ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
М.НИКОЛАЕВ ЗАЧЕМ ЖЕ, ДЯДЯ...
Что бы потом ни
говорили про эту статью,
она ответ на сочинение дядюшки Ко
"ПЕСНИ ГОРОДСКИХ
ВОЛЬЕРОВ"
Так что советуем читателю обратить
внимание
в первую очередь не на резкость в
выражениях,
характеризующую как автора, так и
его достойного
оппонента, а на предает спора...
Если же кому-то захочется стать
добровольным арбитром и
сказать, кто из спорящих прав (или,
если точно, кто допустил
меньше грубых просчетов) -что ж,
тогда вперед!
Кой-кому в последнее время наша рок-критика стала представляться так: сидит веселящийся патриарх - дядюшка Ко. А вокруг - его благовоспитанные племянники. Дядюшка говорит, племянники учтиво поддакивают.
Написал, к примеру, дядя Ко статью о четырех людях: Гребенщикове, Макаревиче, Рыженко, но большей частью о Майке. С легкостию необыкновенной взялся он за этот неблагодарный и бессмысленный труд. Бессмысленный потому, что все четверо - авторы/лидеры соответствующих групп. И пусть даже на основе интуиции, но стоило бы возвестить нам, на каком пункте шкалы ( от "музыки для слов" до "слова для музыки") находится каждый из четырех героев.
Но, отделяя поэзию рока от музыки как таковой и ее аранжировки ( о неразрывной взаимосвязи этих трех компонентов дядюшка даже не потрудился упомянуть) он судит и рядит. Он провозглашет нам:"неповторимость словесном стихии рока обусловлена тем, что это - самая массовая непрофессиональная, но тиражируемая поэзия из всех, существовавших когда-либо". То же самое можно сказать о частушках.
Дядюшка отказывается писать о "качестве и 10" авторов. Его интересует лишь "факт наличия рок поэзии". Вот не будет он о качестве писать, как ни просите... Да не волнуйтесь вы - и просить не надо! Потому что уже на следующей странице начинается критический разбор - то есть и анализ качества. Не вините дядюшку в непоследовательности: из горных высей трудно разглядеть такую мелочь - факт нали-чия любом поэзии и зависит от ее качества!
Близится сакральный момент:- основные позиции дядюшки перечислены, сейчас начнется священнодействие. Ах, пардон, еще один маленький штрих: дядек за каким-то хреном охаял КСП, в том числе за символизм (каковой лежит в основе 3/4 всего нашего рок-творчества). И - повелительный жест рукой - отсылает нас искать в дерьмопроизводстве советской эстрады перлы поэзии абсурда (каковые сочиняются случайно, в спешке, из желания рифму" найти - платят-то по строчкам).
А вот теперь сакраловка пошла, нетленка поперла. Ну, про нее как раз интересного мало. Из трех страниц две с изрядным гаком отведены все-таки Майку (про которого, судя по названию, вся статья и затевалась). К чему тогда столько многообещающих теорий? Да просто от желания подогнать все под эталон, забить человека в систему, как гвоздь какой-нибудь.
И опять-таки, заоблачные выси подводят дядюшку, когда заходит разговор о четырех музах. Не разглядел Ко, что муз у них не по одной, а по целой ораве иногда. Марина, женщины из "ТВ" и "Роскоши" не имеют ничего общего с богемной чудачкой или неизвестной дамой из "Все что Я Хочу". Это у БГ. Сердцем и пером Майка попеременно владеют Сладкая Н. и не менее сладкая (но приторная) девица из "Золо-тых Львов". А где же была Макаровская училка с устоями, когда он создавал "Поворот" или творил бессмертные рифмы вроде "наконец - человек?" Может, не так уж прочны устои?
Да, кстати, с чего бы это "славная центровая давалка и в натуре пьяница" нам милей прочих дам? Или, может, "нам" в смысле Ко с племянниками? Тады ой.
Итак, Майк возводится на пьедестал. За что? За неумелые, однообразные, чудовищно растянутые песни? За упоминание всяких субстанций типа папирос, рома етс.? За эксгибиционизм (с каких пор это стало заслугой?)? Если все это хорошо, можно и за символизм похвалить. А его у Майка хоть ковшом черпай:
Мой евнух был
героем,
но он тоже погиб.
а также:
И вот самоубийца
берется за перо
И пишет.
а также:
И я летел так
высоко,
Что опалил свои крыла.
И когда я упал, я услышал звон,
Она сказала: это колокола. а также:
И тогда я поцеловал золотого льва,
Что стоял между мной и тобой.
И еще можно привести трехзначное число строчек - ибо Майк весьма многословен. Ах, ну да, конечно, символизм - это влияние БГ. А что без этого влияния невозможно обойтись? Значит, БГ сильнее?
Прелесть Майка для многих в кабацкой тоске а-ля Есенин. Но за такое настроение дядюшка уже облаял КСП. Да вообще, как можно под Есенина? Правильно, скажу я, не стоит под Есенина. Он и так рано умер.
Осталось еще приложение - пародии и "Плюс Двадцать". Оно говорит само за себя. Ограничимся двумя эпиграфами к этому гениальному охвостью бессмертной статьи: многострадальным "Кого ты хотел удивить?"(а правда, кого? и зачем?) и фразой героя Ле Карре: "Как я люблю, когда меня гладят по головке!" Вот я бы такое приложение написал, если б хотел заработать прочную репутацию кайфоломщика.
Ладно, дядюшка Ко. Ты уж не обижайся, ладно? Ты ведь у нас самый умный.
Везде побывал, все видел. Сыт всем по горло - аж с души воротит. Но зачем же от обжорства плевать людям в тарелку?
Майк тебя всего лишь развлек на минутку - стоило ли поднимать его на щит, облаивая остальных? Они же не виноваты в том, что тебе скучно. А так, конечно, развлекайся на здоровье. Только потише, потише.
Ухо № 2 /сентябрь
1982г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым