ВЫСОКИЕ ГОСТИ ИЗ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Цыплят по осени считают - утверждает пословица. Осень издавна - время сбора плодов, подведения итогов. Увы, традиционный осенний концерт в городе 3. с самого начала не мог претендовать на подведение итогов московского рок-н-ролльного года. Концертная деятельность в Москве находилась в это время в столь безнадежно кататоническом состоянии, что и вспомнить почти нечего. Было, правда, несколько хороших домашних концертов, да вот еще слухи шли о ярком выступлении тяжелой группы "Тяжелый характер". Свежую струю приносили порой заезжие гастролеры - вспомним недавние совместные алисо-башлачевские выступления. В общем, неудивительно, что на осеннем концерте под Москвой играли не свои команды, а две группы Рижского рок-клуба - "Сельский час" и "Цемент" /иначе говоря, "С'МЕNТ"/. Впрочем, размышления о судьбах московского рока начали уже набивать оскомину, а перспектива послушать таинственные латвийские группы вызывала приятное волнение.
Концерт имел широкий резонанс: на площади перед залом толпилась большая куча народу, с нетерпением ожидавшая начала. Однако никто не пытался проникнуть с черного хода или разбить вдребезги стеклянную стенку: все терпеливо ждали начала и чинно, без давки зашли в зад с билетами, зажатыми в кулаке, как будто собрались и не на рок-концерт, а, скажем, на фильм Глеба Панфилова "Васса". В приподнятом настроении все расселись по местам, заполнив весь амфитеатр того легендарного зала, в котором играли в свое время все звезды: "Аквариум", "Трек" и другие, а недавно - и упомянутый выше "Тяжелый характер".
Вначале играла кантри-группа "Сельский час" - квинтет из двух мужчин в белых брюках и трех - в черных. Выступление было встречено собравшимися с большой теплотой и довольно-таки искренними аплодисментами. Запомнилось хорошее банджо. Понравилась и раскованность, с которой держалась команда на сцене. В общем, как раз-влекательная группа, она всех вполне удовлетворила, а претендовать на большее ансамбль и не пытался.
Отыграв свое, кантри-группа уступила сцену группе "Цемент", которая, как объявили, играет в стиле "бит-бит 60-х годов". Перед вторым отделением был небольшой перерыв, в котором опять ничего не случилось. Вообще, образцовый порядок, царивший на протяжении всего концерта, заслуга даже не столько организаторов. Просто все пришедшие слушать рок в этот вечер показали высокую сознательность, не было ни драк, ни распития спиртного в туалетах, ни даже танцев в проходах.
Но вернемся к барашкам. Перед выступлением Андрей Яхимович, лидер "Цемента" /он же, по совместительству, президент Рижского рок-клуба/, прочитал короткий, но пространный манифест, в котором было сформулировано творческое кредо группы. Выяснилось, что "Цемент" считает своим долгом пропаганду лучших образцов нашей молодежной музыки - а именно песен на стихи М.Пляцковского, М.Танича and others. Пока притихший зал с удивлением слушал манифест, удалось разглядеть, что А.Яхимович сильно патлат, обут в туфли на платформе весьма железобетонного вида, носит сильно расклешенные штаны и пиджак с невероятно широкими лацканами, а также имеет клипсы в ушах и дамскую заколку в хаире. Его облик заставлял вспомнить знаменитые строки про гопников, которые мешают жить. Но вот "Цемент" заиграл. Один за другим шли жестокие рок-н-роллы с четкими гатарными запилами. Лидер Андрей не только пел и попиливал, но еще и старался пританцовывать со своей гитарой. Его взрывной темперамент передался залу, и все бурно заторчали. Несколько вещей спела солистка "Цемента" Н. - девушка весьма крутого облика в темно-красном и с ленточкой в волосах. Запомнилась баллада "Я жду моряка" на стихи М.Танича, которую она пела, безнадежно простирая руки в зал. В лирике Танича ей удалось открыть такие глубины пост-панка и просторы безысходного пессимизма, что оставалось только подивиться таланту молодой певицы и мастерству группы. Андрей исполнил "На зарядку" и "ПТУ-рок". Добрых слов за хорошую игру и живописный облик заслуживают также басист и ударник группы. К сожалению, выступление талантливого ансамбля оказалось коротким. Время пролетело незаметно. Зал долго не отпускал музыкантов, но даже самая горячая овация не смогла вернуть "Цемент" на сцену /комментарий - см. ниже/. Примирившись с этим, все понемногу кончили аплодировать и стали расходиться, не спеша делясь впечатлениями о прошедшем сейшене.
Справедливости ради отметим, что было и несколько критических замечаний в адрес "Цемента" - за однобокость программы. Отчасти они верны, но "Цемент", увы, не смог показать весь свой репертуар. Причина тому лежит, видимо, в той же плоскости, что и злове-щая женщина в черном, сидевшая на концерте во втором ряду и бдительно метившая в своем блокнотике исполненные литованные песни. "Сельский час" не породил перед ней серьезных проблем, но с "Цементом" все было не так просто: песни вообще, конечно, соответствовали пахмутово-добронравовскому реестру, да вот... В общем, где-то на третьем цементовском хите черная цензорша, осознав полную бесперспективность своего занятия, поплыла в отдельный кабинет катать на организаторов телегу.
Так, кстати, и не удалось славному "Цементу" исполнить последний свой хит - гениальную композицию Ю.Богатикова на стихи И.Кобзона "Комсомольцы - беспокойные сердца", по замыслу завершавшуюся тонкой рифмой: "беспокойные сердца, у которых нет конца" - грозные лица оборвали наметившуюся акцию. Короче, львиная доля творческого потенциала "Цемента" уехала вместе с ним нетронутой назад, в свободную Латвию.
В целом все остались довольны: музыканты - теплым приемом, организаторы - успешным проведением, остальные - отличным концертом; но промерзший тротуар и холодное осеннее небо опять потянули на пессимизм. Когда еще, скоро ли попадешь на такой концерт?
Но тут поползли слухи о выступлении на следующий день "Браво" - первом его общедоступном концерте после известного перерыва в деятельности группы. Может, это и есть признак долгожданной весны?
УрЛайт № 5 /1985г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым