КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ ИДЕАЛИЗМ
1. Что привело к такой постановке вопроса?
Современная наша рок-музыка представляет из себя бурление многих ингредиентов. В процесс втягиваются огромные массы народа и целый букет социальных групп. Сложность явления уже давно превысила возможность использовать его в двух словах. Рок-процесс формирует уже не первое поколение со своей речью, мышлением и образом жизни.
Настоящие тезисы представляют из себя попытку осмыслить феномен советского рока в рамках более широкого процесса - краха старого идеализма.
2. О старом идеализме
Был такой человек, который выразил одной фразой сущность старого идеализма. Мы все хорошо знаем его фразу: "Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо ..." - учили в школе. Очевидно, что идеализм старого образца не хиляет в нынешнем потребительском обществе, жители которого ставят точку в вышеприведенной фразе сразу после слова "надо".
3. Что такое идеализм и зачем его понадобилось реорганизовывать
Под идеализмом мы будем понимать такие иллюзии, живущие в психике человека, как вера в любовь, в дружбу, в добро, в лучшее счастливое будущее, в возможности человека и т.д. Это - вера, она аксиоматична, или она есть или её нет, она не требует доказательств, да они и невозможны. Для начала выкинем из рассмотрения тех людей, которые не питают вышеперечисленных иллюзий. Оставшуюся часть населения разделим на 3 группы, условно обозначаемые как воспитатели, воспитуемые и остальные. Воспитатели стремятся, часто неосознанно, повлиять на идеализм окружающих. К воспитателям, в частности, относятся все рок-музыканты. Воспитуемые стремятся выбрать из потока жизненной информации какой-нибудь вариант идеализма. Остальные занимаются и тем и другим одновременно. В свою очередь воспитателей также удобно разделить на 3 группы: разрушители имеющихся видов идеализма, охранников имеющихся идеализмов и строителей новых видов идеализма.
Очевидно, что за пределами этой классификации идеалистов в Союзе нет. Заметим также, что в категорию "охранников" попадают лица, принимающие Решения в нашем обществе /ЛПР/. Обратим также внимание на то, что полное отсутствие идеалистов в нашем обществе превратит его в страну биологических промышленных роботов. Даже простое сокращение удельного веса идеализма в нашем общественном сознании уже сейчас заметно портит нам жизнь, потому что только идеализм способен указать нам пути развития и направление движения к лучшему будущему. Если же мы хотим для себя лучшего будущего, то мы должны начать с реорганизации идеализма, ибо имеющийся слишком стар для нынешних условий, а предлагаемые варианты пока слишком слабы.
4. Идеализм, идеология и рок-музыка
Рок-музыка - основной предмет борьбы воспитателей за сознание воспитуемых. Во-первых, потому что основная специфика рок-текстов - преобладание образов-действий /действий в общем смысле, т.е. по отношению к идеалистическим представлениям слушателя/. Без этого действия рок вырождается в эстраду. Это действие стихийно, не направленно, и обладает всем разрушительным могуществом и строительной ограниченностью стихий. Действие, насыщающее рок, служит катализатором наших общественных движений, отчего и образуется с виду бессильное бурление. Во-вторых, рок постоянно, хочет он этого или не хочет, соприкасается с идеологией. Происходят столкновения двух сторон, которые по-своему сильны, по-своему хорошо вооружены и, как это ни странно, слишком слабо осведомлены друг о друге. Да и что они могут знать друг о друге, когда у нас нет серьёзных идеологов рок-движения? Поясняю на примере:
Марксизм, бесспорно, основная идейная ценность нашего общества. Откроем книжку и читаем: идеология произрастает из экономики, но не сама по себе и отнюдь не автоматически. Массы не формируют идеологию, этим занимается специальная группа ученых. Закроем книжку, посмотрим вокруг. Рок - на 99 % идеологическое движение, но до сих пор им занимаются журналисты, комсомольские вожди и разного рода юристы. Умных идеологов что-то не слыхать.
5. Крах старого идеализма
Ещё задолго до начала рок-движения в нашей стране начался некий интересный процесс пересмотра святынь. Такие люди, как В.Аксенов, бр. Стругацкие, движение КСП, В.Высоцкий стали осторожно задавать вопрос: ТАК ЛИ ХОРОШО ВСЕ ВОКРУГ, КАК МЫ ГОВОРИМ? Сам по себе этот вопрос не расходится с основными принципами нашего общества и показывает, что кое-кто просто желает лучше жить не только материально. Однако, историческая обстановка сложилась так, что такая постановка вопроса не удовлетворяла эстетическим запросам ЛПР. Под их косыми взглядами деятели этой первой волны начали свои эксперименты по развенчиванию и развинчиванию старого идеализма. Оформилось массовое, прекрасно организованное движение, образованных людей под названием КСП. С самого начала оно было обречено на провал. Причины: а/ созерцательные и описательные настроения, б/ ориентация на прошлое, в/ ирония.
а/ Люди хотят жить, учиться и бороться, а для этого описания и созерцания не подходят, б/ КСП осветило забытые имена и пробудило интерес к истории. Это им в плюс. Но должен же кто-то говорить о настоящем и будущем! КСП слабо стыковались с сегодняшним днем, напоминая человека, который идет вперед, а смотрит назад. Такой человек, разумеется, в хорошее место не придет /что и случилось в действительности/. Все движение КСП блеснуло и ушло в анналы истории, оставив о себе в память недоверчивый, болезненно сомневающийся и разрушительный для идеализма образ мышления. Незаметно им заразилось все наше общество. КСПисты отравили огромное количество неустойчивых, молодых, склонных к депрессиям, а сами разошлись допи-сывать диссертации. Исходя из своих представлений о хорошем тоне, некоторые КСПисты все же пытались предложить заменитель тому идеализму, который они подорвали. Но их идеалистические программы оказались едва ли не слабее старого идеализма и захирели вместе с ними.
6. Рокеры доламывают идеализм
В то время, как ихдыхало КСП, успев нанести по идеализму смертельный удар, формировался новый отряд - рокеры, оснащенные аппаратурой, развитой и действенной музыкальной культурой и бескомпромиссными текстами. Как только движение рокеров набрало силу, от старого идеализма полетели перья. Рок-процесс* вливал огромные дозы энергии или взрывал все, к чему прикасался. За короткое время рок-процесс обзавелся веером восходящих и нисходящих тенденций, личностями, эксцессами, легендами, слу-хами, т.е. историей. Кстати, кто там сможет, начните писать историю нашего рок-движения, иначе потом нам собак навешают, не дай Бог.
Разрушительный образ мышления стал законным и единственным, рокеры мастерски овладели всем арсеналом орудий разрушения - от отстраненной иронии до прямой ругани. Ирония - ядовитейшее из орудий, привела к самоотравлению КСП и отравляет сейчас многих рокеров. Разрушители вошли во вкус, и каждое новое направление нашего рока уже оценивается только по масштабам сваленного или хотя бы укушенного идеала. Под одну косу попали как положительные, так и отрицательные стороны старого идеализма, взамен же уже ничего не предлагается.
И вот к столу идеалистических яств пришли панки. Под панками мы будем подразумевать тех молодых потребителей, какими их хотят видеть родители, но лишенные идеализма последних. Это определение подразумевает, что панки в нашем обществе существовали всегда, а рок-процесс лишь снабдил их нынешним размахом и внешним ликом. Презрение к идеализму у них в крови, но ломать уже нечего - до них постарались. Панкам остались лишь элементарные детали и отбросы старого идеализма, каковые они с остервенением стирают сейчас в порошок. Было бы недально-видно усматривать в их делах протест. Протест кончается там, где начинается панк. Наши панки не проявляют недовольства, потому что они обеспечены предметами потребления, а потребление у нас свято. Поэтому панки и мещане - одного поля ягодки. Потребление определяет градацию панков от уличных экзотических шмоточников до рафинированных потребителей искусства и потребителей впечатлений.
7. Ну и что?
А вот что: СССР обеспечено на будущее отвратительным мурлом мещанина. Скорее даже не мещанин будет выглядывать из-за спины СССР, а наоборот. Лица, принимающие решения, получили свою зарплату, заполнили папки, протерли кожаные кресла, но не смогли воспрепятствовать появлению в нашем обществе поколения без идеализма и без положительной программы на будущее. ПРИПЛЫЛИ. Все большая часть советских людей удовлетворяется сегодняшним положением вещей и плюёт на будущее, а следовательно, не имеет его. Следовательно, нисходящие тенденции в культуре и общественном сознании, несмотря на хваленый прогресс. Отсюда рафинированное потребление, пресыщенность, нигилизм**. Николай Островский по нынешним меркам - истерический мазохист.
8. Выдающиеся строители
Строителей-идеалистов очень мало. Строить сложнее, чем ломать. Выдающимися строителями были "Битлз", идеализм которых до сих пор недостижим и неуязвим. В нашей стране строителей такого ранга еще не было. Битловский идеализм не решил проблем /потому что идеализм проблем не решает, а только ставит их/, но созданный ими культ любви многим служит светилом в этом обществе одиноких сердец.
9. Положительная программа
Пора нам, наконец, сформировать единое общество - ведь врагов у нас много, а трещины в нашем монолите лезут уже за штукатурку. И все вместе построим мир, в котором не стыдно будет жить. Для этого нужна настоящая положительная, т.е. со-зидательная идеалистическая программа.ЛПР сами не раскачаются на такое дело, им нужна инициатива снизу. Поэтому положительную программу должны делать все, и особенно наиболее профессионально подготовленные рок-музыканты. Со стороны ЛПР требуется хотя бы не мешать, пусть даже из-за этого придется ликвидировать пару кресел. На карту поставлено не более, не менее - наше будущее, а на таком фоне личные счастья преступны. Положительная программа требует творчества, строительства от всех, в том числе и от ВАС ЛИЧНО. Вы ещё ничего не строили, но придется научиться, если хотите завтра жить лучше, чем вчера и сегодня.
10. Объявление
Итак, сегодня объявляется всесоюзный конкурс на лучшую идеалистическую положительную программу для советского человека. Участвуют все. Приз - прижизненный памятник в сердце Москвы - гарантируется.
* Здесь употребляются
термины "рок-движение" и "рок-процесс". Сами по себе рокеры
принципиально не могут
организоваться в "движение",
они больше мечтают о том, чтобы
отбить у Союза Композиторов
незаконно получаемые
композиторами бабки. Тер-мин "рок-движение"
подразумевает движение и изменение
идеалистических конструкций в рок-текстах,
т.е. движение идеализмов. а не их
носителей.
**
Нигилизм имеет
любопытную историю. Сначала
Базаров у Тургенева, затем "Бесы"
Достоевского, нигилизм которых
очистил от последнего идеализма и
логически завершил Ницше. А после
Ницше сами знаете что было.
УрЛайт № 7 /1986г./
Статья
сохранена Владимиром
Ивановым