"ВСЕ, ЧТО Я ПЕЛ, - УПРАЖНЕНИЕ В ЛЮБВИ"
Можно было бы (и даже отчасти хотелось бы) написать большой и прочувствованный текст о судьбоносной роли ансамбля "Аквариум" в умах и сердцах поколения двадцатилетних. Уже выросли те, кто обозначает время своего рождения как "я родился в год создания "Аквариума". Уже вышли замуж те, кто с придыханием влезал через крышу какого-нибудь окраинного ДК на полуподпольные и категорически невприветствуемые концерты "Аквариума". Уже водят в детский сад и школу детей и даже нянчат внуков динозавры и основатели коллектива. Некоторые даже пытаются уйти на пенсию и подобный заслуженный отдых...
Хотелось бы написать прочувствованный текст, но оставляю эту заманчивую идею, возможно, до июля - формального юбилея ансамбля.
Вспомню лишь трогательный (до наворачивающейся на левый глаз слезы) эпизод, когда в предбаннике небезызвестного "Сайгона" попал мне в руки засаленный комплект компьютерно распечатанных страниц с обложкой, помеченной названием "Дело мастера Бо" и загадочными выходными данными "Фан-пресс". И как охватило меня в ту минуту естественнее клептоманское вожделение - схватить, убежать, спрятать, а потом тихими зимними вечерами у камелька наедине с фотографиями, плакатами и наборам кассет вчитываться в до того только слышанные тексты...
Вспомню ощущение беспредельного восторга в момент, когда я стала все же счастливым обладателем подобной распечатки и избавилась от необходимости вслушиваться в плохие записи с целью разобрать слова.
Но предположить, что когда-нибудь кто-нибудь издаст все это законным образом в некоем энциклопедическом виде с фотографиями, обложкймй альбомов и т. п., было невозможно. И все же так случилось. Случилось, как случились и четыре виниловых диска, как концерты в тысячеместных залах, как плакаты, телевизионные клипы.
Это похоже на последнюю точку в каноническом рисунке, на собрание сочинений. Быть может, эта книжка отнимет у нас еще одну частичку детских запретных воспоминаний. пропитанных воздухом андеграунда и псевдовзросления. Быть может, "Аквариум" станет еще на дольку не своим, а достеянием общественности. Но если бы такой сборник не появился, нас ждала бы слава Геростратов.
Сегодня мы печатаем несколько текстов песен, а также стихотворений из новой книги, выпущенной творческим товариществом "Сестра" (тоже детищем "Аквариума"). И напоминаем, что "Аквариум" был творением нескольких людей, которые все достойны персональных поклонов.
Вот
тексты песен. Читать их, не слушая
песен, абсолютно бессмысленно.
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ - читателям "ВП".
С той стороны
зеркального стекла
Последний
дождь - уже почти не дождь;
Смотри, как просто в нем найти покой.
И если верить в то, что завтра будет
новый день,
Тогда совсем легко..
Ах,
только б не кончалась эта ночь;
Мне кажется, мой дом уже не дом.
Смотри, как им светло - они играют в
жизнь свою
На стенке за стеклом.
Мне
кажется, я узнаю себя
В том мальчике, читающем стихи;
Он стрелки сжал рукой, чтоб не
кончалась эта ночь,
И кровь течет с руки.
Но
кажется, что это лишь игра
С той стороны зеркального стекла;
А здесь рассвет, но мы не потеряли
ничего:
Сегодня тот же день, что был вчера.
Сталь
Я не знаю, зачем ты
вошла в этот дом,
Но давай проведем этот вечер вдвоем;
Если кончится день, нам останется
ром,
Я купил его в давешней лавке.
Мы
погасим весь свет, и мы станем
смотреть,
Как соседи напротив пытаются петь,
Обрекая бессмертные души на смерть,
Чтоб остаться в живых в этой давке.
Здесь
дворы как колодцы, но нечего пить;
Если хочешь здесь жить, то умерь
свою прыть,
Научись то бежать, то слегка
тормозить,
Подставляя соседа под вожжи.
И когда
по ошибке зашел в этот дом
Александр Сергеич с разорванным
ртом,
То распяли его, перепутав с Христом,
И узнав об ошибке днем позже.
Здесь
развито искусство смотреть из окна,
И записывать тех, кто не спит, имена.
Если ты невиновен, то чья в том вина?
Важно первым успеть с покаяньем.
Ну а
ежели кто не еще, а уже,
И душа как та леди верхом в неглиже,
То Вергилий живет на втором этаже,
Он поделится с ним подаяньем.
Здесь
вполголоса любят, здесь тихо кричат,
В каждом яде есть суть, в каждой
чаше есть яд;
От напитка такого поэты не спят,
Издыхая от недосыпанья.
И в
оправе их глаз - только лед и туман,
Но порой я не верю, что это обман;
Я напитком таким от рождения пьян,
Это здешний каприз мирозданья.
Нарисуй
на стене моей то, чего нет;
Твое тело как ночь, но глаза как
рассвет.
Ты - не выход, но, видимо, лучший
ответ;
Ты уходишь, и я улыбаюсь...
И
назавтра мне скажет повешенный раб:
"Ты не прав, господин"; и я
вспомню твой взгляд,
И скажу ему: "Ты перепутал, мой
брат:
В этой жизни я не ошибаюсь".
Из Альбома А.К.
Верю я, что
сбудется предвестье,
Мной предвосхищенное в мечтах,
И пройдет по тихому предместью
Лев Толстой в оранжевых портах.
И
Тургенев, дурь смешавши с дрянью,
Дружески прошепчет в ухо мне:
"Чу! Смотри - Есенин гулкой ранью
Проскакал на розовом слоне!"
Пески Петербурга
Ты - животное
лучше любых других,
Я лишь дождь на твоем пути.
Золотые драконы в лесах твоих,
От которых мне не уйти.
И отмеченный знаком твоих зрачков
Не сумеет замкнуть свой круг,
Но пески Петербурга заносят нас
И следы наших древних рук.
Ты могла
бы быть луком - но кто стрелок,
Если каждый не лучше всех?
Здесь забыто искусство спускать
курок
И ложиться лицом на снег.
И порою твой блеск нестерпим для
глаз,
А порою ты - как зола;
И пески Петербурга заносят нас
Всех
По эту сторону стекла...
Ты
спросила: "Кто?"
Я ответил: "Я",
Не сочтя еще это за честь.
Ты спросила: "Куда?"
Я сказал: "С тобой,
Если там хоть что-нибудь есть".
Ты спросила: "Зачем?" - и я
промолчал,
Уповая на чей-нибудь дом.
Ты сказала: "Я лгу"; я сказал:
"Пускай,
Тем приятнее будет вдвоем";
И когда
был разорван занавес дня,
Наши кони пустились впляс,
На земле, на воде и среди огня
Окончательно бросив нас.
Потому что твой блеск - как мои
слова:
Не надежнее, чем вода.
Но спросили меня: "Ну а жив ли ты?"
Я сказал: "Если с ней - то да".
Полярники
Боже, помилуй
полярников с их бесконечным днем,
С их портретами партии, которые
греют их дом;
С их оранжевой краской и планом на
год вперед,
С их билетами в рай на корабль,
идущий под лед.
Боже,
помилуй полярников - тех, кто
остался цел,
Когда охрана вдоль берега, скучая,
глядит в прицел.
Никто не знает, зачем они здесь, и
никто не знает их лиц,
Но во имя их женщины варят сталь, и
дети падают ниц.
Как им
дремлется, Господи, когда ты им
даришь сны?
С их предчувствием голода и страхом
гражданской войны,
С их техническим спиртом и
вопросами к небесам,
На которые ты отвечаешь им, не зная
об этом сам.
Так
помилуй их, словно страждущих, чьи
закрома полны,
Помилуй их, как влюбленных,
боящихся света луны;
И когда ты помилуешь их и воздашь за
любовь и честь,
Удвой им выдачу спирта, и оставь их,
как они есть.
А.
ЧЕРНИГОВСКАЯ
"Вечерний
Петербург"
(01 февраля 1992г)
Статья
сохранена Борисом
Сагайдаком
Тексты песен
украдены с "Планеты
Аквариум"