Вернуться в 1987 год

1986

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1988

Капризы РОКАКАПРИЗЫ РОКА И ЛОГИКА СУДЬБЫ
О ТВОРЧЕСТВЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ

Массовая культура...

КОГДА говорят "массовая культура", то имеют в виду, как правило, нечто уцененное, потакающее невысокому вкусу. Когда говорят "массовое искусство", то имеют а виду - так уж повелось - нечто позитивное и многообещающее. Почему это так - отдельный разговор. Будем воспринимать эти термины в их современном значении. В этой связи возникает вопрос: правы те, кто считает самодеятельных

рок-музыкантов апологетами "Массовой культуры", а поддерживающих их музыкальных критикой - ее адвокатами, или те, кто видит за самодеятельной рок- музыкой будущее с позиций искусства?

- Очень хорошо что в нашем городе существует рок-клуб - говорит А.П. Петров. народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, председатель правления Ленинградской организации Союза композиторов РСФСР - Он помогает нам лучше познакомиться с творчески интересными коллективами. В те же время клуб выявил немало групп, явно подражательных, эпатирующих молодежь своим репертуаром и манерой поведения на эстраде. Талантливым группам нужно дать дорогу на большую эстраду, ТВ, радио, записывать на пластинки. Это будет способствовать вытеснению всего ненастоящего, неталантливого.

В рок-клубе есть несколько незаурядных музыкантов, для которых рок-музыка не просто забава или средство манипуляции эмоциями слушателей, а музыкальный язык, на котором можно сказать нечто важное для своего поколения, выразить отношение к тем проблемам, которые его волнуют. Отношение, подчеркнутое артистическим талантом певца и музыканта, яркой творческой индивидуальностью обладают например, Константин Кннчев, Виктор Цой, Михаил Борзыкин.

За жизнью рок-клуба, творчеством отдельных групп и музыкантов сегодня оперативно следит молодежная пресса Музыкальные редакции ТВ уделяют самодеятельным рок-группам едва ли не больше взимания чем членам Союза композиторов. Получается даже так, что в произведениях молодого и талантливого композитора С. Белимова широкому зрителю становится известно из передачи "Музыкальный ринг", посвященной Б. Гребенщикову, а вот любая маломальски своеобразная группа из рок-клуба уже имеет карт-бланш если не на популярность, то во всяком случае на внимание средств массовой информация. Атмосфера сенсации в конечном итого вредна рок-клубу, потому что в такой ситуации создается благоприятная обстановка для превращения массового искусства - рок-музыки - в один из атрибутов массовой культуры.

А массовая культура, как известно, любит все из ряда вон выходящее, эпатирующее, любит все, что можно хорошо, быстро и выгодно продать потребителю. Ее не заботит суть, пафос, проблематика. Ее интересует привкус чего-то запретного, недозволенного. Ее привлекают условия, в которых раскрепощаются сдерживаемые культурными навыками инстинкты: она играет на потребности в немедленном удовлетворении желаний - в общем, она весьма соблазнительна для всех, кто не дает себе труда думать над жизнью. а также для тех, кто устал от этих дум. И в этом случае не важно. о чем поет музыкант, важно "заводит" или "не заводит", "в кайф" или "не в кайф". И тогда нетребуется особого музыкального мастерства, и не имеет значения, что из-за плохой аппаратуры не слышно текста песен. Важно другое - зал оглушен тяжелым напором музыкальной электроволны. Думать не нужно, даже противопоказано. Нужно отдаться неумолимому ритму, не оставляющему простора ни для воображения, ни для непосредственного музыкального переживания. Сознание отключено. А подсознание? Кто его знает, что в нем притаилось?

Пафос протеста, который прекрасно выражается средствами рок-музыки, может и должен обладать точными нравственными ориентирами. "Мы ждем перемен", - несколько раз повторяет лидер популярной группы, вдалбливает в голову ударным припевом своего нового "хита". Так, видимо, группа понимает дух времени. Странная позиция предлагается залу, молодежной по преимуществу аудитории. Словно участие бесполезно, остается только ожидание, Однако пассивное ожидание "перемен" не может вызывать сочувствия у молодежи.

Тяга к публицистике ощущается в рок-клубе. Однако публицистический пафос всегда имеет в виду четкую демаркационную линию, разделяющую "своих" и "чужих".

Чаще всего эта линия проводится в рок-клубе между поколением "детей" и поколением "отцов". Они, "отцы" - источник общего неблагополучия, мы, "дети", пожинаем плоды их ошибок. Конфликт этот стар, как мир и нет ничего удивительного, что в творчестве самодеятельных рок-музыкантов он имеет публицистическую заостренность. Однако иногда создается впечатление, что "дети" даже как бы радуются этим ошибкам, потому что благодаря им чувствуют свое превосходство. Это самоутверждение ложной природы, ибо основано на эгоизме. Оно служит и самооправданию, являясь внутренней мотивировкой привлекательного ухода в зыбкую область мечтаний, галлюцинаций, в "райские кущи", демонстрируя еще один яркий механизм массовой культуры, охотно подменяющий истинные конфликты эрзацем проблемности. И тогда все ценности превращаются в единицы ритма...

Негативные тенденции в деятельности рок-клуба вызывают тревогу и у самих его членов. Говорит С. Курехин:

- Рок давно уже перестал быть творческой музыкой. Чуть-чуть таланта, немного сноровки в игре на музыкальных инструментах, немыслимый грохот аппаратуры от обшей беспомощности, глупость в текстовке, доведенная до пошлости, развязность и агрессивность от комплекса неполноценности, ложный пафос от социальной ущербности, все это, пропущенное через физиологический фильтр, выдается за искусство для молодежи! Характерный пример тому - группы "Аквариум" и "Алиса" Комсомольским организациям, на мой взгляд, здесь есть над чем подумать...

...и культура для масс

ОЧЕВИДНО, что после долгого молчания известный ажиотаж вокруг самодеятельной рок музыки неизбежен. Видимо нужно дать возможность выговориться всем сторонам, чтобы потом повести более, конструктивный разговор. Но выговориться - не значит делать выговор, а тем более произносить приговор. Не идет на пользу делу и менторский тон некоторых публикаций по вопросам рок-клуба и Творчества самодеятельных музыкантов (например, выступление В. Грибанова в газете"Ленинградский университет"). Необходима забота, а не "проработка" молодых музыкантов. Критика несомненно должна быть убедительной. Организационные проблемы рок-клуба, а их довольно много, также должны решаться не на словах, а на деле.

В какой мере Облсовпроф, которому подчиняется Ленинградский дом художественной самодеятельности, может помочь в этом вопросе?

- Мы считаем, - сказали нам в культурно-массовом отделе Облсовпрофа, - что рок-клуб заслуживает самого пристального внимания, поскольку влияет на досуг большой части молодежи. О значении, которое мы придаем любительским объединениям в культурной жизни страны, свидетельствует положение, принятое совместно Министерством культуры СССР. ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и другими заинтересованными организациями, Согласно этому положению, любительские объединения, а также различные клубы по интересам, по решению организации- учредителя, могут быть переведены на систему полной или частичной самоокупаемости. Это на наш взгляд, помогло значительно улучшить материальную базу рок-клуба. Новый год в жизни рок-клуба должен стать периодом перестройки - и организационной, н, надо думать, творческой.

Творчество большинства групп, входящих в рок-клуб, носит сегодня камерный характер. На больших площадках можно просто не разглядеть тех театральных эффектов, к которым прибегают многие коллективы в стремлении превратить свои выступления в настоящее зрелище. Многие группы побаиваются расстаться и со своей, "подготовленной" аудиторией. Воодушевление той или иной группы прямо пропорционально чувству "своей" аудитории.

С другой стороны, сами музыканты стремятся расширить географию своих выступлений. Две эти тенденции, на первый взгляд, противоречат друг другу, однако на самом деле это есть закономерный процесс роста, который не может сразу, в мгновение ока, превратить юнца в настоящего мужчину.

Практика "открытых" концертов ведущих музыкантов н коллективов рок-клуба весьма плодотворна. Именно на "смешанной" публике становится особенно ясно, "кто чего стоит". Это полезно и музыкантам, которые не должны делать ставку на невзыскательный вкус. "Популярная механика" под руководством Сергея Курехина, как правило выдерживает ринги с но-вой аудиторией, потому что создает остроумный, иногда даже злой. музыкальный портрет массовой культуры, вскрывает ее механизмы, ежечасно превращающие в единицы ритма те ценности, которые куль-тура истинная разводит на разные полюса. Элемент эпатажа здесь не самоцель, а художественный прием, что никак не относится к такой груп-пе рок-клуба, как "Модель".

- В рок-клубе сегодня есть целый ряд интересных групп, - говорит заведующий отделом культуры Обкома ВЛКСМ С. Л. Исаев. - Они уже дос-таточно выросли и окрепли, чтобы расширить контакты с публикой. Это группы "АВИА", "Аквариум". Фестивали показывают, что растет мастерство и других групп. Может быть, теперь целесообразно не ограничиваться кулуарными концертами, а чаще устраи-вать встречи музыкантов, с самой разнообразной аудиторией, наладить связи с творческой молодежью, которая не всегда имеет возможность попасть в рок-клуб. Почему бы не организовать серию, целе-вых концертов для студентов творческих вузов, если сами музыканты в этом заинтересованы? Дворец молодежи оказывает рок-клубу поддержку и в проведении фестивалей с организационной и технической стороны. Однако мы работаем с рок-клубом, мне кажется, недостаточно интенсивно.

В целом творчество самодеятельных коллективов н отдельных музыкантов выглядит в достаточной мере противоречиво. Художественное сочетается с нехудожественным, искреннее с фальшивым. Хотелось бы, чтобы лучшие группы, завоевавшие себе внимание слушателей, не шли на поводу у невзыскательной ее части, а вели молодежь за собой. В бой? Пожалуйста. Но во имя высоких целей, а не из ложного самоутверждения.

Мы ждем от ансамблей - членов Ленинградского рок-клуба большей требовательности к себе, к своему творчеству, И тогда для них откроется дорога к настоящей широкой аудитории, в "Ленконцерт". на фирму "Мелодия", как открылась она уже для тех музыкантов, кто преодолел "болезнь роста" и неже-лание прислушаться к мнению массового зрителя.

Сегодня судьба покровительствует рок-клубу. В какой же мере он сам сможет определять логику своей судьбы?

С. ШОЛОХОВ
"Ленинградская правда" ( 05 апреля 1987г.)


Вернуться в 1987 год

1986

Предыдущая статья

 

Следующая статья

1988