Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья


КАКОЙ Я ХОТЕЛ БЫ ВИДЕТЬ СОВЕТСКУЮ ГРАМЗАПИСЬ

Исключительно мал вклад в советскую популярную музыку от нашего поколения /я имею в виду возраст до 25 лет/, зато достаточно велик его вклад в несоветскую музыку. Поясняю: если сравнить в процентном соотношении количество и качество выпущенных нами "правых" грампластинок и "левых" пленок, усиленно тиражируемых спекулянтами, то левизна перевешивает примерно как 99:1. Спрашивается: в чем причина? Один из возможных ответов я собираюсь предложить в этой небольшой статье.

Для того, чтобы правильно понять ситуацию, необходимо узнать, как устроен производительный аппарат фирмы "Мелодия". А устроен он в виде следующего цикла:

I/ Сотворение продукта; 2/ Беготня за редакторами фирменной продукции с целью включения в план; 3/ Материализация идеи номера I/ в виде записи; 4/ Художественный совет; 5/ Возможный выпуск пластинки в отдаленном или не очень отдаленном будущем: 6/ Моральное удовлетворение; 7/ Материальное удовлетворение.

Вот в виде примерно такой, конечно, достаточно грубой, схемы, можно представить себе функционирование нашей любезной фирмы грамзаписи /и единственной/. Разберем по пунктам.

I/ Сотворение есть удел композиторов, стихоплетов, сценаристов, прозаиков, инсценировщиков - по отдельности, или все вместе. Этих всяких наименований видов творчества вместе с их представителями у нас - хоть пруд пруди. Основная, т.е. средняя возрастная категория этих людей - 30-40 лет. Большинство из них ведет довольно гряз-ный образ жизни. Пищу для творчества они берут из всевозможных постановлений, всенародных праздников и романтических переживаний своей незабвенной юности. Они редко признаются в том, что на душе у них нечисто. Большая часть желает, чтобы народ считал их ангелами небесными. Основная цель их творчества - урвать побольше бабок /пардон, деньжат/. В погоне за прибылью они не гнушаются ничем. Я лично был свидетелем низкопоклонства, подхалимажа и бессовестного и настырного пробивания явно никудышной продукции. Причем самое-то смешное то, что эти производители отлично знают цену своим произведениям! Но - несут, упорно несут, ибо, если не они, так кто же? Я считаю, что если не они, то - мы.

Номер 2/ ужасно занудный, с ним все ясно, и на нем останавливаться не хочется. Зато номер 3/ вполне заслуживает внимания. Дело в том, что любознательная фирма "Мелодия" имеет очень незначительное количество добросовестно оборудованных западной аппаратурой студий для обслуживания творческих коллективов. Поэтому процесс материализации записи происходит очень быстро и почти всегда неполно, некачественно. Пример Европы, в частности Англии, которая чрезвычайно богата высококачественной популярной музыкой, всевозможными мюзиклами и проч. и проч., говорит нам о том, что для достижения полного воплощения музыкального альбома длительностью около 45 минут требуется подчас около года работы. Ежедневной работы, многочасовой работы, работы с огромной отдачей.

Извините, я не знаю ни одной пластинки, выпущенной советскими исполнителями здесь, на родине, которая была бы доведена до конца. Везде есть доля брака, ОЧЕНЬ ЗАМЕТНОГО брака. Этот брак простителен самиздатовским писакам, которые не имеют миллионного оборудования, но уж на фирме такого размахя., как "Мелодия", он никак не допустим. Самое ужасное в том, что подчас допускается идеологический брак. Это означает, что выпускаемая продукция абсолютно не соответствует духу времени, мировому уровню производства и тянет деятельность фирмы назад. Зато очень выгодно отличается ситуация в плане выпуска самой современной продукции: современное объявляется буржуазным, чуждым по духу советскому искусству и таким образом огромное количество творческой молодежи, которая прекрасно улавливает дух сов-ременности, оказывается кастрированной на подступах к фирме. Зато ретрограды торжествуют. Они выпускают в 80-х годах гиганты, которые уже были выпущены на Западе в 60-х /по уровню информативности и по духу/, но значительно уступают им в качестве. Но поскольку здесь, у нас, еще никто такого не делал, то они объявляются пионерами советской эстрады /кстати, чего-чего, а этой псевдо "советскости" у них хоть отбавляй/. Вот, мол, у нас есть собственные звезды, не хуже, чем на Западе. НО: молодежь слушает в основном иностранную продукцию, потому что ее неизмеримо больше, чем нашей, и она неизмеримо разнообразнее. Что отсюда вытекает, мы уясним ближе к концу.

Номер 4/ имеет чисто условное значение, т.к. сквозь него проходит только то, что д о л ж н о быть выпущено /т.е. на это есть некая санкция, или мой папа зам. председателя худсовета/, а также то, что не д о л ж н о быть зарезано /а это не одно и то же - должно и не должно/, так что сами судите. Тем более, что средний возраст членов Худсовета - около 55 лет. Не многовато ли, а?

Номер 5/ знаменит тем, что с момента прохождения ном.4/ до ном.5/ может пройти около трех лет, а иногда и пяти лет. Как, учитывая темпы развития искусства и техники в нашу эпоху, можно выпускать такие провалы, совершенно непонятно. Это еще хуже, чем, например, построить первоклассный дом, скажем, высотное здание на Котельнической набережной, а потом этот дом лет пять держать пустым и никого в него не заселять, хотя все уже готово к заселению, да и желающих и нуждающихся - тьма. Ясно, что последнее - полный идиотизм. Вообще, если речь идет, например, о песнях, то им надо давать возможность выходить в свет как можно быстрее. Я говорю, что год - это от силы, да и то для долгоиграющего гиганта, а для миньонов год - это убийство. Я обвиняю руководство фирмы "Мелодия" в убийстве творческой продукции в результате ее запоздалого вопло-щения. Это происходит уже очень давно, а уж сколько на их счету жертв... Они их и не считают. Они даже не догадываются, как близка расплата.

Номера 6/ и 7/ в нашей схеме касаются набитых животов творческих работников, а внутри у них там еще и кишки, что нам совершенно сейчас неинтересно. Интересно смотреть на них только тогда, когда они голодают, потому что в эти моменты они могут производить нечто ценное для общества. Во все остальное время они довольно скучны, ибо не могут чаще всего говорить ни о чем, кроме своего собственного творчества, даже если его не очень хвалят.

Надеюсь, что мне удалось создать общую картину происходящего. Один только моментик у меня как-то уплыл из внимания, но по-моему, сейчас еще не поздно упомянуть о нем. Это о "левых" записях, блуждающих в несметных количествах в разных уголках нашей великой Родины и повествующих миру о страданиях народа. В "правой" области страдать не рекомендуется. Да и веселиться тоже не очень-то дают. Кстати, о веселье и страданиях. Логика, похоже, такая: как вы можете лезть со своим весельем, когда опасность мировой войны на носу, или: как вы можете лезть со своим страданием, когда мы строим коммунизм. Страдание, значит, мешает строить коммунизм, а веселье мешает проводить политику разрядки международной напряженности. Просто замечательная логика, не правда ли? Я тоже так считаю.

Ладно, хватит заниматься ерундой. Назревает вопрос: как можно допускать, чтобы творческая молодежь занималась выпуском левых пленок сомнительного качества с весьма сомнительными текстами, из-за того, что она не имеет доступа к своей родной фирме грамзаписи? А там ведь с ними никто разговаривать и не хочет, не то что пластинки выпускать. А сколько еще нашего брата дохнет как творческая сила из-за невозможности воплощения? Страшно сказать.

Короче, надо пересматривать устройство фирмы "Мелодия", реорганизовать ее так, чтобы обеспечить максимальную производительность продукции самой современной, самой насущной, самой необходимой и самой питательной для развивающихся поколений. Есть ли конструктивные предложения? Да, есть и конструктивные предложения. Производственный цикл фирмы должен носить, по моему мнению, следующий характер /еще одна схема/: I/ Сотворение продукта, 2/ Поиск этого продукта или, вернее, продуктов в массах, для чего должна быть создана система продюсеров во всех жанрах, и этих продюсеров должно быть ровно столько, чтобы они успевали следить за всем более или менее удачным, что делается в области как профессионального, так и самодеятельного искусства, в их задачи также можно включить помощь начинающим и подающим надежды коллективам, 3/ Воплощение продукта в виде записи, причем не должно быть никаких планов или очередей, ибо при условии открытых дверей количество продукции значительно возрастет благодаря работе продюсеров, а одновременно, я надеюсь, и качество, будет также наличествовать некая конкуренция, или творческое соревнование между авторами и коллективами, которое сегодня, прямо скажем, проиграно нами, по сравнению с мировым уровнем идей. Однако еще не все потеряно, силы есть, главное - правильно ими распорядиться. Я обвиняю руководство фирмы "Мелодия" в халатном обращении с миллионными ресурсами, которые суть народного творчества. 4/ Немедленный выпуск воплощенного продукта /естественно при условии некой редакции, достаточно жесткой, но вместе с тем - давать возможность доделывать и переделывать, а для этого необходим постоянный контроль опытных продюсеров за работой коллективов. 5/ Хорошая оплата за хороший труд. Что за издевательство, когда музыкант получает гроши за огромную работу, почти всегда, кстати, не только музыкальную? Что за идиотизм, когда музыкантам платят одинаково за 5 минут выступления в концертном зале, и за. полтора часа изнурительной работы? Кто это придумал? Наверное, враг народа.

Кстати, платят все равно гроши. Труд музыканта - особенно рок-музыканта - это одна из самых тяжелых морально и физически профессий, требующая колоссальной отдачи энергии. Жаль, этот вопрос не относится прямо к теме статьи. Я и на него уже наточил зуб.

При условии выполнения этой конструктивной программы я, как здравомыслящий человек, гарантирую повышение рентабельности фирмы и, что самое главное, обеспечение народа высококачественной духовной пищей.

УрЛайт № 4 /1985г./
Статья сохранена Владимиром Ивановым


Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья