Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья


"НАУТИЛУС" /Свердловск/
/зарубки Робинзона Крузо/

Раньше я ходил на концерты, теперь слушаю музыку дома.

Выхожу на порог своего малогабаритного Острова и аккуратно, чтобы не замочить ноги, прутиком пытаюсь подтянуть к себе проплывающие мимо Острова очередные продукты жизнедеятельности различных музыкальных групп. Если это удается, стряхиваю с кассеты пыль, налипшую за время странствий, ставлю на свой маг, сажусь в мохнатое кресло и слушаю.

"ДК", "ДДТ", "Отряд им. Чкалова", "Алиса", "Странные игры", "Зоопарк" - Боже мой, как ласкает слух эта музыка, как терзает мое сердце память о прошлом. О времени, когда мой Остров был Материком. Когда концерты были местом встречи и сосредоточением неофициальной культуры столицы. Увы, прошли времена Великих хеппенингов, наступило время Великих странствий. Но об этом довольно.

Сегодня … 85 г. мне в руки попала новая кассета. Я ставлю её на магнитофон. Жду музыку...

Раздается хрипловатый мужской бас. Как ни странно, речь. Медленная, почти с одышкой:

- С тех пор, как умолкли все песни, которых я не знаю, я не могу успокоиться, ведь раньше была совсем другая музыка. Где я, кто я, куда я?...
- Это Б......в? - Я вспоминаю о покойнике.
- Нет, это не Б......в, это "Наутилус", - отвечают мне.
- А, - я прикрываю веки.
- Я отрезаю от себя части, все это бьется в бессилье об пол. Я весь навстречу музыке, я смотрю на нее во все глаза, слушаю во все уши, но я не вижу ее и не слышу. Тогда от-чего же я думаю, что она есть?!

Дальше идет музыка. О чем же поют ребята? Ребята поют о взрослении, о расставании с девушкой своей мечты, о мисс Америке.

Good Bye, Америка

Когда умолкнут все песни,
которых я не знаю,
в терпком воздухе крикнет
последний мой бумажный пароход
Good Bye, Америка! О!
Где не был никогда.
Прощай навсегда!
Возьми банджо, сыграй мне на прощанье.
Мне стали слишком малы
твои тертые джинсы.
Нас так долго учили любить твои запретные плоды.
Good Bye, Америка! О!
Где я не буду никогда.
Услышу ли песню,
которую запомню навсегда?!

Очень лирическая песня и очень грустная. Чувство заброшенности, изолированности от реального, "теплого" человеческого мира не покидает меня все время прослушивания "Наутилуса". Увы, такая участь Робинзона. Находясь на необитаемом Острове, навязчивой становится мысль о смерти.

Лампа, гардины, развалинный стол -
Все это пляшет в последний раз в жизни,
Все это бьется в бессилье о пол,
И чем слабее - тем звуки капризней.
Силой толкая меня из тепла,
И замирая на каждом шагу -
Как бы опять моя смерть не пришла -
Я ее видеть уже не могу!
Старые люстры витают по залам.
Чувствую жалость во взглядах ко мне.
Если бы смерть от меня отказалась,
Я бы уснул в летаргическом сне.
Но вот и невеста с косой на плече,
Саваном белым, как легкой фатой,
Машет. Боится - обратно ни с чем.
Крикнула страшно: "Пора, дорогой!"
Нет, извини меня, видно, судьба,
Свадьбу отложим до лучших времен,
Ты подожди, я вернусь навсегда,
Будучи браком с тобой погребен.

Говорят, свердловские группы слишком увлекаются мистикой, что первый диск "Наутилуса" был сплошной "мистикой". Я не слышал первого диска "Наутилуса" /такова специфика времени: пишешь о том, чего не видел, говоришь о том, чего не слышал/, плохо разбирал слова на концерте свердловской группы "Трек", не слышал "Урфин Джюса", но если кто-то должен напоминать в музыке о смерти - пусть это делает Свердловск.

Кстати, в Москве сейчас говорят о "потеплении" климата в офисах. Министерство культуры и Сo носится с идеей создания Московского рок-клуба /МРК/, а в столичных Домах культуры по-прежнему не разрешают выступать группам, отличным от "Землян"! Разве это не "мистика", разве не напоминание о смерти?! МРаК.

Буги-вуги
Буги-вуги такой жестокий танец!
Буги-вуги такой нерусский танец!
Он падает когда на голову мне -
Бреду в темноте, а словно во сне.
Бути шепчет в уши, бути лезет в душу мне.
Буги-вуги - это образ жизни!
Буги-вуги - это образ мысли!
Отцепи наушники от головы,
Каким же дерьмом набиты наши мозги!
Бути слепит глаза, не видно ни зги.
И с какой же стати я должен все это терпеть?!
Я хочу жить, как все, и хочу, как все, умереть!
Но дэнс... Буги-вуги дэнс. Ещё...
Буги-вуги живет у меня в волосах,
Буги-вуги сидит у меня на плечах.
О! Буги-вуги, и! Бути с косой! Буги-вуги!
Буги-вуги! Буги-вуги! Буги-вуги!

У ребят есть энергия. Это чувствуется. Направленная не на то, чтобы уходить от реальной жизни, а чтобы легче переносить бремя одиночества. Приятно, что энергия эта проявляется не в форме эпатажа, хулиганства /впрочем, не столь уж большой порок для рок-музыки/, а в форме лирической грусти, доходящей порой до саможаления и самооплачивания, хотя и не без иронии.

- Алчик, Алчи, где ж ты, мальчик, где так долго пропадал
Видишь, Алчик, мама плачет, где ж ты, милый, пропадал?
Отчего ты смотришь вправо, почему ты дышишь в нос?
От тебя табачный запах крепких, взрослых папирос.
У тебя в кармане рюмка, у тебя в ботинке нож!
Ты растрепан, неопрятен, на кого же ты похож?!
Отчего тебя качает? Почему ты все молчишь?
- Мама, мастер дядя Коля ждет давно меня внизу.
Вот те ножик, вот те спички - я на работу выхожу.
- Алчик,Алчи,где ж ты,мальчик, где так долго пропадал?

Минор. Наиболее употребляемые слова "Наутилуса": "последний", "навсегда", "с косой на плечах". Песни пронизаны пессимизмом, что даже можно назвать группу декадентской по умонастроению.

Отказ от идеалов 70-ых годов с их джинсовой Америкой и в то же время ностальгия по "молодежному бунту", по музыке, с которой можно жить. Евангелие от "Битлз" - тянет Робинзона к целительному источнику рок-музыки, чтобы окончательно не превратиться в одичалое животное. Я, пленник необитаемого Острова, беру в руки электрогитару, магнитофон - играю, танцую, слушаю - мне нечего вспоминать, я знаю слово "кайф" понаслышке, но я не хочу отпускать от себя ритм, который живет во мне. Это ритм правды, ритм жизни, ритм красоты! Это рок.

Р. КРУЗО
М О С К В А 85
УрЛайт № 7 /1986г./
Статья сохранена Владимиром Ивановым


Содержание

Самиздат

Предыдущая статья

 

Следующая статья