МЕДЬ ЗВЕНЯЩАЯ И КИМВАЛ БРЯЦАЮЩИЙ
30.04.ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ/КРЕМАТОРИЙ/НЕБО&ЗЕМЛЯ
В программе ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА фигурировали все "ключевые слова, на которые положено шумно реагировать: "Маркс", "гласность", "Ельцин" и даже "рок-лаборатория" (вот мы, мол, откуда, такие крутые!) Не хватало только одного - искусства (ни музыки, ни поэзии, ни артистизма). В результате претензии коллектива "глаголом жечь сердца людей" выглядели так же несостоятельно, как приставания старого оборванного ханыги к модным барышням где-нибудь на автобусной остановке, заведомо не обеспеченные ни эстетически, ни физиологически, ни материально. Как спел чуть позже В.Сигачев: "но в этом ни любви, ди секса нет!"
Не совсем понятен мне и жизнерадостный визг некоторой части публики по поводу КРЕМАТОРИЯ/КРЕМА (ныне без Трегубова, который обратился в ДЫМ). Впрочем, другую часть аудитории, которая вела себя спокойнее, вокалист кладбищенски-кон-дитерского /в зависимости от того, насколько официальна тусовка/ состава не очень вежливо обозвал "мертвецами". Безусловно, свой музыкальный образ у этих одетых в черное могильщиков есть: это "рок плюс скрипка" (ср.: НОЛЬ - "рок -плюс баян", ЧАЙ-Ф - "рок плюс балалайка" етс), но в отличие от двух названных групп (и, кстати, от памятного москвичам ШАНСА!) это фундамент без здания. В принципе можно догадаться, на что покушаются КРЕМ-овцы: на своего рода "Москву кабацкую" в хип-пистской аранжировке. Но видит Бог, при нынешнем уровне текстов это не проще, чем получить... скажем, из петрушки анашу. Тексты КРЕМА не просто непрофессиональны - они непрофессиональны по-графомански; многословие их местами перерастает в то претенциозное словоблудие, которое с легкой руки бессмертного Шумова стало первым и, кажется, последним творческим достижением нашей рок-блеватории (напр., опус под названием "Америка"). Впрочем, из программы КРЕМА иногда выплывали и приятные ассоциации: то с ранним КИНО, то (под нежные звуки скрипки) - с рыженковским ФУТБОЛОМ, но чтобы по-настоящему полюбить эту группу, надо, наверное, принципиально не слушать ни одной свердловской или ленинградской.
Наконец, единственное действительно симпатичное лицо Автора принадлежало Владимиру Сигачеву, б. клавишнику уфимского состава ДДТ, ныне возглавляющему группу НЕБО & ЗЕМЛЯ (плюс Борис Шапиро - гитара, Сергей Шорохов, ех-ФУТБОЛ - бас, Андрей Кобец - ударные). Суть и своеобразие группы определили две безусловно удачные композиции: "Дедушка—панк" и "Ботинки" — не декларация, а художественные образы, в которых прослеживается здоровое фольклорное начало, связывающее НиЗ с традицией ДДТ и ФУТБОЛА.
К сожалению, Сигачев не всегда выдерживает собою же заданный уровень и тоже порой сбивается на игру в "ключевые" слова для заведения зала. Музыка пока не отличается оригинальностью - и просто удивительно, что при этом группа практически не использует музыкальный потенциал своего лидера, которого совсем недавно, в 85-м при записи московско-уфимского ЛП "Время" Шевчук решительно (и, в общем, справедливо) предпочел всем столичным клавишникам.
Я не призываю Сигачева немедленно садиться за фортепиано, но использовать его в качестве свободного вокалиста сегодня, в эпоху всеобщего самофинансирования и хозрасчета, слишком уж расточительно.
Было бы просто замечательно, если бы НиЗ не боялись оставаться собой - т.е. максимально ориентировались на свои естественные преимущества.
Да, два года террора и два года блеватории сделали свое дело с московским роком... А между тем, на нас надвигается большой эстетический катаклизм: примерно через полгода традиционный принцип построения рок-программ: "Тот, кто громче скажет: "Гав!", тот, конечно, будет прав" (отсюда - эстетика "ключевых слов"), останется годен разве что для глухой периферии. Грамотная рок-аудитория уже сейчас переориентируется с бытового самовыражения: "Вот мы какие крутые!" на самовыражение средствами искусства: ибо непонятно, зачем платить бабки за то, что можно совершенно бесплатно услышать в любом парадном.
Боюсь, что тогда разрыв между основной генерацией московского рока (зажатой в тиски между эстрадной мафией и чиновничьей блеваторией) и их свердловскими, ленинградскими и пр. коллегами уже будет напоминать наше общее научно-техническое отставание, скажем, от Бенелюкса. И кто будет в этом виноват? Конечно, Опрятная, Федулов
1, Беликов2, Алла Пугачева... Но только ли они? А?1Следователь ОБХСС, организовавший "дело БРАВО" в 1984 г.
2Чиновник Гл. упр. культуры, "курирующий" рок-музыку.
Статья сохранена
Владимиром Ивановым