вокруг себя общее эмоциональное напряжение. Я не думаю, что это касается только "Аквариума". Любые серьезные люди, которые занимались искусством, всегда создавали вокруг себя какое-то поле.
беседовал
Андрей КУДРЯШОВ
Сенатская ПЛОЩАДЬ (№2 29.07.99)