Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья


КОНЦЕРТ, КОТОРОГО МОГЛО НЕ БЫТЬ
ДВА МНЕНИЯ ОБ ОДНОЙ ГРУППЕ, ОБРАЗОВАВШЕЙСЯ
2 М-ЦА НАЗАД

Не так давно в Москве состоялся первый концерт новой группы. Само по себе это событие достаточно интересное, а если учесть то плачевное положение, в котором сейчас находится дело проведения электрических концертов в столице, то интересное вдвойне. Не могу вспомнить, когда в Москве был последний НАСТОЯЩИЙ рок-концерт. По-этому дебюта "Искусственных детей" ждали с большим интересом. И поэтому же, переполненный впечатлениями, я не могу не поделиться ими.

"Дети" впервые собрались всего за два месяца до этого своего первого публичного дебюта, но организовали группу известные уже левые деятели Леша Дидуров и Володя Алексеев. Не могу вспомнить, как и когда они начинали, было это давно, и с тех пор много воды утекло. Как заметил однажды Боб Гребенщиков, правда, по другому поводу:

Двадцать лет - немаленький срок,
Двадцать лет я слушаю рок,
И не играй на гитаре, а стой у станка,
Я давно бы уж был ветераном труда.

Но, видимо, рок-музыка настолько притягательна, что в нее стремятся люди и вовсе бесталанные, для которых стояние у станка было бы разумной альтернативой.

Перед концертом группа нарочито долго настраивалась, но количество затраченного на настройку времени ни в какое новое качество не перешло. Когда ансамбль, наконец, заиграл, музыка его неожиданно напомнила тот период нашей жизни, когда на эстраде господствовали исключительно ВИА, а в народе были популярны ныне забытые /слава богу!/ "Smokie". То бишь, музыка "Искусственных детей" - худший образец наших ВИА середины семидесятых, непонятным образом перенесенный в сегодняшний день. В общем, малопривлекательное зрелище.

Виновны в этом, видимо, сами Дидуров и Алексеев - ведущие лидеры ансамбля - это они сочиняют соответственно тексты и музыку для группы. Помимо них, в составе "Детей" еще четыре человека: басист, ударник, лидер-гитарист и флейтистка - девушка с романтическим именем Оля Л. Басист вызывал к себе некоторое сочувствие как человек, не умеющий играть, но все же играющий. Остальные трое оказались хорошими музыкантами, и оставалось непонятным, что они делают в группе такого низкого пошиба. Лидер Витя, внешность которого - нечто среднее между Джимми Пейджем и Ситковецким, смотрелся лучше всех остальных. Играл он хорошо, стоя боком к залу и аутично дергая струны. Когда же к нему присоединялась флейтистка Оля, становилось совсем хорошо. К сожалению, Оля играла мало, а во второй половине концерта - и вовсе затихла. Ударник вел себя скромнее всех, но стучал здорово. К сожалению, Дидуров даже не сказал, как его зовут /свою фамилию он произнес за вечер не менее двадцати раз/. Но, повторяю, спасти "Детей" даже эта тройка хороших музыкантов не смогла. Единственно, в чем ИД преуспели - это поведение на сцене.

Начну с того, что все хорошие музыканты стояли на сцене справа, причем на краю был лидер-гитарист. Все "плохие", или же просто не умеющие играть, заняли левую половину, крайнее левое место поочередно занимали басист и дрыгавшийся перед микрофоном Дидуров. В центре стоял с двенадцатиструнной гитарой Алексеев /он же, естественно, лидер-вокалист/. От него как от композитора и музыканта, пожалуй, все ждали большего /по крайней мере, ряд вещей ИД, периодически исполняемый им в дальнейшем без группы на акустических квартирных концертах, слушался все же лучше/. Играл Алексеев с таким вымученным видом, будто его забрали на пятнадцать суток и все эти пятнадцать суток присудили играть на гитаре взамен подметания улиц. В середине концерта он вдруг рассказал совсем не смешной бородатый анекдот про грузина - зачем, спрашивается? Что же касается Дидурова, то он, пожалуй, больше всех постарался, что-бы группа имела такой отталкивающий облик. Дидуров представился как основной автор текстов группы. Однако, слова были настолько убоги, и пропевались они настолько невнятно, что после концерта в голове моей осталось лишь непонятное словосочетание "ощипанный пингвин". Между песнями Дидуров без конца рассказывал о себе, громко называл свою фамилию, декламировал какие-то пошлые прибаутки в духе уездных конферансье, а также упоминал о некоей поэтической "новой волне", лидером которой он себя, видимо, считает. Следует признать, что даже тексты "Примуса" поэтически намного сильнее. Не говоря уже о других. Как-то неожиданно Дидуров вдруг рассказал, что был раньше журналистом центральной прессы и прочел свою длинную поэму о Севере, у которой было то достоинство, что она хоть читалась внятно. К сожалению, так и осталось неясным, что же заставило этого разложившегося типа сменить престижную у нас и хорошо оплачиваемую профессию журналиста на неясную и трудную стезю рок-музыканта. Сколько ни думай, не найдешь ответа.

Если говорить по существу, то у рока с Дидуровым, конечно же, нет и не может быть ничего общего. Если очистить группу от его дремучей пошлятины, она все же смотрелась бы лучше. Очень хорошо Дидурова характеризует одна из рассказанных им на концерте историй о том, как он в детском саду изучал в тихий час в темноте строение девочек и его застали за этим очень важным для него занятием. С тех пор поэт Дидуров боится, когда включают свет. Не слишком ли затянулась для него эта учеба? Дидуров рано начал, но и сейчас для него, уже далеко не юноши, нет дела важнее и интереснее, чем продолжение изучения девочек. Видимо, это и по сей день его единственный творческий стимул. Были у нас времена, когда сексуальная революция и все связанное с ней выглядело новым и актуальным. Сейчас, ко всеобщему удовольствию, проблемы эти успешно разрешены и поэтому потеряли свою былую остроту. Поэтому нынче выносить их на первый план в своей жизни можно, будучи либо законченным сексуальным маньяком, либо - действительно "ощипанным пингвином".

Что же до концерта в общем, то это было совершенно неповторимое и неописуемое зрелище. Многие номера исполнялись по два раза, точнее - по полтора. Вещь просто прерывали на середине и начинали играть сначала. Настроиться так до конца и не удалось, несмотря на активную помощь из группы "Зебра". На протяжении всего концерта меня не оставляла мысль, что концерт этот был заранее отрепетирован и подстроен ЦТ, чтобы заснять для передачи типа "Вокруг смеха" пародию на выступление ВИА и изрядно повеселить народ.

Я уже упоминал, что музыка "Детей" - это худшие семидесятые. Вспоминаю, как в конце 70-х на школьных вечерах играла масса самых разных групп. Играли "Grand Funk", "Immigrant Song", какие-то свои робкие вещи. Все же эти группы были лучше ИД - искреннее, непретенциознее, даже сыгранное, хотя они, конечно, не обладали такими зубрами, как Витя. С тех пор наш рок ушел далеко вперед, достиг больших высот. Но если раньше рок-концерт был делом почти привычным, то теперь само это словосочетание почти исчезло из повседневного лексикона, стало раритетом. Результаты налицо. Если запретить играть хорошим группам, посредственность сразу же полезет изо всех щелей, стремясь занять их место. И кто знает, куда и как далеко мы забредем на этом пути.


ИСКУССТВЕННАЯ ГРУППА !

Где-то уже полгода в столице глухо с "электричеством". Если, конечно, не брать в счет открытие "Pen Clubа", или как его назвали "Рок-клуб" /"Pen" - от слова пенис, лат./. Но тот концерт был для привилегированной комсомольской верхушки, людей спортивного типа в штатском и профессиональных музыкальных барыг.

Народ совсем оКСПэшился. Выступления в квартирах, при закрытых дверях и окнах, с отрывом от хвостов. Все меньше музыки - всё круче тексты, да скоро и музыка не потребуется. И сбудется тогда мечта местных заправил по борьбе с Рок-музыкой - РОК дезактуализируется социально. И родится тогда новое поколение меломанов. Вот построятся они в шеренги и замаршируют со своими текстами на трезвую безалкогольную голову, т.к. трезвый человек менее сентиментален. Панк тогда покажется "итальянцами".

Но недавно возможность такого исхода русской роковой субкультуры была приостановлена состоявшимися выступлением московской группы "Искусственные дети", которая образовалась всего два месяца назад.

О группе известно следующее. Одиночный композитор, вокалист и гитарист Владимир Алексеев в течение многих лет выступал на самых различных мероприятиях и для друзей, и за бабки, и без бабок. Исполнял он песни на стихи московских поэтов, А.Дидурова преимущественно. Но в конце концов его, вероятно, утомили сольные дела, и он пригласил сотрудничать с ним Алексея Кулаева - вокалиста и гитариста ряда самодеятельных московских групп. Они стали называться "Дуэт Алексеев и Алексей". Благодаря тому, что оба они были ребята не промах и имели кучу "литовок", то выступили весной на "фестивале" в г.Зеленограде и понравились публике. Им даже не вырубали микрофоны и не врубали на полную мощь ревера. Видимо, это было связано с тем, что дуэт "Алексеев и Алексей" вышел /оккупировал/ на сцену сразу после незабываемого и поэтому прерванного администрацией хэви-металлического выхода группы "Тяжелый характер". Видимо, за кулисами шли разборы различных сортов администрации с этой доблестной командой, а в то время Алексеев и Алексей безнаказанно пели на сцене.

Потом снова было немало квартирных выступлений. Но "А и А" уже не устраивало их КСПэшное звучание. И они образовались в группу, куда также входят: флейтистка Ольга .... лидер-гитарист и вокалист Дима ..., барабанщик Боря ... и маракасник Алексей Дидуров, выполняющий функции конферансье. Автор статьи не располагает сведениями о флейтистке Ольге, лидер-гитаристе Диме, но слышал, что в далекие времена барабанщик Боря играл вместе с А.Кулаевым. Что касается маракасника А.Дидурова, то он автор большинства текстов песен группы "Искусственные дети", а недавно выпустил в сотрудничестве с людьми из ДК альбом "Райские песни", мотивируя это тем, что он живет в РАЮ.

В двадцатых числах августа, ближе к полночи, на станции метро =Рабоче-крестьянская= собрался пипл послушать электричество "Искусственных детей". Надежные люди подземными ходами провели их в бункер, куда не найдут дорогу нехорошие люди. Надо отметить, что отличительной особенностью группы является наличие полного отсутствия аппарата и базы. Они и репетируют на квартирах друг у друга. Аппарат удалось набрать у тех, кто также репетирует на квартирах, но хоть через что-то, хотя в зале все звучало довольно прилично - можно было даже разобрать 80 % слов. По своей скромности и стеснительности ребята не стали беспокоить И.Кобзона с просьбой о выделении им аппарата для выступления.

Вот примерное описание сэйшена.

Все исполнители заняли свои рабочие места. Маракасник Дидуров голосом дворцесъездовского конферансье объяснил, кто они такие и что будут делать. При этом он балагурил, каламбурил и прибаутил, а также эксплуатировал эротический механизм смеха. Первая вещь "сыграй мне старый рок-н-ролл" прозвучала несколько нервозно, затем все поехало более ритмично. Перед сценой постоянно маячил фотограф, запечатлевая исторические мгновения. Народ в зале сидел и внимательно слушал. Он бы слушал еще внимательнее, если бы не лидер-гитарист Дима, который с крейзовым прикидом упорно выдавал нагловатые хардовые запилы. Дима, по словам Кулаева, утяжелил и даже в какой-то степени изменил музыку Алексеева. Лично меня приятно удивило, когда, можно сказать, чисто КСПэшная музыка в песне, где "... я хочу напиться чаю" зазвучала стараниями Димы в металле.

Барабанщик Боря тоже мешал слушать тексты; он смачно долбил в барабаны, заглушая собранный общими усилиями аппарат. Эти два оппозиционера вроде и вообще не собирались проникаться актуальной тематикой про незавидную социальную реальность в песнях, которые Алексеев с помощью Алексея и при участии Дидурова доносили до ушей слушателей. А КСПэшная сатира вместе с юмором, благодаря нетоварищескому отношению этих развязных разгильдяев /Димы и Бори, конечно/ воспринималась в традициях социалистического реализма и ассоциировалась с журналом "Крокодил".

Приходилось выбирать: или расслабленно балдеть, или напряженно вслушиваться. Лично я знаком с текстами песен "Искусственных детей" и поэтому предпочел эмоции интеллекту, смакуя наиболее наглые музыкальные творчества.

Остальные трое участников группы занимали компромиссную позицию: флейтистка Ольга своими напевными звуками, временами отрывисто звучащими, удачно вписывалась в лидер-гитарно-барабанное легкомыслие, словно упрекая и укоряя за это вышеназванных оппозиционеров, и не менее удачно вливалась в песенный КСПэшно-мелодический жанр Алексеева, как бы поддерживая, сочувствуя и разделяя социальные неурядицы, о которых пел он. Что касается маракасника - московского поэта А.Дидурова, то он все время тарахтел маракасами, конферансьировал и, кажется, был доволен всем происходящим. Он даже сам спел несколько своих вещей, когда другие музыканты перекуривали, перекусывали и глотнули по четверти глотка алкоголя.

Интересно было послушать, как Леша Кулаев, взяв в руки диамант, и вместе с Ольгой и Борей, игравшем тихо, исполнил 2 песни на слова А.Дидурова в классически-романсном ретро /немного неточно определил, т.к. забыл эти мелодии/. Лицо Леши К. было при этом серьезно-трагическим, когда он с достоинством их исполнял. Но пипл, по-моему не врубился, что там происходило на сцене, хотя задумка интересная, как мне показалось.

Еще один интересный момент выступления, когда гитарист Дима хрипло вокалировал все в той же вещи, где "... я хочу напиться чаю...". Мне понравилось.

Трудно, да и вряд ли возможно, достаточно объективно /не люблю это слово/ осветить в славном журнале "УРР'ЛАЙТ" достоинства и недостатки группы "Искусственные дети", да и нужно ли вообще. Да и нужны ли вообще московским рок-ребятам эти вонючие слова: дос-то-ин-ство, не-до-статки. Эти термины давно определяются престижностью занимаемого поста.

Я скажу только, что меня радует, когда устраиваются сэйшена уже лишь потому, что это "огорчает" других товарищей, что на них мне не нужно тратить сил, чтобы противостоять "общепринятой" рефлексии. И потом еще некоторое время сэйшеновая астральность защищает меня от дебильного конформизма. Меня радует, что живут в Москве чуваки-"энтузиасты" этих дел. И меня приятно удивляет, что КСПэшный бард Владимир Алексеев - участник хэви-металловско-хард-рокового ВИА. Хотя, кто знает, чем всё это закончится и к чему все это. Бумажный паук получил поддержку железного паука.

12.09.85
АМБРАЗУР ПУЛЕМЕТОВ

УрЛайт № 4 /1985г./
Статья сохранена Владимиром Ивановым


Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья